Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»
материал (2 класс) на тему

Селезнева Инесса Анатольева

Предлагается разработка родительского собрания на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»

Цель: Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей дошкольного возраста любви к природе.

Участники: родители дошкольников; в устном журнале «Наша чистая планета» принимают участие учащиеся 3-го класса.

Подготовка.

  1. Члены родительского комитета рассылают приглашения родителям на родительское собрание.
  2. Сообщается семьям информация о конкурсе поделок из природного материала.
  3. Организуется конкурс детских рисунков о природе.
  4. Учитель проводит сбор фотографий о природе и проявлении чувства любви к ней.
  5. Учащиеся отвечают письменно на 4 вопроса:
  1. Приходилось ли вам сажать деревья вместе с родителями?
  2. Какую пользу приносят птицы?
  3. Приходилось ли вам собирать корм для птиц?
  4. Чем вы кормите птиц зимой? Как часто?
  1. Готовится устный журнал «Наша чистая планета».
  2. Учителем готовится выставка книг и журналов по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь. В классной комнате оформляется фотостенд, выставка детских рисунков о природе и семейных поделок из природного материала. Парты расставляются так, чтобы образовался «круглый стол». На классной доске помещаются плакаты с изречениями великих людей:

  • «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище». (Л.М. Леонов);
  • «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыкой, и приникать ее тишиной». (И.И. Левитан);
  • «Все человеческое в человеке должно быть воспитано». (А.С. Макаренко);
  • «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». (П.И. Чайковский).

Ход проведения

  1. Организационный момент. 

Тихо звучит музыка Ю. Антонова «Не рви цветы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Собравшиеся занимают места за круглым столом.

  1. Вступительное слово председателя родительского комитета.

- Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. – Сухомлинский В.А. Сегодня мы решили на родительском собрании поговорить об этом красивом, безграничном и живом мире природы, и самое главное – вместе подумаем о том, как можно в школе и семье воспитать у детей чувство любви к этому миру. Предлагаем всем участникам нашего собрания высказать свою точку зрения по следующим вопросам:

1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

3. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

4. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

5. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

6. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

III. Родители высказывают свои суждения по одному или нескольким вопросам. Председатели родительского комитета и учитель пытаются так организовать коллективное обсуждение вопросов, чтобы каждый присутствующий на собрании выразил свою точку зрения.

  1. Выступление воспитателя.

- Формирование у детей соответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагородить природную среду. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

V. Родители объединяются в четыре микрогруппы для наиболее правильного решения следующих ситуаций.

Первая микрогруппа. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», - подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем вы будите с ним говорить?

Вторая микрогруппа. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вы повстречали синеглазые колокольчики. Их так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветы, другой. Какими будут ваши слова?

Третья микрогруппа. На фоне записи пения птиц вниманию родителей предлагается ситуация.

Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:

- Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичка есть нечего. Мы им корм отвезем.

- Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, - отвечает она.

Как вы поступили в данный ситуации?

VI. Заключительное слово воспитателя. 

- От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мамы, папы, бабушки и дедушек вы являетесь первыми проводниками детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, мужества.

Решение собрания.

  1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшими направлениями совместны деятельности педагогов ДОУ и родителей.
  2. Провести совместно с учащимися и родителями операцию «Муравей».
  3. Родителями вместе с детьми сделать кормушки для птиц, собирать корм для них, подкармливать их каждый день.

Родители приглашаются на устный журнал «Наша чистая планета».

Вступление: звучат колокольные звоны.

Воспитатель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.

По ком звенят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Моя планета – человечий дом,

                                     Но как ей жить под дымным колпаком,

                                     Где сточная канава – Океан?

                                     Где вся природа поймана в капкан,

                                     Где места нет ни аисту, ни льву,

                                     Где стонут травы: больше не могу!

                                                            (Воспитатель держит глобус).

- Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она нам уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли-свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. В опасности и «легкие» планеты – леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли – озера, моря, океаны. Известный норвежский ученый  Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи…» Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.

                                  Есть просто храм.

                                  Есть храм науки.

                                  А есть еще природы храм –

                                  С лесами, солнцу и ветрам.

                                  Навстречу солнцу и ветрам.

                                  Он – свет в любое время суток,

                                  Открыт для нас в жару и стынь,

                                          Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                  Не оскверняй его святынь.

- Ребята, то, что вы видите здесь, журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они то и расскажут о том, что здесь изображено.

Первый корреспондент.

- Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:

                                    Через нос проходит в грудь

                                     И обратно держит путь.

                                     Он невидимый, и все же

                                     Без него мы жить не можем.

                                    Что это?

                                                         (Воздух).

- Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.

                                       Выше леса, выше гор

                                       Расстилается ковер.            

                                       Он всегда, всегда раскинут

                                       Над тобой и надо мной.

                                       То он серый, то он синий,

                                       То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым, но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы, пыль и выхлопные газы?

- Что же можем сделать, чтобы воздух был чистым?

- Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.

Воспитатель: - Мы правильно объясним, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль – и небо снова стало чистым, голубым.

Если мы сумели очистить небо над всей планетой – наша планета выздоровеет и будет счастлива!

Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и помощников.

Второй корреспондент.

- Зеленая страничка нашего журнала – страничка жизни. А почему она зеленая?

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

                              Жить в зеленом мире этом

                              Хорошо зимой и летом.

                              Жизнь мелькает мотыльком,

                              Шустрым бегает зверьком,

                              В облаках кружится птицей,

                              Скачет по ветвям куницей.

                              Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

                              Человек природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц.

Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?

Бабочка: - Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» – скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.

Лось: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.

                                         Утро синее тихо

                                         Занималось в лесу,

                                         Шла тропинкой лосиха,

                                         Осыпая росу,

                                          Рядом с ней без тревоги

                                         И доверчив и рыж

                                         Семенил длинноногий,

                                         Горбоносый малыш

                                         Изучал на примерах

                                         Он повадки ее.

                                         А рука браконьера

                                         Поднимала ружье…

                                         Оступилась лосиха,

                                         Осыпая росу,

                                         И опять стало тихо

                                          В оглушительном лесу.

Жаба: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще ни на кого никогда не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб.

Ученик: - А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».

                                   Много трав растет полезных

                                   На земле страны родной.

                                   Могут справиться с болезнью

                                   Мята, пижма, зверобой.

                                   Мы растенья эти знаем,

                                   Бережем их, охраняем,

                                   В книгу Красную они

                                   Уж давно занесены.

                                   Мы их рвем не на потеху,

                                   Отнесем мы их в аптеку.

                                   Из даров лесного царства

                                   Люди делают лекарства.

- Знаете ли вы целебные травы?

- Известно свыше 12000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знаете, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дышит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.

                                На земле исчезают цветы,

                                С каждым годом заметнее это.

                                Меньше радости и красоты

                                Оставляет нам каждое лето.

                                Откровенье цветов луговых

                                Нами понято было едва ли.

                                Беззаботно топтали мы их

                                И не видели, как из-под ног

                                Молчаливо, дыша еле-еле,

                                Обречено глядел василек,

                                Безнадежно гвоздики глядели.

Воспитатель: - Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом?

Мы запомним эти правила и сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так как сами эти растения – природу.

Но наше поле все еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты?

Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дольше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.

Третий корреспондент:

                                        Ни умыться, ни напиться

                                        Без воды,

                                        Листику не распуститься

                                        Без воды.

                                        Без воды прожить не могут

                                        Птица, зверь и человек,

                                        И поэтому всегда

                                        Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? А где еще находится вода? Снег – это тоже вода, и облака – вода. В океане вода какая? А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек?

                                       Океан седой гремит набатно,

                                       Он таит обиду в глубине,

                                       Черные раскачивая пятна

                                       На крутой разгневанной волне.

                                       Стали люди сильными, как боги,

                                       И судьба Земли у них в руках.

                                       Но темнеют страшные ожоги

                                       У земного шара на боках.

                                       Мы давно освоили планету.

                                       Широко шагает новый век.

                                       На земле уж белых пятен нету,

                                       Черные сотрешь ли, человек?

Воспитатель: - Посмотрите на наше поле – как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать?

Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире! Ребята! Вспомним пушкинскую «Сказку о золотой рыбке». В ней есть предупреждение к нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе сами себя! Сказка подсказывает:

Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться, в конце концов, у разбитого корыта! Земля будет такой, какой мы ее создадим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Данная презентация может быть использована на родительском собрании....

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Родительское собрание на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание на тему:« Роль родителей в нравственном  воспитании своих детей»Цель: показать важность и необходимость роли родителей в нравственном  воспитании своих дете...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Повестка дня: 1. Инструктаж по технике безопасности на весенних каникулах. 2.Выступление классного руководителя на тему «Роль родителей в нравственном воспитании детей». Проведение теста – «Где сид...