родительское собрание на тему: "Проблемы семьи в воспитании детей"
методическая разработка на тему

Боровская Надежда Ивановна

Духовно - нравственное воспитание. Родительское собрание "Проблемы семьи в воспитании детей" для родителей детей 1 - 4 классов. Тест "Какой вы родитель?"; "Кем вас считает ваш ребенок"; "Советы родителям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_semi_v_vospitanii_detey_sushchestvovala_vsegda.docx71.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Подготовила:

учитель начальных классов Боровская Н.И.

МБОУ СОШ № 26

г.Сургут, ХМАО-Югра

ТЕМА:  семьи в воспитании детей

Цель:

- определить основные вопросы и выявить проблемы, возникающие в воспитании детей;

- провести самоанализ «Какой вы родитель»;

- мотивировать родителей на самообразование и заинтересованность в воспитании.

План проведения собрания.

  1. Доклад педагога по теме.
  2. Тест «Какой вы родитель?»
  3. Тест «Кем вас считает ваш ребенок?»
  4. Советы для родителей.
  5. Итог. Рефлексия.

I Проблема семьи в воспитании детей существовала всегда. Еще в восемнадцатом веке была написана замечательная книга "Отцы и Дети", где уже тогда, И. С. Тургеневым рассматривалась проблема разности поколений.

Поэтому родители часто задумываются - как же правильно воспитывать своих детей? А дети в свою очередь задумываются, как же вести себя так, чтобы это нравилось родителям и окружающему их обществу?

Проблемам семьи в воспитании детей и сейчас уделяется много внимания. В науке (педагогике) принято разделять типы воспитания на группы.

Вот основные из них:

1.Диктат – это такая система воспитания детей, при которой инициатива “управления” ребенком переходит одному-двум членам семьи. Причем полностью. Это как бы такая “семейная абсолютная монархия”. При этом много зависит от силы характера ребенка. Если он окажется сильным, то итогом такого воспитания станет сильная реакция сопротивления, возражение родителям. Если же характер окажется слабым, то будет полное подавление собственных желаний ребенка. Он станет замкнутым, и появится чувство отчуждения.

2.Гиперопека – из названия понятно, что это такая система, при родители стараются полностью угодить капризам ребенка. Такой ребенок может вырасти самодовольным, гордым и даже эгоистичным. При слабом характере у него может появиться чувство беспомощности в мире, или же наоборот, желание скорее избавится от опеки родителей, что тоже очень плохо повлияет на будущую жизнь.

3.Невмешательство –  не самая плохая система, конечно, стоит пользоваться ей с умом. Все решения и ответственность переходят ребенку. А он посредством проб и ошибок должен сам понимать, что правильно, а что нет. Это дает ребенку совсем неплохой жизненный опыт, который очень пригодится в самостоятельной жизни. Но стоит понимать, что поступать так – рисковать моральными ценностями ребенка. Он может попросту запутаться, потерять истинные идеалы.

4.Сотрудничество – бесспорно, самый правильный вариант отношений в семье. Здесь все друг другу помогают, и находятся преимущественно вместе, что крайне важно для детей. Праздники, мероприятия, походы, прогулки, культурные вечера – всё делается вместе. Ребёнок может получить помощь, когда ему потребуется, потому что рука родителей всегда рядом.

Но здесь вы спросите: - “В чем тогда проблема? Ответ на самый важный вопрос есть. Нужно как можно больше времени проводить вместе, и помогать друг другу…”

Всё это конечно так, но далеко не все могут придерживаться именно сотрудничества. Проблемы семьи чаще всего начинаются с самих родителей. И в большинстве случаев у мамы и папы есть разногласия. К примеру, отец хочет, чтобы его сын был мужественным, твердым по характеру, поэтому постоянно обращается с ним строго. Ребенку деваться некуда, он пытается найти понимания у мамы. Мама, как более чуткая, всегда пожалеет сына. И здесь уже появилась большая проблема – мальчик думает, что папа плохой, а мама хорошая. От этого отец сердится еще больше. Он понимает, что его значение в семье, как воспитателя теряется, и здесь могут начаться ссоры между родителями. Ребенок, видя это, может подумать, что это он причина этих сор. Здесь могут быть расстройства психики.

Разногласия среди родителей также возможно при различиях в воспитательном опыте. Некоторые родители воспитывают своих детей точно так же, как и воспитывали их свои родители. Некоторые наоборот, понимая, что их воспитывали не лучшим способом, выбирают другую систему.

Родители могут быть просто разными по характеру. Чаще всего отец, строгий и придирчивый, а мать мягкая и чувствительная. Это сразу несет разбалансировку приоритетов ребенка к родителям.

