Главные вкладки

    Применение системно-деятельностного подхода в работе с учащимися, имеющие трудности в обучении.
    презентация к уроку (4 класс) на тему

     

    Главная задача учителя создать ситуацию успеха

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Применение системно-деятельностного подхода в работе с учащимися, имеющие трудности в обучении. Презентацию подготовила: учитель начальных (коррекционных) классов МБОУ СОШ№28 Фидря Елена Ивановна

    Слайд 2

    Основная идея СД подхода: новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Главная задача учителя - C оздать каждому ученику ситуацию успеха.

    Слайд 3

    Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов: -нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы; -нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию . Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда); разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока; организовать индивидуально-групповую работу; применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

    Слайд 4

    Наивность, несамостоятельность, непосредственность Затруднение в организации собственной целенаправленной деятельности Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, низкий темп и объем Игра как способ уйти от трудной учебной деятельности

    Слайд 5

    Фрагмент урока письма по теме «Имя существительное» Организационный момент. Дорогие мои, ребятишки, Давайте возьмем в руки книжки. Приглашаю я вас путешествовать- Знанья свои совершенствовать. - Ребята, сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Основная часть урока. В ведение в тему, сообщение темы и целей занятия. - С давних времен существует такая страна под названием Речь. В ней много островов и городов. Одна из таких стран нам с вами уже знакома это страна- «Имя существительное». По этой стране мы и будем сегодня с вами путешествовать. Встречаясь с именами существительными, мы с вами повторим и закрепим все то, что мы уже знаем об этой части речи. На каждом острове нас будут ждать различные испытания. Прежде чем мы отправимся в путешествие , давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

    Слайд 6

    Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: игра «Четвёртое лишнее» Горка, сгорел, пригорок, горняк. Носить, носовой, носик, нос. Лесник, лес, лестница, безлесный.

    Слайд 7

    Использование сигнальных карточек при выполнении заданий Удобство и эффективность- сразу видна работа каждого ребёнка

    Слайд 8

    Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. Соревновательный момент, чтобы прикрепить свою карточку, нужно дать правильный ответ.

    Слайд 9

    Узелки на память составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.

    Слайд 10

    Фрагмент занятия: «Эксперименты с магнитом» Здравствуйте, уважаемые гости нашего занятия и юные исследователи! -Сегодня мы будем работать в лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами. - Чем занимаются в лаборатории? Проводят опыты, эксперименты. Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент! Что же такое эксперимент? (Ответы детей) При проведении эксперимента вы должны строго следовать алгоритму. - Работать вы будете в группах. - Итак, наша лаборатория начинает свою работу! Посмотрите! Я научилась двигать предметы! * На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола). - Почему стакан двигается? * Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит. Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

    Слайд 11

    Личностно-ориентированная технология Основным замыслом личностно – ориентированного урока является необходимость раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания Фрагмент урока: "Орфограммы в приставках" Урок был проведен в парадигме личностно – ориентированного обучения. На этапе целеполагания учащимся была предоставлена возможность: определить тему и сформулировать цель урока, выделить основные понятия и обозначить задачи; на этапе планирования – внести необходимые коррективы в работу, выбрать удобную для себя форму деятельности. В процессе реализации плана был дан показательный ответ по теме « каким способом можно проверить орфограммы в приставках? » на основе самостоятельно проведенного мини – исследования;

    Слайд 12

    Определяем проблему урока 2.Актуализация опорных знаний (На доске записан текст): Слайд 2 Чтобы определить тему урока, выполним следующее задание.1 уч-к у доски, остальные на карточках. ( П..)явилась (в)небе синяя туча. (З…)шумел ветер. (Ра…)дался грохот. (..)пали первые капли дождя. Маленький щенок (…)прятался. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные орфограммы. В какой части слова пропущены орфограммы? Выделите эту часть. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Слайд 13

    “ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ” Слайд 3 - Какие орфограммы встретились в приставках? Выпишите из текста слова с приставками. Подчеркните орфограммы в приставках. 1.Какие, на ваш взгляд, цели и задачи мы будем решать на уроке по данной теме? Научиться определять орфограммы в приставках. Научится отличать приставку от корня. Запомнить способы проверки написания приставок. Повторить правописание предлогов и приставок

