Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
учебно-методический материал

Звездина Флера Харисовна

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Автор-составитель:

 учитель начальных классов

Звездина Ф.Х.

Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. 

Причины низкой успеваемости детей:

1. Низкий уровень мотивации.

2. Физиологические проблемы.

3. Дефицит внимания, гиперактивность.

4. Психоэмоциональные  и социальные  проблемы.

5. Логопедические проблемы

6. Социальные проблемы.

7. Компьютерная зависимость.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. 

При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.  

Основной формой работы с детьми - индивидуальные занятия, которые позволяют более конкретно подбирать материал для  каждого ребенка., с учетом психических особенностей учащегося, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. У таких детей, как правило, плохо сформировано абстрактное мышление, поэтому очень важно подбирать задания, опираясь на личный опыт ребенка, использовать различные предметы, наглядности, моделировать задания.

Практика работы с детьми с проблемами в обучении и использование развивающих приемов и заданий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

Учащиеся не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

Развиваются способности детей, повышается самооценка.

Работая с детьми с проблемами в обучении, я сделала вывод, что огромную разницу имеет отметка и оценка. Такие ученики же больше ценят процесс работы, и хотят услышать от учителя слова похвалы за этот процесс, т.е. за свой труд, радуются тому, что их поиски, пробы замечены учителем.

Таким образом, оценка учителем процессуальной стороны работы учащихся, имеющих проблемы в обучении, играет ведущую роль в формировании стремления учащихся к достижению успеха, и как показывает практика, способствует развитию личности учащихся, более эффективному  усвоению учебного материала и значительно повышает качество обучения и воспитания.

И вот некоторые рекомендации для работы с детьми, испытывающими проблемы в обучении.

  1. Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.
  2. Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком с проблемами в обучении, не получить результата обучения.
  3. Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.
  4. Не следует принимать примитивно работу даже саму неудачную работу. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.
  5. У детей с проблемами в обучении слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).
  6. Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.
  7. Следует вести учет учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи, учитывать пробелы в знаниях. Таким учащимся можно давать интересные дополнительные домашние задания. На уроках старайтесь создавать  ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития.
  8.      Не стоит торопить неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать         задания            вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
  9.     Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал         свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  10.  Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
  11.  Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
  12.   Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
  13.    Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
  14.   Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"

   Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

Диагностика учащихся, имеющих трудности в обучении

Диагностика учащихся, имеющих трудности в обучении...

«Игры и приемы, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении»

Практика работы направлена на поддержку детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Она включает в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, адаптацию учебного материала, исп...