Собрание-деловая игра на тему «Защита детей сегодня»
консультация на тему

Бадмаева Туяна Намхаевна

 Деловая игра как метод вовлечения родителей в жизнь школы

Для достижения поставленных целей огромные возможности предоставляет игровая деятельность. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kak_metod.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Собрание-деловая игра на тему

«Защита детей сегодня»

Составила: Бадмаринчинова Т.Н.,

учитель начальных классов

г. Улан-Удэ

2014г.

 Деловая игра как метод вовлечения родителей в жизнь школы

Для достижения поставленных целей огромные возможности предоставляет игровая деятельность. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации.

При организации игры необходимо учитывать, что любая игровая деятельность – это единство шести структурных элементов:

  • Выбор игры
  • Подготовка игры
  • Введение в игру
  • Ход игры
  • Подведение итогов игры
  • Анализ игры.

Существует достаточно много критериев для классификации игровой деятельности. Приведу лишь некоторые из них:

  • по дидактическим целям (обобщение; изучение нового; первичное закрепление; комбинированные уроки; релаксационные паузы);
  • по количеству участников (массовые; парные; групповые; индивидуальные);
  • по сущности игровой основы (игры с правилами; комплексные игровые системы; ролевые игры).  

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет  участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показывает, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. 

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что…

Собрание-деловая игра на тему «Защита детей сегодня»

Цель: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников самосохранительного поведения в социуме.

Форма: деловая игра с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.

Подготовительный этап: классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, проводит опрос учащихся класса по умению ориентироваться в опасных ситуациях.

Оборудование: выставка литературы по теме собрания; памятки для родителей; наглядные материалы по обучению детей социальной безопасности.

Ход родительского собрания.

Беседа. Социальная безопасность.

 Проблема социальной безопасности современного младшего школьника сегодня имеет особое значение в связи с изменениями, которые произошли в нашем обществе. В сознании людей, в их ценностных ориентациях. Общество с возросшими в нем рисками для жизни и здоровья (рост преступности, наркомании и других форм девиантного поведения) предъявляет новые требования к растущему человеку, актуальной становится проблема формирования готовности к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска.

 Известно, что начало школьной жизни связано для первоклассника с определенными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей, то с поступлением в школу его жизнь подчиняется строгому регламенту: он должен в определенное время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя.

 Однако социальная ситуация меняется и с позиции безопасности жизнедеятельности ребенка. Если, будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателей и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что ему приходится быть дома одному (пока родители на работе), ходить самостоятельно в школу и из нее, посещать кружки и секции. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами

 И такие встречи, к сожалению, происходят. Все чаще нам приходиться слышать сегодня о случаях похищения, пропажи детей, насилия на улицах. Преступность в своих проявлениях не щадит детское население в их повседневной жизни. Современные дети так рано подвергаются искушениям окружающего мира, что они менее чем когда-либо способны сказать «нет» наркотикам, алкоголю, сексу и преступности.

 Важная задача семьи и школы научить ребенка ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь ее от посягательств со стороны, предвидеть угрозу, соблюдать правила личной безопасности, выработать свою собственную модель самосохронительного поведения, исходя из индивидуальности, т.е. быть готовым к защите своей жизни и здоровья, оказывать помощь другим.

 Первый этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:

– проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

– определяется проблема (название) педагогического совета-игры;

– формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;

– составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

– разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

Второй этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает (назначает) секретаря и экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно использовать экспресс-опрос (Какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре? Кого хотели бы вы видеть в роли руководителя? С кем бы вы хотели работать вместе? И т. п.). При наличии времени эта методика применяется и в группах.

Работа родителей на собрании по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре.

Третий этап – наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Она проводится под руководством игротехника Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего. Общепринятыми принципами групповой работы являются:

•        Правило «здесь и сейчас»: ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории.

•        Умение в «малом видеть проявление большого»: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;

•        Целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания.

