Для родителей начальных классов
методическая разработка на тему

Шмелева Татьяна Викторовна

Материал для родителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол № 1  

родительского собрания в 2,4 классах МБОУ-СОШ с. Новосельское

от 05. 09. 2016 г.

 

Тема: «Организованное начало учебного года».

                                                                                                               

                                                                                                               Всего родителей – 9 чел.

                                                                                                               Присутствовало – 9 чел.

Повестка собрания:

  1. Выступление классного руководителя на тему: «Организованное начало учебного года».
  2. Ознакомление с режим работы школы на 2016-2017 учебный год.
  3. О воспитании у детей интереса к чтению.
  4. Родительская любовь и воспитание.
  5. Внеурочная деятельность в 2016-2017 учебном году.

По первому вопросу слушали классного руководителя 2,4 классов Шмелеву Т.В. Она познакомила родителей с требованиями, предъявляемыми к обучающимся МБОУ-СОШ с. Новосельское:

Требование к внешнему виду, школьная форма;

Учебные пособия, дневники, спортивная форма;

Посещаемость;

Работа электронного журнала, дневника;

Занятость учащихся во внеурочное время;

Соблюдение ПДД при передвижении в школу;

Дежурство по школе, классу;

Питание.

Выбор родительского комитета. Предложили включить в состав родительского комитета следующих родителей: Бондареву С.Н., Авагян Е.И., Смахтину Ж.Г.

Решили: 1. Проследить за внешним видом, наличием второй обуви, спортивной формы, подготовкой домашних заданий. Содействовать успешному обучению детей, создать дома все условия для достижения этой цели. Проследить за внешним видом, наличием второй обуви, спортивной формы, подготовкой домашних заданий. Напоминать о соблюдении  ПДД, пожарной безопасности детей. Стараться обеспечить еженедельное питание детей.

2. Утвердить состав родительского комитета в составе:

председатель: Авагян Е.И.

члены: Бондарева С.Н., Смахтина Ж.Г.

По второму вопросу слушали классного руководителя 2,4 классов Шмелеву Т.В. Она познакомила с режимом работы школы на 2016-2017 учебный год.

Решили: 1. Принять к сведению услышанную информацию.

По третьему вопросу слушали классного руководителя 2,4 классов Шмелеву Т.В.

1. Выступление учителя:  

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

"Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов)

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей

2. Работа по правилам для чтения

Необходимо прочитать правила для чтения и вспомнить, какие из них выполняет ваш ребенок, какие - нет.

Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.

3. Чтение ситуации и прослушивание ответов детей в записи на магнитофоне

Ситуация: Одна из мам рассказывала:

" Вова не любил читать, ленился, А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда я стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривалась, что кончим пораньше свои дела и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба увлекались: Что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну ещё одну страничку!". Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам. И уже не я ему, а он говорил: "Прочти обязательно".

Ответы детей на вопрос: какую книгу вы читали недавно дома, с кем? (запись)

Читаете ли вы книги своим детям? Бывают ли в вашем доме семейные чтения? Возможно, ли семейное чтение и нужно ли оно? Давно замечено, пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8-10 лет мы часто становимся участниками диалога:

Ну, как книга?

Ничего, нормально - безразлично отвечает сын или дочь.

И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного.

Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

4. Знакомство с памяткой " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

ПАМЯТКА

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал?
  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

5. Разговор о технике чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Второклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
  2. Числительных быть не должно.
  3. Прилагательных должно быть мало.
  4. Короткие слова тоже нужно учитывать.

“Причины трудностей в чтении младших школьников”.

6. Психологический практикум

Ситуация: 
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий - становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту "простоту" ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вопрос-ситуация:
Немного прочитав, Сережа устало говорит: " Не хочу больше читать". "Читай, кому говорю!" требует мать. "Ну, мам", умоляет Сережа. Кому говорят, читай!" - почти кричит мать. "Не ори на меня!" - грубит сын. Как избежать конфликта?

Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

7. Литературная викторина для родителей

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
(С.Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
(А.Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И.Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
(С.Маршак “Вот какой рассеянный”)

8. Каждый родитель получает памятку.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Решили: 1.  Организовать целенаправленную работу по воспитанию у ребенка интереса к чтению.

2. Родителям обратить внимание на  рекомендации учителя по развитию читательского интереса.

По четвертому вопросу слушали классного руководителя 2,4 классов Шмелеву Т.В.

Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам  необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.  Мы  убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. 

- Какой же должна быть подлинная родительская любовь?  В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети?  Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы  и постараемся сегодня ответить.

- Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы  остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?

 - Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и  грустью. Трагедия детей  – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому  может способствовать  равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое  значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.

- Сейчас вам  представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в вашей семье, глазами ваших детей.  На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного  ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он. (Родители отвечают на вопросы анкеты).

Помните,  что главным условием целостности семьи и прочности  духовных основ,  заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.   Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для  тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.  Помните: Без любви все – ничто!

Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»

1) Есть ли у вашего ребенка детская комната?
а) Да-5.
б) Нет-1.

2) Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
а) Да-5.
б) Нет-1.

3) Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

4) Вы применяете телесные наказания?
а) Часто-1.
б) Иногда-3.
в) Принципиально нет-5.

5) Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

6) Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет, не хочу-1.

7) По вашему мнению ваш ребенок послушен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?
а) Да, всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

9) Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по вашему, должен выполнять?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

10) Читаете ли вы специальную педагогическую литературу?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

ОТ 10 ДО 25 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.

ОТ 24 ДО 37 баллов. Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.

ОТ 38 ДО 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.
        

Решили: 1. Принять к сведению услышанную информацию.

По пятому вопросу слушали классного руководителя 2,4 классов Шмелеву Т.В.  сообщила, что внеурочная деятельность обучающихся 2,4 классов ведется по тем же направлениям, что и в прошлом учебном году, представила родителям расписание внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС.

  Шмелева Т.В. предложила родителям контролировать посещение учащимися внеурочной деятельности по расписанию.

Решили: 1. Контролировать посещение учащимися внеурочной деятельности по расписанию.

Классный руководитель:                         _______________ Т.В. Шмелева

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная развлекательная программа «Весёлая семейка» для учеников и родителей начальных классов.

Весёлая игровая программа для детей и их родителей. Участвуют и мамы, и папы, и бабушки, и другие члены семьи. для всех свои конкурсы....

Рекомендации родителям начальных классов.

Как правило, успеваемость ребёнка в школе зависит от отношения родителей относятся к обучению в школе. К сожалению, наверстать пройденный материал затруднительно, если школьник запускает предмет, так ...

Памятка для родителей начальных классов

Полезные советы родителям школьников.Правило 1. Нагрузка.Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стр...

Отчет классного руководителя. Рекомендации родителям начальных классов

Отчет классного руководителя о проведенных мероприятиях по УВР. Рекомендации родителям начальных классов...

Советы для родителей начальных классов

Десять ошибок родителей в воспитании детей. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не и...

Памятки-советы для родителей начальных классов

Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей.  Психологическая поддержка ребенка во время школьного обуче...