Родительское собрание «Детская зависимость или технократические вредные привычки».
консультация на тему

Баюкова Елена Александровна

Телевизионная аддикция младшего школьника, или как отвлечь ребёнка от телевизора.

 

Виртуальная зависимость, как отвлечь ребёнка от компьютера.

 

Ребенок модернизирующийся и зависимый от мобильного телефона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Детская зависимость или технократические вредные привычки».

Телевизионная аддикция младшего школьника, или как отвлечь ребёнка от телевизора.

          Телевидение давно вошло в жизнь каждого из нас, телевизор стал привычным спутником нашей жизни. Для многих людей это полноправный член семьи. Почти каждый человек проводит за просмотром телепередач примерно по три часа в день. Мы регулярно отдаем телевидению время своего отдыха. Воспитание детей во многом определяется телеэфиром. При этом мы негативно оцениваем и качество передач, и влияние телевидения (особенно на детей). Мы считаем себя способными «прямо сейчас» выключить телевизор, отучить ребенка не смотреть то, что не интересно, но продолжаем всей семьей сидеть около телеэкранов, оказываясь неспособными «оторваться» от просмотра... При этом мы успокаиваем себя «полезностью» того, что смотрит ребенок, что телевидение «просвещает», «обучает». Мы также оправдываем телепросмотр тем, что нашему ребенку и нам «нужен отдых». И телевидение предлагает его — доступный, экономичный и безопасный.

          Но, несмотря на очевидные достоинства, телевидение обладает заметным эффектом в отстранении от действительности ребенка. Этот эффект не меньше в сравнении с другими зависимостями, о которых речь пойдет позже. Особая опасность телевидения в мягкости и дозволенности воздействия. Грань между полезным, интересным просмотром и зависимостью размыта и практически не осознается не только маленьким телезрителем, но и окружающими его взрослыми людьми. Основной причиной возникновения телевизионной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.

           Телевизионная аддикция младшего школьника — это расстройство, при котором ребенок имеет непреодолимое, гипнотическое влечение к просмотру телепередач, сочетаемое с застыванием у экрана, неподвижностью.

           Неподвижность, к которой экран принуждает ребенка! Уже одного этого достаточно, чтобы забить тревогу, — ведь все важные в данном случае функции тела и мозга могут развиться только через движение. Движение — жизненная стихия ребенка. В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) дети еще полностью зависят от ничем не заменимого многообразия чувственных раздражений, исходящих от естественной среды, и нуждаются в огромном количестве поводов для применения всего богатства своей фантазии в свободной, спонтанной игре, чтобы как можно полнее раскрыть свои душевные и умственные способности. И не в последнюю очередь им нужны все мыслимые возможности для формирования тонкой моторики, осязания, чувства равновесия, двигательного чувства, координации движений конечностей, которые только и могут довести их телесное развитие до здоровой зрелости.

Нынешние условия жизни — тесные жилища, плотные потоки транспорта в городах, долгое сидение в машине — настолько ограничивают игровое пространство для большинства детей, что и без телевидения возникает серьезный дефицит движения. А уж если к этому еще приложат руку взрослые, неумолимо прерывая всякую живую игру ребенка и на неограниченное время, усаживая его перед телевизором, только чтобы избавиться от тягостных и шумных перипетий детского роста, то развитие ребенка принимает роковой оборот. В угоду собственному комфорту взрослые лишают детей радости движения, а такая блокада движения со временем оборачивается серьезной блокадой развития. Тот, кто отключает движение, лишает ребенка важнейшего вида его активности.

     Проблемы, с которыми сталкиваются дети, когда смотрят телевизор.

       Многие сцены насилия в программах стимулируют агрессивное поведение или появление страхов. Дети часто не понимают, что это происходит только в телевизоре», что это вымысел. Все, что видят, они принимают за чистую монету. Если дети смотрят мультфильмы, какие-нибудь приключенческие фильмы-ужастики со сценами насилия, им это может присниться в виде ночных кошмаров.

        К сожалению, многие фильмы и мультфильмы для детей (особенно производства США) не обладают почти никакой ценностью или, скажем, обладают сомнительной пользой. В них нет человечности, они почти ничему не учат, в них отсутствуют даже такие жизненные критерии, как понятия о добре и зле, лжи и честности, душевной щедрости и жадности, уважении, справедливости и порядочности. Большинство мультфильмов США основаны на трюках, а в основе сценариев лежат сюжеты, когда один из персонажей обманывает другого или проявляет к нему жестокость и насилие.