•        Краткость: следует высказывать свое мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведенное для дискуссии время:

•        Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.

Для подготовки выступления – общего решения – группе дается определенное время по заданиям:

Задание для родителей. Подумайте, обсудите и ответьте на ряд вопросов:

На сколько ребенок защищен в школе?

Соблюдается ли правила социальной безопасности в школе?

Что значит защитить ребенка от опасностей?

Тренируемся реагировать с пониманием на слова ребенка. Подумайте и сформулируйте свой ответ на реплику, разыграйте диалог по отношению к своим ролям:

 А) Ребенок: Толик назвал меня трусом, потому что я отказался срезать путь через темный двор по дороге домой.

 Б) Ребенок: Я буду чувствовать себя просто дурой, если мне придется кричать: «Я вас не знаю! Куда вы меня тащите? Отпустите меня!» На меня все будут смотреть.

Ключ:  Понимаю, тебе было обидно, когда он тебя так назвал, тем более вы хорошие друзья с ним. Но ты правильно поступил, выбрав безопасный маршрут.

 Ключ: Я согласна с тобой. В этот момент действительно не по себе, ведь ты не привыкла так поступать. Но этот способ поможет тебе привлечь внимание и призвать людей на помощь в случае опасности. Так, что не испытывай неловкости и стеснения, а смело кричи, вырывайся, кусайся.

Затем следует четвертый этап – межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.

Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.

Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что…

Информационный лист для родителей:

Быть рядом с ним постоянно или предоставить полную самостоятельность, теша себя мыслью, что с ним ничего не случиться? Оба подхода - небезопасны. Быть рядом мы всегда не сможем, поскольку ребенок растет, и хотим мы того или нет, поле его деятельности расширяется, растет количество ситуаций, где ему приходиться действовать самостоятельно. Да и к тому же излишняя опека не позволяет выработать, посредством инстинктов и оценок, собственные умения и навыки по самосохранительному поведению, что повышает уязвимость детей. Беспомощность, не знание алгоритма поведения в типичных ситуациях социального риска повышает вероятность стать жертвой преступника. Предоставляя детям слишком много свободы, мы переоцениваем способность детей учиться на собственном опыте, слшком опасен для жизни метод проб и ошибок.

Родительская защита детей сегодня это:

 - дать понять своему ребенку, что жизнь и здоровье самое ценное, что есть у него;

 - развивать чувство собственного достоинства ребенка, показывать ему свою любовь, понимание

 - укреплять авторитет правил самосохранительного поведения, обязательность их исполнения;

 - поощрять усилия ребенка, направленные на самосохранительное поведение;

 - тренировать детей в овладении навыками по социальной безопасности;

 - не запугивать, не вселять страх, когда сообщаете необходимые сведения, чтобы ребенок в момент реальной опасности не потерял эмоциональную устойчивость, а адекватно среагировал;

 

Далее школьный психолог может сообщить о результатах анкетирования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Научно-исследовательская работа в начальной школе на тему защиты окружающей среды

В научно-исследовательской работе "Аган на карте Югры и в жизни людей "третьеклассница исследует историю происхождения названия реки, расположение её на карте, исток, и другие географические хар...

Научно-исследовательская работа в начальной школе на тему защиты окружающей среды

В научно-исследовательской работе "Аган на карте Югры и в жизни людей "третьеклассница исследует историю происхождения названия реки, расположение её на карте, исток, и другие географические хар...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Конспект воспитательного мероприятия в 3 классе на тему «Защита природы».

Конспект воспитательного мероприятия в 3 классе на тему "Защита природы"...

Исследовательская работа на тему "Защитим наше село от мусора"

Важнейший проблемный вопрос исследования: на сколько засорена территория нашего села бытовыми отходами, влияет ли это на людей и животных и как относятся жители Елпачихи к этой проблеме.Цель ис...

Родительское собрание-деловая игра Развитие личности младшего школьника

Материалы для родительского собрания в начальной школе...