Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».
консультация по теме

Гергенредер Каролина Эдуардовна

 

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

10 октября 2018 года я провела мастер-класс для родителей и деток нашего детского сада под названием «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».  Мой мастер-класс состоял из двух частей. Вначале я познакомила родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением; рассказала о причинах,  по которым необходимо заниматься данным видом гимнастики; дала рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики дома. А потом мы все вместе перешли непосредственно к выполнению самой артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ. Детки вместе с родителями, бабушками с удовольствием выполняли такие упражнения, как «Улыбка»,  «Дудочка»; упражнения для щек «Веселый хомячок» и «Голодный хомячок» привели всех в восторг. Выполняя динамические и статистические упражнения для языка, мы разучили веселые стихотворения. Больше всех нашим деткам доставили неподдельное удовольствие такие упражнения, как «Котенок лакает молоко», «Вкусное варенье», "Маляр». В заключение нашего вечера мы поиграли в игру «Сказочка-указочка». Надеюсь, что наша встреча была полезна для родителей, и мы продолжим наше сотрудничество.

Воспитатель подготовительной группы Гергенредер Каролина Эдуардовна.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx609.67 КБ
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

10 октября 2018 года я провела мастер-класс для родителей и деток нашего детского сада под названием «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».  Мой мастер-класс состоял из двух частей. Вначале я познакомила родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением; рассказала о причинах,  по которым необходимо заниматься данным видом гимнастики; дала рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики дома. А потом мы все вместе перешли непосредственно к выполнению самой артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ. Детки вместе с родителями, бабушками с удовольствием выполняли такие упражнения, как «Улыбка»,  «Дудочка»; упражнения для щек «Веселый хомячок» и «Голодный хомячок» привели всех в восторг. Выполняя динамические и статистические упражнения для языка, мы разучили веселые стихотворения. Больше всех нашим деткам доставили неподдельное удовольствие такие упражнения, как «Котенок лакает молоко», «Вкусное варенье», Маляр». В заключение нашего вечера мы поиграли в игру «Сказочка-выручалочка». Надеюсь, что наша встреча была полезна для родителей, и мы продолжим наше сотрудничество.

Воспитатель подготовительной группы Гергенредер Каролина Эдуардовна.

C:\Users\Эдик\Desktop\Мои документы\фото с мастер-класса\DSCF8221.JPGC:\Users\Эдик\Desktop\Мои документы\фото с мастер-класса\DSCF8224.JPGC:\Users\Эдик\Desktop\Мои документы\фото с мастер-класса\DSCF8217.JPGC:\Users\Эдик\Desktop\Мои документы\фото с мастер-класса\DSCF8227.jpgC:\Users\Эдик\Desktop\Мои документы\фото с мастер-класса\DSCF8226.JPG



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях».

Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.

План проведения:

1. Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.

2. Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.

3. Советы воспитателя.

4. Вопросы воспитателю.

Ход мастер-класса:

  1. -Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас приветствовать на мастер-классе, посвященном «Артикуляционной гимнастике».

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Так и язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины, по которым необходимо заниматься

артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении).

4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.

11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

2. Выполнение:

 -Я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Поставьте перед собой зеркало.

Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции (губы, зубы, язык) и выполняют действия по тексту.

-А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ:

1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек:

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка:

1. «Накажу непослушный язычок». Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

4. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка:

(выработка координации и точности движений)

1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево - вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

3. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

4. « Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

5. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох,  и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

3. Советы воспитателя:

1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

2. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

3. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

4. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

5. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

6. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

7. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

8. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

-Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

- Закончить свой мастер-класс я хочу веселой игрой:

ИГРА «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА»

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа.

Ты не меньше мне люба!

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка

А когда открылся рот.

Язычок пошёл вперёд.

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка

Боковые есть края

Всё про ротик знаю я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Рекомендации для родителей. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи....

Мастер класс «Решение составных задач», работа со слабоуспевающими детьми 2 класс

Предмет «Математика», авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. КормишинаУМК по системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаКласс: 2Тема «Решение составных задач»Цель: сформировать умение составлять ...

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях»

КнопочкиРебенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком [р], нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — сто...