                 Признаки ТУ (телевизионной) аддикции ребенка:

1) слабость, тревога, плохое самочувствие, раздражительность, конфликтность при попытке отвлечь от телевизора;

2)   мысли о телевизоре, возникающие, когда ребенок его не смотрит;

3)  замена просмотром телевизора другой важной для развития ребенка деятельности, такой как общение в семье и со сверстниками;

4) растерянность, скука, чувство утраты реальности при выключении телевизора. Обычная реальность воспринимается как чуждая, пугающая;

5)  прогрессивное увеличение времени на телепросмотр, учащение просмотра телевизора;

         Рекомендации по преодолению ТУ-аддикции школьников:

• уберите телевизор из детской комнаты, кухни;

• прекратите подписку на кабельные каналы и снимите антенну спутникового телевидения;

• приобретите маленький черно-белый телевизор и поставьте его в неудобное для просмотра место;

• не позволяйте ребенку компенсировать аддикцию за счет просмотра видео;

•начните вести дневник, куда ежедневно заносите время, затраченное ребенком на просмотр телевизора;

• подумайте вместе со своим ребенком о том, зачем он так много смотрит телевизор и зачем ему нужно остановиться;

• научитесь занимать время своего младшего школьника, которое раньше шло на просмотр телевизора, интересными занимательными играми, выполнением вместе с ним домашних заданий;

• сами старайтесь при ребенке ограничивать себя в общении с телевидением, помните, что дети копируют ваши привычки!

                                Правила просмотра телевизора

 Никогда не заменяйте телеэфиром общение с ребенком. Не используйте телевизор в роли няньки, не предлагайте его вместо себя, а также для подкупа, поощрения или в виде наказания. Некоторые родители сажают ребенка перед экраном, и он часами смотрит, что там происходит, хотя понимает очень мало — телевизор не нянька! Не говорите: «Если ты немедленно не прекратишь, то не посмотришь мультик» и т. п. Ищите возможности что-либо рассказать ребенку, почитать вместе с ним книгу, погулять на воздухе, поиграть в те игры, которые доставляют удовольствие вашему младшему школьнику.

Никогда не используйте телевизор как фон или «прослойку» для общения. Тем самым вы лишаете свои отношения самого главного — совместно достигаемой цели. От нее будет отвлекать телевизионная реальность, которая встанет между вами и вашим ребенком. Научите ребенка не заменять взаимодействие со сверстниками взаимодействием с телевизором.

Избегайте передач и мультфильмов двусмысленного содержания, со сценами насилия и жестокости. Откажитесь от обсуждения телесобытий и новостей. Обсуждайте только познавательные фильмы, мультфильмы или программы, или вместо этого — события вашей жизни. Найдите альтернативные способы расслабления, развлечения, отдыха. Исключите просмотр телевизора из семейных ритуалов, на место телевидения поставьте совместные занятия в реальной жизни {спорт, хобби).

Никогда не используйте телевизор как фон для питания. Так ваш ребенок совершенно беспрепятственно становиться обладателем чуждых идей с экрана, будет их «поглощать и усваивать» с пищей без сопротивления. Сама пища тоже перестанет быть тем, что поддерживает, дает топливо для роста и развития. Она будет поддерживать идеи телевидения.

Не оставляйте детей один на один с телевизором! Взрослые вообще не должны включать детям программы, которые, как они подозревают, превышают возможности детского восприятия, — надо выбирать более подходящие для детского возраста программы. Но в любом, случае им следует понимать, что их долг — быть рядом с детьми во время просмотра, даже если речь идет об исключительно «детских» передачах, казалось бы, полностью доступных школьникам. Ребенку почти постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы не подавляли его, а, наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное.

Виртуальная зависимость (как отвлечь ребёнка от компьютера)

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь. Компьютером теперь никого не удивишь. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях. Компьютерные игры развивают у ребёнка: быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию.

        А теперь поговорим о вреде компьютера для здоровья детей.

Основные факторы негативного влияния компьютера на организм ребенка:

  1. Нагрузка на зрение.

По причине нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Специалисты даже выделяют некий «компьютерный зрительный синдром», напоминающий конъюнктивит, который может появиться у ребенка после нескольких часов, проведенных перед экраном. В таком случае у детей краснеют глаза, и возникает ощущение, что в глаза попал песок.

  1. Стесненная поза.

Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения:

Заболевания кистевых суставов. При работе за компьютером человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. При длительной работе могут даже возникнуть хронические заболевания суставов.

Затрудненное дыхание. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля и даже астмы.

•  Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы.

  1. Воздействие на психику.

Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных «стрелялок», «догонялок», а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление.

              Правила  безопасности, при работе с компьютером:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене. Не ставьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.

2.В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

3.До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой (грязь дает дополнительные искажения).

4.Считается, что наши зеленые друзья — кактусы также помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5.Почаще проветривайте комнату, помните, что аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

6. Научите ребенка каждый раз, закончив работу на компьютере, умываться холодной водой.