    Слайд 14

    Цель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки, выстраивая ЦЕПОЧКУ ЗНАНИЙ. Какие знания нам помогут в достижении нашей цели? 3. Повторение и систематизация материала. Слайд 4 (Составление цепочки знаний по теме “ПРИСТАВКА” выстраивается по звеньям на доске в соответствии с точкой зрения, суждениями учащихся) Что такое приставка? Какие части речи дружат с приставкой? Как найти приставку в слове? (надо подобрать слово без приставки или с другой приставкой)

    Слайд 15

    Цепочка знаний Приставка Какие части речи дружат с приставкой? Как найти приставку в слове? Предлог и приставка

    Слайд 16

    РЕФЛЕКСИЯ Какую проблему поставили в начале урока? Всё получилось - Я сомневался – Мне было трудно- Провели рефлексию, означающую выход на креативный уровень, ответив на один из самых важных вопросов: «Зачем был нужен данный урок?»

    Слайд 17

    Технология разноуровневого обучения Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся

    Слайд 18

    Фрагмент урока «Отработка навыка правописания слов с безударными гласными» Разноуровневое задание. Давайте вместе с Артемоном поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой. Задание выполним по карточке. Слабый уровень ( на 3) Карточка 1 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. На (лес) л… сной (поле) п… лянке под б…рёзкой (явка) по…вились (вёсны) в… сенние (цвет) цв …ты. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Средний уровень (на 4) Карточка 2 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. На (…) л… сной (…) п… лянке под б…рёзкой (…) по…вились (…) в… сенние (…) цв …ты. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли. Сильный уровень (на 5) Карточка 3 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. П… лянке , в… сенние , б…рёзкой, л… сной , по…вились, цв …ты. Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляяпропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.

    Слайд 19

    Падежные окончания имён существительных. 1 уровень. Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания. О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… . 2 уровень. Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания. В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… . 3 уровень. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания. Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег). Склонение имён существительных. 1 уровень. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам. Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче. 2 уровень. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п. Гроза, окно, грач, степь. 3 уровень. Спишите. Определите падеж имён существительных. Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

    Слайд 20

    Задания к теме «Спешите делать добрые дела»» 1уровень 1. Подчеркни слова, которые описывают человека, нуждающегося в помощи окружающих. Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой. 2. Что сделал мальчик из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчук для того, чтобы домик стал «зрячим»? Перечисли. 3. Вспомни поговорку из рассказа«Бабка» В. Осеевой: От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает. Как ты понимаешь её. Напиши. 4. Каким голосом необходимо читать слова матери, обращённые к измождённому работой коню, в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное. Ласково, требовательно, весело, с огорчением. 5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо» 2 уровень 1. Какой человек нуждается в помощи окружающих? Подчеркни. Сильный, беспомощный, здоровый, больной, одинокий, старый, молодой. 2. Выбери слова о мальчике из рассказа «Слепой домик» О. Бондарчука. Соедини стрелками. отзывчивый щедрый безразлично Рома любопытный внимательный заботливый 3. Назови рассказ, в котором встречалась поговорка: От плохого человек крепче делается, от хорошего душа его зацветает. Напиши 4. Каким голосом разговаривала мать с выбившимся из сил конём в рассказе В. Распутина «Люся»? Зачеркни ненужное. Ласково, требовательно, весело, с огорчением. 5. Придумай своё название стихотворению Р. Рождественского «Огромное небо»

    Слайд 21

    Дифференцированное домашнее задание Стр. 128 упр.136 Стр . 129 упр. 137

    Слайд 22

    Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости уроки нужно проводить в игровой форме. Гимнастика Артикуляционная гимнастика. Способствует: чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также правильность и выразительность, снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале, как оргмомент) Дыхательная гимнастика. Способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей. 3. Пальчиковая гимнастика. Способствует овладению навыками мелкой моторики; Помогает развивать речь ребенка; 4. Зрительная гимнастика используется для : улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз ,укрепления мышц глаз, способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

