Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
статья по логопедии по теме

Царевская Елена Геннадьевна

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики, кинезиологические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих  технологий

 в работе с младшими школьниками,

имеющими трудности обучения

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы.  Одним из требований является «создание среды, учитывающей специфику возрастного психофизического развития обучающихся на ступени начального образования с использованием в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий деятельностного типа».

Здоровьесберегающая педагогика - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития психологического и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов).

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Тема мастер-класса: Использование здоровьесберегающих  технологий

 в работе с младшими школьниками, имеющими трудности обучения

Цель: 

поделиться опытом  работы по формированию и сохранению психологического здоровья обучающихся, который поможет педагогам в создании собственной системы работы в этом направлении

Здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:

  • в физическом плане (ребёнок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
  • в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
  • в нравственном плане (честен, эмпатичен (умеет сопереживать), самокритичен);
  • в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
  • в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).

(Слайд 4) Особого внимания в плане сохранения здоровья требуют дети с трудностями обучения. Вот психологический портрет такого ученика:

  • низкая работоспособность, повышенная утомляемость
  • несформированность произвольности психических процессов
  • низкая учебная мотивация
  • низкая самооценка
  • трудности в усвоении  социальных норм поведения
  • недостатки устной и письменной речи

Формирование и сохранение психологического здоровья школьников осуществляется через рациональную организацию урока с использованием здоровьесберегающих технологий. (Слайды 5-6)

  • творческий характер образовательного процесса;
  • психоэмоциональный комфорт  каждого ученика;
  • применение нестандартных форм урока;
  • оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);
  • физкультминутки, музыкальные паузы;
  • игровые моменты;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
  • смена умственной и физической деятельности;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксация              

Очень важно построить содержание учебного материала и подобрать формы работы с учётом здоровьесбережения. (работа фломастером через файл)

Давайте определим преимущества этой формы работы:

  1. Экономия учебного времени. Упражнения построены так, что учащимся не нужно списывать текст задания. Выполняется только отдельная операция, развивающая тот или иной навык. Например, «вставь пропущенную букву,  зачеркни цифру, соответствующую числу слогов в слове, соедини слова с подходящими звуковыми схемами».
  2. Возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Учащиеся могут работать с дидактическим материалом в разном темпе, выполняя задания разной сложности в разном объёме.
  3. Снятие эмоционального напряжения, страха сделать ошибку, повышение самооценки. Если что-то не получилось, можно стереть запись и начать сначала.
  4. Повышение познавательного интереса, учебной мотивации. Задания предлагаются в игровой форме, отличаются по форме и содержанию от материала учебника. Несмотря на их занимательность, упражнения несут в себе необходимую учебную нагрузку.

Так, на логопедических занятиях я использую презентации для закрепления правильного произношения, подбирая наглядный материал таким образом, чтобы воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, вызывать эмоциональный отклик, привлекать внимание.

Для детей с трудностями обучения большую сложность представляет работа в группе. Они обычно или занимают пассивную позицию или конфликтуют, что тормозит достижение общего результата.

Имитационная игра «Переводчики», работа в парах.

Задание: известные детские стихи переведены с Хокку - жанр японской поэтической миниатюры. Нужно вспомнить русский вариант стихов. Обязанности в паре нужно распределить таким образом: один выразительно читает хокку, другой – «русский» вариант стихов, считалок, потешек.

Предлагаем вам освоить один из видов деятельности, который учитель-логопед использует в своей работе – артикуляционную гимнастику (имитационная игра)

Артикуляционная гимнастика способствует

  • чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
  • снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок
  • формированию навыков самоконтроля

Правила выполнения:

  • На одном уроке выполняем 3-4 упражнения, включая упражнения разных блоков
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • При отборе упражнений  следуем правилу   «от простого к  сложному».  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме
  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд
  • Ученик должен хорошо видеть лицо учителя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

1-й блок – упражнения для губ и щёк

                            Упр. «Дудочка»

                            «Заборчик»

                             «Шарик»

2-й блок – статические упражнения

                            Упр. «Блинчик»

                            «Грибок»

                           «Чашечка»

3-й блок – динамические упражнения

                              Упр. «Качели»

                             «Часики»

                             «Маляр»

                              «Орешки»

                              «Чистим зубки»

                              «Киска»

         

        Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

             Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того,

                       кинезиологические  упражнения способствуют

  • улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
  • позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
  • повышают работоспособность, снижают утомляемость,
  • активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

     Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга (приложение). Выполняем упражнения:

  • Колечко
  • Кулак-ребро-ладонь
  • Лезгинка
  • Буратино
  • Ухо-нос

Чтобы младший школьник был готов решать познавательные задачи, его самооценка должна несколько опережать его возможности, т.е быть завышенной. Самооценка ребёнка формируется под влиянием взрослых. Но решающей в начальной школе является позиция учителя, который для ученика младших классов непререкаемый авторитет. Формирование правильной самооценки – длительный целенаправленный процесс, особенно у детей с трудностями обучения,  который осуществляется на каждом уроке, в том числе через элементы рефлексии

Что же такое рефлексия? Это

  • Обращение назад
  • Размышление о внутреннем состоянии
  • Самопознание
  • Самоанализ

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика

Цель рефлексии - помочь ребенку вспомнить, выявить и осознать основные компоненты своей деятельности.

Какими способами можно обучить ребенка рефлексии?

Это может быть:

  • Устное обсуждение
  • Письменное анкетирование
  • Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока

Рефлексия может быть трех видов:

  • Настроения и эмоционального состояния
  • Содержания учебного материала
  • Рефлексия деятельности

Определите, какой вид рефлексии наиболее сложен для детей с трудностями обучения.

Практическая часть – рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 и рефлексия содержания учебного материала и деятельности

                Подводя итоги мастер-класса, я благодарю вас за совместную деятельность. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам в построении собственной системы работы по сохранению здоровья младших школьников.