•   Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.

•  Индивидуально подобранные стол и стул со спинкой позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50—70 см).

• Наиболее вредной считается работа в Интернете. Ограничьте в этом ребенка.

•   Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий в 7—8 — 40 минут, в 9-10 лет — 50 минут, до 15 лет –до часа.

•  Необходимо, чтобы ребенок каждые 15—20 минут делал перерывы — давал глазам отдохнуть.

7. Чтобы снизить нагрузки на психику ребенка, подберите для него более спокойные игры.

•      Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры.

•      Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают для того, чтобы на нем играть, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных, и при этом научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики. Тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы, чем вреда.

Мы предлагаем вам специальный тест. С его помощью вы сами достаточно легко и точно определите, имеется ли у вашего ребенка (или у вас) зависимость от компьютерных игр.

           ТЕСТ на определение компьютерной зависимости

Инструкция: отвечайте внимательно. Если что-нибудь непонятно, тщательно обдумайте ответ. При этом обязательно старайтесь ответить либо «да», либо «нет». Помните, что от вашего ответа зависит результат тестирования! Каждый ответ «да» — один балл.

1.    Вы (ваш ребенок) испытываете затруднения, раздражаетесь, грустите при необходимости закончить игру.

2.  Для игры в компьютере вы жертвуете временем, ранее проводимым с семьей, друзьями.

3. Вы (ваш ребенок) находитесь в хорошем настроении, когда преимущественно играете в компьютерные игры.

4.    Из-за компьютерной игры вы пренебрегаете сном.

5.    Игра за компьютером служит ведущим средством для снятия стресса.

6.    После компьютерной игры появляются жалобы на головные боли.

7. В обычной жизни вы (ваш ребенок) чувствуете пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.

8.   При помощи игры за компьютером вы достигаете жизненных целей, «решаете проблемы».

9.   После компьютерной игры у вас (ила у вашего ребенка) возникают нарушения аппетита, стула.  

10. Вы (ребенок) приобретаете проблемы в учебе, на работе из-за компьютерной игры, но продолжаете в нее играть.

11.   Из-за компьютерной игры вы (ребенок) пренебрегаете питанием.

12.   Возникает потребность проводить за игрой все больше времени.

13.    Из-за компьютерной игры появляется пренебрежение личной гигиеной.

14.  Во время компьютерной игры вы (ребенок) полностью отрешается от реальной действительности, переносясь целиком в мир игры.

15.    После компьютерной игры возникает сухость слизистой оболочки глаз.

16.    Возникают проблемы в семье, в отношениях с людьми, со сверстниками из-за компьютерной игры, но вы продолжаете в нее играть.

17.  Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфорта.

Если вы в сумме поставили себе (или ребенку) 5 и более баллов, это свидетельствует о проявлении зависимости.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) — форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире школьнику и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный выход.

Что поможет уберечь ребенка от формирования

компьютерной зависимости?

1. Решите заранее, сколько времени вы выделяете  ребенку на компьютерную игру.

2. Не позволяйте ребенку играть, когда он устал, ему скучно, он взволнован или сердит.

3. Установите лимит времени на игру.

4. Регулярно записывайте, сколько времени было потрачено на игру.

5.  Во время игры прерывайте ребенка: пройдитесь с ним, поешьте, выйдите на улицу, чтобы голова прояснилась.

6.  Уравновешивайте компьютерную игру другими видами отдыха.

7.  Не оставляйте своего ребёнка один на один с компьютером. Ребенок, осваивающий компьютер без помощи взрослых, может начать бессмысленно тратить время на бесполезные программы или жестокие игры. Важно помнить, что компьютер не нянька и не способ нейтрализовать ребенка, пока мама и папа заняты делом.

10.  Если вы озабочены пристрастием школьника к игре, поговорите с тем, кому вы доверяете.

11.  Объясните ребенку, что компьютер, как бы с ним ни было интересно играть, никогда не заменит живого общения и настоящих, реальных игр.

       Ваша задача состоит в том, чтобы снизить ценность и значимость общения с компьютером.

                      Ребенок модернизирующийся и зависимый

от мобильного телефона

       Мобильный телефон — самое популярное современное техническое устройство, особенно среди детей и молодежи. Сотовый телефон стал спутником практически каждого человека. Сейчас сложно найти того, кто не имеет собственного «мобильника». Все больше людей, которым мобильный телефон заменяет плеер, радио, калькулятор, блокнот, органайзер, фотоаппарат и фотоальбом.