    Слайд 23

    Фрагмент урока чтения II Артикуляционная гимнастика. - Ну, а сначала мы сделаем арт. гимнастику. 1. «Окошко» - язычок двигается вправый и левый уголки губ. Руки на локтях. Пальчики здороваются со своим большим братом. 2. «Часики» - язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам. Пальчики здороваются со своими братьями на другой руке. 3. «Маляры» - язычком водим, как малярной щеткой, по небу. «Дует ветерок и дерево качается» - пальцы в кулаке. Кулачком делаем вращательные движения, руки прямые на локтях. 4. «Лошадки» - цокаем, щелкаем язычком. 2.Чистоговорки. Повторяем за мной ЖА-ЖА-ЖА - Я нашёл ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ - Живут в лесу ежи. ЖУ-ЖУ-ЖУ - Молоку дадим ежу. 3. Скороговорка. Составьте из слов скороговорку ужата, У ежа, у ужа, ежата (У ежа ежата, у ужа ужата.) Произнесем скороговорку несколько раз с различной интонацией.

    Слайд 27

    Использование чистоговорок , скороговорок ЖА-ЖА-ЖА - Я нашёл ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ - Живут в лесу ежи. ЖУ-ЖУ-ЖУ - Молоку дадим ежу. ЖУ-ЖУ-ЖУ - В зоопарк пришли к моржу. ЖА-ЖА-ЖА - Испугались мы моржа. ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - Сидят птички на морже. ЖУ-ЖУ-ЖУ - Ближе подошли к моржу. ЖИ-ЖИ-ЖИ - Повернулись к нам моржи.

    Слайд 28

    Скороговорка ужата, У ежа, у ужа, ежата . У ежа – ежата, у ужа – ужата.

    Слайд 29

    Упражнения для повышения техники чтения учащихся Жужжащее чтение. Чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения). Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке в начале дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

    Слайд 30

    Приём стимулирования учащихся. В конце В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно). По результатам диагностики на конец учебного года удалось проследить положительную динамику развития навыка чтения у учащихся. Наблюдались позитивные сдвиги в понимании логико-информационного плана изложения, в способности учащихся воспроизвести прочитанное по – большему числу признаков, в доступности анализировать, сравнивать героев нескольких произведений, делать вывод из содержания прочитанного с помощью учителя. Режим щадящего чтения ( если ребенок не любит читать). Ребёнок прочитывает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

    Слайд 31

    Диаграмма техники чтения по четвертям

    Слайд 32

    Для повышения техники чтения: ведение читательского дневника (ежедневное чтение по 5-10 стр. с записью в читательский дневник автора, произведения, пересказ (устно), рисунок (по желанию), роспись родителей или классного руководителя (если чтение проводилось на внеурочном занятии, сам. чтение на уроке); проверка техники чтения (проверяют учащиеся в группах), ведение диаграммы техники чтения , ответы на вопросы (возможно, вопрос не относящийся к прочитанному произведению).

    Слайд 33

    творческое чтение стихотворений (передача чувств через тембр голоса, эмоции, выражение); конкурсы по литературному чтению ( к мероприятиям проводимым в классе, школе) конкурс сочинений, конкурс стихов, конкурс рисунков к произведениям по тематике мероприятий; олимпиады по литературному чтению в сети Интернет (выполняют дома с родителями, результат – Ситуация успеха).

    Слайд 34

    « Золотые правила» использования приемов технологий • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; •Веди ученика от собственного опыта к общественному; •Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; •Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; •Учи анализировать каждый этап работы; •Критикуя, стимулируй ученика.

    Слайд 35

    У С П Е Х О В и т в о р ч е с к и х У Д А Ч ! ! !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

    Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

    Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"

       Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...

    Применение системно - деятельностного подхода в начальной школе

    Основные принципы, используемые в системно - деятельностном подходе...

    Статья по теме: «Преодоление речевого недоразвития слабослышащих учащихся начальных классов через применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».

    Только система диагностических, коррекционных, методических и организационных мероприятий, направленных на построение индивидуальной траектории  развития личности слабослышащего ребёнка помогает ...

    Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

    Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

    Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.

    Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....