Как выявить и развить способности детей?
консультация (4 класс) на тему

Фаттахова Алсу Мохлисулловна

Выступление классного руководителя перед родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_my_roditeli._vyspuplenie_kl.ruk_.-ya.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Фаттахова А.М. 2017-2018 учебный год.

Как выявить и развить способности детей?

Каждый ребенок так многогранен и бездонен, и каждый родитель может так много удивительного рассказать о своем сыне или дочке, описать их неповторимость, что не хватило бы целой книги. Кого-то удивляют детские рисунки, кто-то восхищается музыкальными способностями, чей-то ребенок не по годам рассудительный, кого-то утомляют бесконечные «почему». Чем определяется исключительность, неординарность способностей детей? Как распознать в чем, в какой области более талантлив ребенок? Как сделать так, чтобы эти способности не рассеялись, словно дым, в нашем суетном мире? О способностях все наслышаны, о них часто ведут разговор, когда речь идет о детях и об их будущем. В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги, но и родители, бабушки, дедушки. Поэтому очень важно иметь ясное и правильное представление о сущности способностей, об их видах и условиях развития.

Во-первых, надо четко уяснить, что такие качества ребенка, как трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, высокий уровень умений и навыков в каком-либо деле, не являются прямыми показателями способностей. И неспособный ребенок может быть трудолюбивым и аккуратным, может овладеть хорошими умениями и навыками в какой-либо работе. Но высоких результатов в какой-либо деятельности он не обязательно достигнет. Во-вторых, таланты у ребенка обнаруживаются не всегда сразу, лишь у некоторых наиболее одаренных детей они проявляются в дошкольном возрасте. У большинства ребят способности обнаруживают себя несколько позже, лишь в школьном возрасте, а иногда даже во взрослом состоянии. Это объясняется едиными школьными стандартами. Если родители ребенка не заметили талантов ребенка в какой-либо области и не отдали его в специализированное учреждение дополнительного образования детей, то в школе они могут не обнаружиться. Многие гениальные деятели науки и искусства в детском возрасте, в школе считались совершенно неспособными, а только став взрослыми, занявшись любимым делом, они обнаружили свою гениальность.

Такими были, например, физик И. Ньютон, писатель Н.В. Гоголь, художник В.И. Суриков и др. Чтобы разобраться в этом вопросе, дадим определение этому понятию. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие быстроту и легкость овладения им какой-либо деятельностью и достижение в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем. В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. Способности человека можно разделить на несколько групп:

• общие способности (способности к выявлению закономерностей, общий интеллект);

• модальные общие способности (технический, пространственный, вербальный, т. е. словесный интеллект и т. п.);

• специальные способности (музыкальные, артистическиеи т. д.);

• частные способности (уровень развития памяти, мышления, воображения и т. д.). Существенными предпосылками способностей являются природные задатки, с которыми рождается ребенок.

От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка благоприятствуют проявлению природных наклонностей. И задача родителей - обеспечить эти условия. Даже если вы просто выделили в квартире угол для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. Тогда в процессе занятий у него из задатков вырастут способности к той или иной деятельности. А если его развитием занимаются специалисты, шансы на будущий успех будут выше. От имеющихся природных задатков и от их дальнейшего развития зависит, какова будет судьба этого человека, как он осуществит себя как личность, что он оставит своим потомкам. Поэт Леонид Мартынов написал об этом такие стихи:

Входя в дома любые -

И в серые, и голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ, скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

       Итак, природные задатки ребенка могут развиться при условии занятий ребенка специальной деятельностью, а также получения необходимых знаний, навыков и умений. Возможны различные варианты развития способностей и их применения в жизни.

Вариант первый.

Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в какой-то определенной деятельности (или даже в нескольких). Родители и все близкие в восторге. Дань восхищения или даже преклонения со стороны окружающих перед нарождающимся талантом или гением. Но проходит какое-то время, и талант блекнет, успехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы замедляется, а потом и вовсе прекращается.

Вариант второй.

Вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда даже отставание от обычных сверстников. Затем постепенно развитие ускоряется, иногда сразу огромный расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в какой-то деятельности, выдавшиеся достижения в ней.

Вариант третий. Нередко встречающийся: растрата времени и природных задатков на протяжении всей жизни.

Вариант четвертый.Оптимальное использование своих задатков и способностей на протяжении всей жизни. Ранний расцвет дарования, напряжѐннейшая, всепоглощающая и чрезвычайно продуктивная деятельность. В результате человекоставляет такой след, который воспринимается потомками веками. Часто этот след бывает оставлен людьми, прожившими по обычным меркам короткую жизнь: Пушкин погиб в 37 лет, Лермонтов -в 27. Известный математик Эварист Галуа, именем которого даже назван целый отдел математики, прожил всего 20 лет. К сожалению, столь гениальных людей немного.

Как видим, умственно одаренных от природы детей очень и очень мало. Но жизнь, судьба и тот след, который оставит человек в истории, зависят не только от его задатков, природных способностей и дарований, а по большей части оттого, на что он затратил свою жизнь. А это уже зависит главным образом от условий и обстоятельств, в которых оказался ребенок после рождения, от его воспитания в семье, а затем и в школе, от того, какой личностью он станет. Важным условием является и трудолюбие, упорство, терпение. Это подтверждает такой афоризм: «Талант -это 1% способностей и 99% труда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выявить и развить талант

Выступление на Общешкольном родительском собрании....

Как выявить и развить талант.

Рекомендации "Как выявить и развить талант"....

2.2) Рабочая программа по кружку "Юным умникам и умницам" 3 класс. Работа по выявл.и разв.способн

2.2) Рабочая программа по кружку "Юным умникам и умницам" 3 класс...

2.3) Олимпиадные задания по чтению. Работа по выявл.развит.способн

2.3) Олимпиадные задания по чтению. Работа по выявл.развит.способн...

2.5)Чтение раб.лист. Работа по выявл. и разв.способн

2.5)Чтение раб.лист. Работа по выявл. и разв.способн...

2.6)Конспект мероприятия "Мистер и миссис класса". Работа по выявл. и развит.способн

2.6)Конспект мероприятия "Мистер и миссис класса". Работа по выявл. и развит.способн...

2.7)Викторина "Мое Сотниково". Работа по выявл. и развит.способн

2.7)Викторина "Мое Сотниково". Работа по выявл. и развит.способн...