Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

    Делова Ирина Анатольевна

    Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx188.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Большеохочевский филиал МКОУ «Охочевская СОШ»

                   Курской области Щигровского района

                             Доклад

    По теме: « Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС НОО».

                  (Из опыта работы)

         Учитель начальных классов:

          Делова Ирина Анатольевна

             

                           - 2014 год –

    В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС  НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование  должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.

        Варианты проектирования уроков предложены в некоторых  учебно- методических комплектах и образовательных  системах начального образования. Наиболее известным является подход доктора педагогических наук,  профессора Л.Г.Петерсон . Учитель вправе выбирать тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.

    Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:

    - технологию традиционного обучения;

    - технологию развивающего обучения;

    - технологию проблемного обучения;

    - технология развития критического мышления;

    - проектная технология;

    - ИКТ технологии. (Слайд 1)

    В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет  желательный результат своей деятельности (т.е. цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения (УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). ( Раздать листочки).

    При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования  осознанных ЗУНов и УУД.

    Сравним традиционную типологию уроков и типы современного урока (слайд 2).

    Традиционные                           Современные

    Урок введения нового знания;

    Урок открытия  нового знания;

    Урок закрепления изученного материала;

    Урок рефлексии;

    Урок систематизации и обобщения;

    Урок построения системы знаний;

    Урок контроля;

    Урок развивающего контроля;

    С позиции системно-деятельностного подхода обязательным элементом урока является ситуация осмысления предстоящей работы, т е целеполагание. Доминантной в уроке является  одна цель , хотя может присутствовать и составляющая воспитательная, которую определяет тема урока. В цели должен быть отражён планируемый результат , который  реализуется в итоге урока, понятный и точный для обучающихся.(слайд 3)

    Пример 1. Цель урока:

    - «Научиться  распознавать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»

    - «Открыть способ вычитания числа 7»

    - «Определить признаки объектов живой и неживой природы»

    - « Оценить поступки героев произведения….»

    В представленных формулировках отражён главный  «выяснить», «определить», «оценить» предполагают поисковую, исследовательскую деятельность детей по освоению нового знания и ведущий способ деятельности на уроке.

    Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как  конкретные действия, необходимые для её достижения. (слайд 4)

    Пример 2: Урок: «Звуки [k], [k’] , буквы Кк»

    Цель урока: 

    Дать характеристику новых  звуков [k] [k’] и букв Кк.

    Задачи урока:

    (обучающиеся должны)

    1. Объяснить, зачем необходимо изучать новые звуки и буквы.
    2.  Составить план действия по изучению звуков [k] [k’] и букв Кк.
    3.  Сравнить звуки [k] [k’] при прослушивании звуков в словах, выделить их признаки.
    4.  Составить буквы Кк из элементов.
    5. Тренироваться в чтении слогов и слов с буквой К.
    6. Рассказать о звуках [k] [k’] по опорному плану.
    7. Оценить свою работу на уроке.

    Внеурочное занятие по программе «Школа безопасности» в форме ролевой игры «Я пешеход» 1-2 классы.

    Цель занятия:

    Составить алгоритм поведения по дороге из школы домой.

    Задачи занятия:

    1.Разыграть ситуации дорожного движения с позиции пешехода, водителя, пассажира транспорта.

    2. Проанализировать возможные ситуации по дороге из школы домой.

    3. Определить алгоритм действия в разных ситуациях.

    4. Оценить своё поведение в ситуации дорожного движения.

    Перейдём к конструированию технологической карты урока.

    Собственно сама карта урока состоит из двух частей:

    -технологической карты (тема и тип урока; цель и задачи урока; планируемые результаты (УУД); ресурсы)

    - сценария урока ( этапы урока,  формируемые УУД для каждого этапа, деятельность учителя и учащихся).

    Этапы урока зависят от типа урока.

    Первая таблица – технологическая карта (слайд 5).


                                                Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

    Тема урока. Тип урока.

    А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

    Цель урока

    Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

    Задачи

    1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.
    2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.
    3. Защитить творческие проекты.
    4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

    Планируемый результат (УУД)

    Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

    Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

    Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

    Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, русский язык.

    Ресурсы

    Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.

    Сценарий урока. (слайд6)

    Этапы урока

    Формируемые УУД

    Деятельность  учителя

    Деятельность учащихся

    1. Мотивация к учебной деятельности

    (1–2 мин)

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Личностные: действия смыслообразования.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)

    Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

    Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

    3. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)

    ……

    4. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)

    5. Первичное закрепление с комментированием во
       внешней речи (4–5 мин)

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону     (3–5 мин).

    7. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)

    8. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин)

    Выбор УУД зависит от этапа урока и логической составляющей задания по ходу проектирования сценария урока.

    Более подробно технологическую карту предлагаю рассмотреть на примере разработанного мной урока литературного чтения в 4 классе по произведению А.П.Чехова « Мальчики». (сценарий урока прилагается)

    По интересующим вас вопросам можно обращаться  на  

      Социальная сеть работников
    образования nsportal.ru

    Делова Ирина Анатольевна

    сайт учителя начальных классов

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

    Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

    Использование ЭОР на уроках в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

    В  условиях внедрения ФГОС НОО урок должен не только перестать единицей планирования и анализа обучения, но освободтить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной ш...

    презентация "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

    мультимедийное сопровождение доклада "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"...

    Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

    В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

    Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".

    В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС....