Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения
методическая разработка

Васенко Екатерина Олеговна

Практический материал для использования на уроках, при оформлении презентаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Валеологические упражнения

С добрым утром!

Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу) Улыбку нам всем подарите! ( улыбаются друг другу)

И  солнышка  станет сиять, («пружинки») Посмотрите!  (поднимают ручки вверх)

Лоб с тобою мы потрем (выполняют движения по тексту)

 Щеки, нос и ушки

Дружно в школе мы живем  (наклоны головы к правому и левому)

 И здоровье бережем! (разводят руки в стороны)

Маленький оркестрик

Маленькие пальчики: туки-туки-тук!(сжимают и разжимают кулачки)

 Барабанят пальчики: туки-туки-тук!(стучат пальчиками)

 А теперь ладошки: там-там-там!(трут ладошки)

 Кулачки стучат: трям-трям-трям!(стучат кулачками)

 Засопели носики: уф-уф-уф!( вдох и выдох через нос)

 Носики –насосики: уф-уф-уф!
Мы  дружно улыбаемся,
(улыбаются)

 Играть нам вместе нравится (хлопают в ладоши)

Цветы

Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой),

Одуванчик, ноготок (выполняют моталочку на уровне груди).

Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)

Хлопать, шлепать и плясать (выполняют хлопки, шлепки по коленям и «пружинки»).

И понюхаем цветы, (вдох через нос, выдох через рот)

Необычной красоты! (выполнение движений «фонарики»)

По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)

Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).

Котик

Котик спрятал коготки,

Крепко сжали кулачки

Сильно-сильно их сжимаем

А теперь их разжимаем.

Правый кулачок  сожми (раз, два, три)

Мне ладошку покажи (раз, два, три)

Левый кулачок закрой (раз, два, три)

Вновь ладошку ты раскрой. (раз, два, три)

Удивился Васька-кот,

Приоткроем дружно рот (раз, два, три)

А теперь глаза зажмурим, (раз, два, три)

Брови  сильно все нахмурим (раз, два, три)

Поднимите  брови вверх, (раз, два, три)

Котик посмотрел на всех

Сильно-сильно сморщим лоб (раз, два, три)

Убежал Василий-кот.

Вы направо посмотрите (раз, два, три)

И налево поглядите. (раз, два, три)

Котик спрятался куда-то

Не найти его, ребята

К ушкам плечи поднимаем (раз, два, три)

Ничего не понимаем

Опускаем плечи вниз (раз, два, три)

Позовем кота: «кис-кис!»

Прибежит к нам котик снова

 Поиграть мы с ним готовы

Каким бывает дождик?

Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)

Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).

Дождик бывает весенним (выполняют хлопки),

Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).

Летним он тоже бывает (стучат подушечками пальцев одной руки по другой) .

Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук - изображают, как летят снежинки).

И получается снег! (дети сдувают снежинку с ладошки.)

Дыхательная гимнастика

Ладошки

Ладушки-ладошки,

 Звонкие хлопошки.

 Мы ладошки все сжимаем,

 Носом правильно вдыхаем.

 Как ладошки разжимаем,

 То свободно выдыхаем.

Люблю себя

Ах, какой хороший я!

 Как же я люблю себя!

 Крепко обнимаю,

 Носиком вдыхаю 

Ежик

Ежик по лесу гулял

И цветочки собрал.

 Справа –белая ромашка,

 Слева –розовая кашка.

 Как цветочки пахнут сладко!

 Их понюхают ребятки.

Одуванчики

 Скоро одуванчики сменят желтые сарафанчики на белые и полетят их пушинки по свету. Представьте, что у вас на ладошке одуванчик. Давайте вдохнем носиком и подуем долго – долго, чтобы пушинки полетели далеко, далеко.

Собачка

Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Гимнастика для глаз

Дождик

Дождик, дождик, пуще лей. (смотрят вверх)

Капай, капель не жалей. (смотрят вниз)

Только нас не замочи. ( делают круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи (зажмуривают и открывают глаза)

Радуга

У нас глаза устали.

Дружно ими поморгали (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)

Светит солнце высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

А теперь мы их откроем (открыть глаза)

Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом спуститесь вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, не ленись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Чтобы зоркими нам быть- (вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)

Нужно глазками крутить

Нарисуем большой круг   (глазами  рисовать круг)        

И осмотрим все вокруг   (влево, вправо)

Глазки влево, глазки вправо,  (поднять глаза вверх, опустить,  повернуть вправо, влево)

Вверх и вниз и все сначала.

Быстро, быстро поморгать, (моргать в течение минуты)

Пора отдых глазкам дать.

Чудеса

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.  (продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.  (открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (глазами рисуют букву о))

Вверх поднимем, глянем вниз,  ( глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем,  (глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем

Игровой точечный  массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

 3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

 4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

 5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

 6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

 7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Мы потрем между бровями, (массажируем точку на переносице)

Повторяйте дружно с нами!

А теперь виски потрем, (массажируем точки на висках)

Думать лучше  мы начнем.

Гном

На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном (массажируем точку между бровей)

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит (массажируем точки на висках)

Массаж с применением массажных мячиков

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть —

Ручки будем развивать.

В руки мячики возьмем,

И ладони мы потрем.

По столу их покатаем,

И руками позжимаем.

Массаж с применением кольца Су-Джок.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был? (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Пальчики - мальчики

Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

                                                Как тебя зовут?

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец

 

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезеологии

Кулачок наш тук-тук-тук  (стучим  по столу кулачками обеих рук)

Я твой друг, и ты мой друг (хлопаем в ладоши)

По столу ладошка  хлопнет, (хлопаем одновременной двумя ладонями по столу)

И, как ножка, пальчик топнет:

Указательный, большой,

Средний, безымянный,

И  мизинец  озорной,

Он ведь ловкий  самый! ( стучим попеременной по столу пальцами обеих рук, можно усложнит: положить ладони на стол и  поочередно пальцы поднимать)

В колечко пальцы собираем

И цепочку получаем (соединяем попеременно пальцы двух рук между собой, легкий вариант: сначала соединяем большой палец с остальными пальцами в кольцо на одной руке, затем на другой)

Руками сильной потрясем, ( встряхиваем двумя руками)

А теперь построим дом (соединяем руки в треугольник)

Дом мы на замок закроем, (делаем «замок»)

Окна в доме том помоем (соединяем одну руку в кулачок и трем ею по ладошке другой руки)

Открываем дружно дверь, (показываем ладони)

Заниматься нам не лень!  (хлопаем в ладоши)

                                   

Посчитаем пальчики

Давай-ка пальчики считать!        

Один, два, три, четыре, пять.(поочередно загибаем пальчики на одной руке)

Один, два, три, четыре, пять –(поочередно загибаем пальчики на другой руке)

десять пальцев, две руки,         

все твои помощники! (покрутить кистями рук, «как фонарики»)

Этот пальчик маленький,(загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький,(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)

Ну а это толстячок,(загибаем большой палец)

А все вместе - кулачок! (покрутите кулачком)

Игра с пальчиками

Пальчик, пальчик тук, тук, тук.(стучат пальчиками)

Ты - мой друг и я - твой друг. (сжимают и разжимают кулачки)

Мы в ладоши хлоп-хлоп,(хлопают в ладоши)

Кулачками шлеп-шлеп.(стучат кулачками)

Кошка

Подставляй ладошку (вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)

Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

Раз-два-три четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Вот – кулак, (сжимаем пальцы в кулак) 

А вот – ладошка. (разжимаем их) 

На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)

И крадётся потихоньку, («пробегают» пальчиками по руке до плеча)

И крадётся потихоньку… (прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)

Видно мышка там живёт!

Если пальчики грустят

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.(пальцы плотно прижимаем к ладони)

 Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. ( «моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем.(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. (встряхивать кистями)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.(каждый палец зажимаем в кулачке)

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)        

Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

 Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

 Распускаются цветочки.(кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Овощи

Овощи растут на грядке. (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)

 Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь)

 Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)

 На грядке овощи растут,(скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

 Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)

 Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь)

Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

Молоточек тук-тук-тук, ( выполнение упражнение кулак-ребро-ладонь)

Пила пилит  сук-сук-сук,

А рубанок да-да-да,

Гладит он туда-сюда.

Физкультминутки  

Солнышко и тучка

По небу солнышко гуляло,

Весело оно сияло. (дети идут по кругу)

Улыбалось широко, (остановиться, улыбнуться)

Поднималось высоко! (подняться на носочки)

На облачко, смотри-ка, (посмотреть наверх)

Оно нахмурилось сердито! (нахмурить брови)

От злости почернело, (руки сжать в кулак)

Громко загремело! (потопать ногами)

Надуло щеки сильно (надуть щеки)

И дождь полил обильно!

Осень

Ветер деревья качает  (руки поднять вверх, покачать руками из стороны в сторону),

Дорожки листвой засыпает (наклониться вниз).

Вдруг громко дождь застучал (потопать ногами)

И по дороге ручей побежал (встряхнуть руками).

Мы друг за другом пойдем (положить руки на плечи впереди идущего)

И ручеек обойдем (пройтись друг за другом «змейкой»).