        Еще пять лет назад у редкого старшеклассника был мобильный телефон. Сейчас он есть почти у каждого учащегося младшей школы. Не отстают даже дошколята. Родители считают телефон таким же необходимым предметом, как и ранец. Для них важно контролировать ребенка. Телефонные мелодии и звонки, звуки сообщений раздаются прямо на уроках, школьники вовсю переписываются между собой. Более того, дети незаметно фотографируют мобильным телефоном учителей на уроках, затем показывают снимки родителям или даже размещают их в Интернете. Манипуляции с телефоном все меньше предназначены для общения и все больше похожи на «игру с конструктором». И функции, которые снова и снова предлагают производители, нарастают, как снежный ком.

         С мобильным телефоном связано развитие наиболее распространенной разновидности зависимости - мобильной.

           Признаки развития мобильной зависимости у ребенка:

—  Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки, не выпуская из рук телефона.

—  Не хочет укладываться спать без телефона.

— Приходит домой и сразу погружается в манипуляции с телефоном. Испытывает необходимость постоянного физического контакта с сотовым телефоном, чувство комфорта при прикосновении к телефону (постоянное ношение в руках, на теле, манипуляции с кнопками) и дискомфорта при разрыве непосредственного контакта.

— Ребенок забывает поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

—  Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует с телефоном в руках, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишиться на время телефона.

—  Ребенок увеличивает число времени, проводимое за телефоном, в ущерб другим занятиям — учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес, возникают проблемы в школе.

—  Вступает в конфликт с родителями, если они просят убрать мобильный телефон или не играть с ним, пытается лгать, если родители спрашивают, что он делает.

—  Стремление постоянно быть на связи, страх «пропустить» звонок или SМS-сообщение.

—  Выраженный дискомфорт, тревога при отсутствии связи. Восприятие утраты или порчи телефона как значимой жизненной утраты. Дискомфорт проходит при возобновлении использования сотового телефона.

—  Склонность использовать телефон не для общения. Стремление применить мобильный телефон для различных видов игровой деятельности, в том числе не связанных с общением напрямую.

—  Освоение новых функций, аксессуаров, не связанных с общением (фото-, видеосъемка, игры и т. д.). Постоянное обращение к мобильному телефону вне связи с общением — навязчивая проверка счета, входящих звонков, многократное прочтение SМS, постоянная настройка мелодий и картинок для абонентов (характерно для детей более старшего возраста от 9-10 лет).

Как избежать мобильной зависимости.

— Из-за использования мобильного телефона в неподходящее время (например, езда на велосипеде, занятия в спортзале и т. д.) появляется угроза здоровью.

•     Определите род деятельности, который ваш ребенок пытается облегчить при помощи телефона.

•  Определите, что вы можете сделать для ребенка, чтобы улучшить деятельность без применения телефона. Обязательно сделайте это до того, как рассмотрите возможность приобретения телефона.

•     Не покупайте ребенку  телефон автоматически — следуя моде, рекламе, другим авторитетным людям.

•  При внезапно возникшем желании у вашего ребенка купить новый мобильный телефон откладывайте свое решение на срок не менее одной недели, пытайтесь его отвлечь от этой мысли.

•   В случае если  телефон становится основным источником положительных эмоций у вашего ребенка, при использовании телефонного прибора для успокоения— определяйте особенности душевного состояния ребенка.

•     Заменяйте досуг и развлечения ребенка при помощи телефона на досуг с участием живых людей, животных и природы.

Все это кажется непростым, но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить и эту волну «геджитомании», и все другие, ожидающие вас в будущем. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости — показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо телевизора, компьютера, телефона, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача родителя-организатора занять досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий. Нет смысла взрослым игнорировать возможности технического прогресса, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения детей в виде компьютерных игр, сотовых телефонов необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. Если у ребёнка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищён от зависимостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Детская ложь и фантазия"

презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...

Родительское собрание "Детская ложь" с презентацией

Представлен сценарий родительского собрания "Почему наши дети лгут?".Цель: познакомить родителей с причинами лжи детей и способами ее устранения....

Конспект родительского собрания во 2 классе "Поговорим о привычках начистоту"

Родительское собрание, посвященное привычкам полезным и вредным, было проведено во 2 классе совместно с детьми. Собрание проходило в форме тренинга с использованием активных методов. Обсуждение вопрос...

родительское собрание "Компьютерная зависимость"

папка содержить план-конспект собрания, буклет - раздаточный материал, презентацию, 2 видео(рефлексия)...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание " Детская агрессия и жестокость в детском мире"

Данный материал знакомит с видами и причинами детской аргессии...

Материалы для родительского собрания на тему "Как воспитать полезные привычки"

С привычками ребенок не рождается. Плохому родители его не учат. Откуда же берутся дурные привычки? Чаше всего причиной их появления становится отсутствие целенаправленного воспитания полезных привыче...