Первая школьная отметка
материал (2 класс) на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Материал  на тему " Первая школьная отметка" предлагается для родителей учащихся второго класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shkolnye_otmetki.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

"Первые школьные отметки"

(родительское собрание)

Измени свое мнение о вещах,

которые тебя огорчают,

и ты будешь

в полной безопасности от них.

Цели: - объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей

               младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих

               детей;

             - познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре

               учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.

Оборудование: - памятки для родителей;

                              - листы индивидуальных достижений учащихся.

Ход собрания:

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

- Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен в учебной деятельности, но, к сожалению, не все могут быть успешными, и в нашем классе есть дети, знания которых, не соответствуют государственным стандартам, требованиям учителей и ожиданиям родителей.

Некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Но это дело не только образовательного учреждения, но и родителей. Сотрудничество школы и семьи является базовой основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора в семье и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

С 3 четверти наши дети начнут получать оценки. Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

II. «ОТМЕТКА. КАК К НЕЙ ОТНОСИТЬСЯ?» (ЛЕКЦИЯ)

- Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3” - свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.

Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры."

Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

III. ТРЕНИНГ «ПЕРВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ».

Упражнение первое.

Родители отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?» Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение второе.

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение третье.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:

- ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;

- ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;

- во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело конца;

- ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;

- ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, получил отличную отметку;

- ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Упражнение четвёртое.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

(Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины:

на первой половине плаката - положительное мнение учащихся

об отношении родителей к их отметкам.

На второй половине - отрицательное мнение. По каждому

отрицательному мнению они должны высказать свое суждение.

Свое суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребенок ...)

IV. ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С НОРМАМИ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТАМ.

V. ИТОГИ 1 ПОЛУГОДИЯ.

Работа с листами достижений учащихся.

 

VI. ОТЧЁТ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

     И ПЛАН РАБОТЫ НА 2 ПОЛУГОДИЕ.

Анкета для родителей

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка – это___________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это____________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его_________________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него ____________________

________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему _______________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я _____________________

________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я______________________

2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,  анализируя учение ребенка:

     Что ты получил сегодня?

     Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

     Я так и знал! И в кого ты такой родился!

     Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

     Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.

     Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

     Кто еще в классе получил двойки?

     Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

     Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

     Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно?

      Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!

      Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.

      Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.

Анкета для учащихся

Если я получаю хорошую отметку, то ____________________________________

_____________________________________________________________________

Если я получаю плохую отметку, то ______________________________________

_____________________________________________________________________

Мои родители говорят, что я могу учиться ________________________________

_____________________________________________________________________

Если я получаю« пять», то родители мне __________________________________

_____________________________________________________________________

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят __________

_____________________________________________________________________

Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они ___________________

_____________________________________________________________________

Родители хотят, чтобы я был ____________________________________________

_____________________________________________________________________

Анкета для учащихся

Если я получаю хорошую отметку, то ____________________________________

_____________________________________________________________________

Если я получаю плохую отметку, то ______________________________________

_____________________________________________________________________

Мои родители говорят, что я могу учиться ________________________________

_____________________________________________________________________

Если я получаю« пять», то родители мне __________________________________

_____________________________________________________________________

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят __________

_____________________________________________________________________

Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они ___________________

_____________________________________________________________________

Родители хотят, чтобы я был ____________________________________________

_____________________________________________________________________

4. В конце собрания каждому родителю выдаётся памятка:

Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.

«Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Памятка

 Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.

«Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Памятка

 Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.

«Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Первые школьные отметки».

Познакомить родителей с причинами затруднений в учебном процессе младших школьников....

Праздник «Моя первая школьная отметка»

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса...

"Первая школьная отметка. Как к ней относиться?" Родительское собрание. 2 класс.

Материалы к родительскому собранию. Цель: помочь родителям сформировать конструктивное отношение к школьным оценкам. Как влияет  отношение родителей к школьной оценке на учебную мотивацию ребенка...

Первая школьная отметка. Как к ней относиться?

И вот наши дети уже второклассники! Они совсем скоро начнут получать оценки. Всегда ли должны огорчать "тройки" и радовать "пятерки"?  Как нам, взрослым,  относиться к отметкам наших  м...

Первая школьная отметка.Как к ней относиться?

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий...