Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"
классный час по теме

Милованова Надежда Алексеевна

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolsemivvospitaniidetey.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Оформление, оборудование и инвентарь.

На доске записана тема собрания и слова Я.Корчака:

«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

2. Выступление классного руководителя о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «МИР ДЕТСТВА: ПОДРОСТОК» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:

а) гармоничность отношений в семье;

б) особенности воспитательных усилий родителей.

      Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.

  1.  Первая группа семей. В семьях первой группы взаимоотношения  между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:
  • Общительность,
  • Коллективизм,
  • Доброжелательное отношение к окружающим их людям,
  • Уважение к старшим.
  1. Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но в отличие от 1 группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательное: лень, упрямство, лицемерие.
  2. Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
  3. Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. В результате такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.

 На доску:

 «РЕБЕНОК – ЭТО ЗЕРКАЛО, В КОТОРОМ

ЕГО РОДИТЕЛИ МОГУТ УВИДЕТЬ СЕБЯ».

  1. Выступление классного руководителя.

           Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

            Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

           Попробуем сформулировать причины конфликтов:

  • непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
  • чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила : «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
  • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
  • отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
  • чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность»  - частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

            Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.

4. Задание для родителей. 

 Ответить на вопрос: «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

1) Сгоряча накажете ребенка.

2) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

3) Прежде всего переговорите с классным воспитателем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

1) Самая первая – подзатыльник.

2) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».

3) Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно.

3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

1) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

2) извинитесь;

3) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, …

1) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

2) ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;

3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

1) Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

2) Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».

3) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», – просит сын или дочка. Что вы ответите?

1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

2) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».

3) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

Учитель. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит ее в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Каждая микрогруппа родителей получает по две педагогические задачи с описанием житейских ситуаций, в которых допущены ошибки в воспитании детей.

Необходимо исправить ошибки и ответить на вопрос: как поступили бы вы?

После совместного обсуждения представители каждой микрогруппы знакомят родителей класса с содержанием педагогической ситуации и ее решением (дают ответ на поставленный вопрос).

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  1.

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!

О т в е т:1

Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  2.

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

О т в е т:2

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступком критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  3.

Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

О т в е т:3

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим – почему и зачем».

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  4.

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

О т в е т:4

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, ребенок не чувствует себя от этого счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  5.

Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас прямо как настоящий взрослый.

О т в е т:5

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

П е д а г о г и ч е с к а я   з а д а ч а  6.

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

О т в е т:6

«Любовь не купить за деньги» – это звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас «самый-самый…»

Законы семьи :

1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

        Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

Решение родительского собрания: 

1.  Единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку. 

2.  Значимости похвалы для ребенка. 

3.   Трудовое участие каждого члена семьи. 

4.  Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми

Анкета

«Какой вы воспитатель?» .

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

1) Сгоряча накажете ребенка.

2) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

3) Прежде всего переговорите с классным воспитателем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

1) Самая первая – подзатыльник.

2) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».

3) Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно.

3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

1) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

2) извинитесь;

3) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, …

1) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

2) ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;

3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

1) Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

2) Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».

3) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», – просит сын или дочка. Что вы ответите?

1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

2) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».

3) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 4-м классе на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»

Родительское собрание на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»Цель:  - помочь родителям осознать, что успехи и здоровье ребёнка зависят от  их внимания и любви. Материалы для пров...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Данная презентация может быть использована на родительском собрании....

родительское собрание на тему: "Проблемы семьи в воспитании детей"

Духовно - нравственное воспитание. Родительское собрание "Проблемы семьи в воспитании детей" для родителей детей 1 - 4 классов. Тест "Какой вы родитель?"; "Кем вас считает ваш ребенок"; "Советы родите...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании детей"

Презентация для родительского собрания.....

Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"

Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...

Родительское собрание , тема "Роль семьи в воспитании и образовании ребенка"

Формирование родительского мышления на предмет воспитания с целью положительного образовательного процесса....