Зоопарк

Мы по улице идем. (ходьба на месте)

Слева – дом, и справа – дом.  (указать правую и левую сторону соответствующей рукой)

Ещё чуть-чуть вперед пройдем, (ходьба с небольшим продвижением вперед)

Зоопарк здесь за углом!  (остановится, приложить руку ко лбу, смотрим вдаль)

За решеткой, у ворот                                                                

 Спит огромный бегемот. ( сложенные ладони положить под щеку, затем развести широко руки в стороны)

Посмотри-ка, посмотри, ты налево посмотри. (стоя, руки на поясе, поворот налево)

По песку шагает тут                                                          

 Горбатый зверь – большой верблюд. (ходьба на месте с высоко поднятыми ногами, согнутыми в коленях)

Посмотри-ка, посмотри, ты направо посмотри. (поворот направо, руки на поясе)

На хвостах висят мартышки,                                                

 Очень рады ребятишки. (приставить руки   голове, ладони развернуть – имитировать «уши», легкие покачивания головой)

А вот - маленькие пони,                                                                            

 Скачут резво эти кони.( прыжки на месте с высоко поднятыми коленями)

Возле белой, снежной льдины,                                                                  

Ходят важные пингвины. (ходьба на месте «вперевалочку» - имитация «пингвинов»)

В зоопарке побывали,                                                                

  И зверей мы повидали! (ходьба на месте)

Вот я какой

Нарисую Я  себя:   (жестом показать на себя)

Щёки, нос и голова.  (поочередный показ рукой  щёк, носа, головы)

Правый глаз и левый глаз,  (поочередно правой и левой ладонью  закрыть соответствующий  глаза)

Покажу я лоб сейчас. (показать рукой лоб)

Ухо - слева, ухо – справа, (поочередно  левой и правой ладонью   закрыть  каждое ухо)                                                              

Показать мне брови надо. (дотронуться до  бровей)

Подбородок, шея вот. (приложить ладонь правой руки к подбородку, затем ладонь левой руки к шее)

Волосы на голове, и  рот.(поочередно показать волосы и  кончиком указательного пальца рот)

Левая ладошка, правая ладошка – (показать  левую  и правую ладони)

В них похлопаю немножко. (хлопки в ладоши (3 раза)

Топну правой я ногой,                                        

Топну левой я ногой, (поочередно топнуть  правой и левой ногой)                   

Покружись, дружок, со мной!  ( покружиться на месте, руки на поясе) 

 

Осень, приходи!

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

 Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

 Погляди! (ладони на щеки)

 Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

 Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

 Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

 Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

 К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

 Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

 Шапки, куртки надеваем (имитируем)

 И ботинки обуваем (топаем ногами)        

 Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

 Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

Игры с песком

  • «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками, отпечатки ладоней, кулачков, скользить ладонями по поверхности песка                                                                                                             «Гора из песка» (загребание песка ладонями)
  • « Разжимаем кулачок - высыпается песок» (набрать в песок в кулачок, а затем разжать руку)
  • «Перетри песок» (перетирать песок между ладонями)
  • «Отпечатки наших рук» (внутренняя и внешняя стороны ладоней)
  • «Рисуем кружки» (выполнять круговые движения руками по поверхности песка)
  • «Рисуем пальчиками» (вместе с взрослым, по подражанию)
  • «Дорожки», «Ленточки», «Ручейки» (рисование на песке)
  • «Пересыпаем песок из ладошки в ладошку»
  •  «Щепотка песка» (набирать поочередно пальцами правой и левой руки  щепотку песка, а затем высыпать)
  • «Пианино» («поиграть » по поверхности песка, как на клавиатуре)
  • «Идем по маршруту» («пройтись» ладошками по проложенным трассам)
  • «Рисуем ребром ладони»
  • «Загадочные следы» (группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять)
  • «Ладони на песке » (ладони лежат на поверхности песка, на счёт раз-пальцы врозь, на счёт два-вместе)  

Примерный репертуар для проведения музыкальных и релаксационных пауз

  • И.С.Бах. «Прелюдия до мажор».
  • И.С.Бах. «Шутка».
  • И.Брамс. «Вальс».
  • А.Вивальди «Времена года»
  • Й.Гайдн. «Серенада»
  • Д.Кабалевский «Клоуны»
  • Д.Кабалевский «Петя и волк»
  • В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
  • В.А.Моцарт «Турецкое рондо»
  • И.Штраус «Полька «Трик-трак»
  • Т.Альбиони «Адажио»
  • И.С.Бах «Ария из сюиты №3»
  • Л.Бетховен «Лунная соната»
  • К.Глюк «Мелодия»
  • Э.Григ «Песня Сольвейг»
  • К.Дебюсси «Лунный свет»
  • Звуки природы
  • Звуки природы в сочетании с музыкой

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни.  Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...