Что же несут эти разногласия между родителями? Какие проблемы могут принести проблемы семьи в воспитании детей? Тут опять же всё зависит от характера ребенка. В одном случае может повыситься уровень тревожности – из-за постоянного ожидания наказания или снисходительности. В другом случае ребенок может пользоваться этим. Когда отец строг, и наказывает его, ребенок идет к матери и ищет у нее утешительного подарка, конфеты или просто внимания.

Последствия этих разногласий, конечно, сильно отличаются на психическом состоянии ребенка. Здесь ему выпадает  очень трудная роль, выбирать как себя вести, чтобы угождать одному из родителей, которых он любит одинаково.

И как же быть родителям в воспитании детей? Первое. Никогда не нужно выяснять отношения на глазах у ребенка. Не нужно отстаивать свою точку зрения непристойно. Это же семья, можно и уступать друг другу.  

  http://im4-tub.yandex.net/i?id=15261699-18-24   http://im4-tub.yandex.net/i?id=53971065-01-24http://im5-tub.yandex.net/i?id=77559308-14-24                 http://im7-tub.yandex.net/i?id=46047811-10-24

II Тест “Какой вы родитель?”

"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да - 5 баллов
Нет - 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
Да - 5 баллов
Нет - 1.

3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда -1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда - 1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто - 1 баллов
Иногда - 3.
Принципиально нет - 5.

6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Не хочу - 5.

7. Ваш ребенок послушен?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?
Да, всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 1.
Нет - 1.

10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.


А теперь подсчитайте набранные баллы:

От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.

От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.

От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно

III Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

Попробуйте выяснить это при помощи теста.

1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
- задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;
- помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;
- получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;
- пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.

2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
- шкуру с него спущу! - 2;
- проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;
- пускай берет, для него и работаю - 4;
- мои деньги где попало не валяются - 1.

3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
- необходимый минимум - 2;
- денно и нощно! - 4;
- все свободное время! - 3;
- у меня нет лишнего времени для общения - 1.

4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
- систематически - 3;
- изредка - 1;
- никогда, читал(а) супруг(а) - 0;
- ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.

5. Как ваша семья проводит летний отдых?
- папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;
- стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;
- отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;
- куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.

6. Как часто вы даете детям советы?
- ежеминутно - 2;
- упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;
- по необходимости - 3;
- советую всем никому никогда не советовать - 1.

7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
- тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;
- никто и никогда - 1;
- конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;
- всегда я, жалко дитятко! - 4.

8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
- в минуты откровений - да - 3;
- все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;
- его секреты мне ни к чему - 1;
- никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.

9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
- безусловно, все до единого - 4;
- да, если позволяют средства и время - 3;
- желания - да, капризы - нет - 2;
- дети должны выполнять желания родителей - 1.

10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
- только если вынуждают обстоятельства - 3;
- именно так я и поступаю - 2;
- ни в коем случае - 4;
- пусть живет, где хочет - 1.

Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.

От 10 до 15. Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

От 16 до 25. Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло...

От 26 до 34. Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать...

IV РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1. Убеждайте ребенка в его необходимости и исключительности для Вас: хвалите за успехи, откликайтесь на все его обращения (каждая просьба или вопрос ребенка не должны остаться без внимания, необходимо давать адекватную обратную связь).
  2. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, склоняйте имя ребенка в разных уменьшительно-ласкательных формах (Анна, Аннушка, Анюта, Анютка, Анюшечка, Анюточка, Нюрушка…).
  3. Давайте больше тактильных ощущений (обнимать; поглаживать спинку, руки, ноги, голову, лицо, перебирать волосы и т.д.).
  4. Всё в окружающей обстановке объясняйте, рассказывайте, используя примеры.
  5. Разговаривайте с ребёнком не сюсюкая, а как с взрослым человеком.
  6. Просмотр телепрограмм сократите до минимума (не более 1,5 часов в день).
  7. Чаще читайте русские народные сказки, сказки Пушкина и т.д. (текст окрашивайте эмоционально, читайте с выражением, не быстро).
  8. Пусть ребенок случает приятную, веселую, спокойную музыку: детские песни, классическую музыку (Моцарт, Вивальди, Чайковский…)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С РЕБЁНКОМ:

  1. Уважать личность и потребности ребёнка.
  2. Осуществлять помощь ребёнку в нахождении своих путей решения проблем.
  3. Честно и открыто говорить о своих потребностях, и как действия ребёнка им мешают, просить изменить способ поведения, тому же учить и ребёнка.
  4. При наступлении конфликта взять на себя обязательства разрешить его без применения силы и власти.
  5. Договариваться о поисках взаимоприемлемого решения.
  6. Поддерживать здоровое взаимопонимание.
  7. Общаться, взаимно уважая друг друга, со спокойствием и любовью.
  8. Запрещено кричать на ребёнка и говорить «нельзя»!!!

Бесконфликтное общение с ребенком?
Это – возможно и необходимо!!!

КАК СНЯТЬ ВСЕ КОНФЛИКТЫ С РЕБЕНКОМ:

  1. просить, а не командовать;
  2. снять обязанности;
  3. ожидать просьбы;
  4. ребёнок рождён на радость и ничего не должен;
  5. отменить чрезмерный контроль;
  6. помогать, а не управлять;
  7. придерживаться рассудительного стиля воспитания;
  8. убрать наказания.
  9. Не вызывать жалость к себе, не обижаться и не применять насилие.
  10. Не провоцировать конфликты и не поддаваться на провокации ребёнка. При возникновении гневного состояния у ребёнка, постараться снять его, путём внимательного и нежного обращения. Дать возможность выговориться. Не начинать обсуждение поступков пока ребёнок не успокоится. Подводить к пониманию нравственных ценностей. Не упрекать.
  11. Обеспечить дома возможность различной творческой деятельности: конструкторы, рисование и др.
  12. Реагировать на поступки, сначала осмысливая, а затем, принимать решение.

САМОЕ ВАЖНОЕ:
ГОВОРИТЬ, ИГРАТЬ, ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ ТОЛЬКО НА ЕГО УРОВНЕ,
А НЕ НАОБОРОТ.

Дети учатся жизни, которой они живут: 

  1. Если детей критиковать, они учатся обвинять.
  2. Если дети видят враждебность, они учатся драться.
  3. Если дети живут в страхе, они учатся бояться.
  4. Если детей жалеть, они учатся жалеть себя.
  5. Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.
  6. Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.
  7. Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.
  8. Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.
  9. Если детей подбадривать, они вырастают уверенными в себе.
  10. Если детей хвалить, они учатся ценить.
  11. Если детей одобрять, они учатся нравиться себе.
  12. Если детей принимать такими, какие они есть, они учатся видеть в мире любовь.
  13. Если дети видят честность и справедливость, они знают, что такое правда и справедливость.
  14. Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и тех, кто их окружает.
  15. Если дети растут в атмосфере дружелюбия, они учатся тому, что мир – прекрасен.

Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка


Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?
Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые.
Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии.
Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.

Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2. Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).
6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).
7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка).
11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12. Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13. Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17. Солнце - символ защиты и тепла.
18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.
Рисунок семьи

V. Наша встреча подходит к завершающему этапу. Хотелось, чтобы она оказалась для вас действенной и полезной. Семья – это самое ценное, что есть в нашей жизни, без семьи все становится бессмысленным. Институт семьи – самая великая ценность и завоевание человечества. Культура нашего народа, также богата семейными отношениями и традициями. Предлагаю вам вспомнить пословицы о семье. На листе бумаги каждый из вас запишет одну пословицу, сворачивая лист веером и мы выберем самую актуальную, которая найдет отклик в душе каждого из вас.

(собираются пословицы)

ПРИМЕР ПОСЛОВИЦ

В недружной семье добра не бывает.
***
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
***
В семье, где нет согласия, добра не бывает.

***
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
***
В хорошей семье хорошие дети растут.
***
На что и клад, когда в семье лад.
***
Намеки да попреки - семейные пороки.
***
Не будет добра, коли в семье вражда.
***
Семья - опора счастья.
***
Семья в куче, не страшна и туча.
***
Хоть тесно, да лучше вместе.
***
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Выбирается пословица.

Участников встречи педагог просит заполнить рефлексивные листы.

1.Считаете ли вы, что провели время с пользой для себя?

да

нет

2.Вы сделали для себя вывод, что необходимо пересмотреть систему воспитания для вашего ребенка.

да

нет

3.Хотели бы вы продолжить тему сегодняшнего разговора?

да

нет

4.Какие вопросы семейного воспитания вам интересны? (напишите)

Источники:

  1. AllWomens.ru 
  2. ynasveselo.ru
  3. semcennosti.info
  4. www.effecton.ru
  5. www.razvitie.com.ua


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Данная презентация может быть использована на родительском собрании....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании ребенка"

Положительные и отрицательные факторы семейного воспитания...

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

Родительское собрание является одной из самой распространенной работы с родителями. Здесь решаются самые ажные задачи по обучению и воспитанию детей.Нередко родительские собрания используются и для то...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»

Предлагается разработка родительского собрания на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»...

Презентация родительского собрания на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор доложен иметь не только теоретический, но и практический характер. Итакой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение т...