Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий
статья на тему

Галина Алексеевна Кострыкина

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных  

                            технологий

Кострыкина Галина Алексеевна – учитель начальных классов  , МОУ Александровская СОШ, 2018 г. ( выступление на тематическом педагогическом совете школы.)

Все программы развивающего обучения на целены на активизацию субъекта учебной деятельности (УЛ). Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Не всегда ваши намерения реализуются в желаемом объеме, ибо мы забываем, что «главный признак самостоятельной деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика» . доведение ученика до самостоятельного целеполагания в процессе УД возможно только при правильной оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника. В школьном детстве ребенок больше всего хочет общаться , говорить о себе, творить, подражать. Насколько удается нам в рамках классно-урочной системы реализовать потребность ребенка в общении? Оставляет ли наша гонка за выполнением программы ребенку шанс поговорить в школе на волнующие его темы, не связанные с учебным материалом? Чего больше предлагаем мы ученику: алгоритмизации действий либо идущего от души не навязанного извне творчества?

Когда начинаешь разговор о возможностях использования в этой связи новых информационных технологий (НИТ), проще говоря, компьютерной техники, редко встречаешь взаимопонимание в учительской среде, причем по вполне понятным причинам. Те, кто «грызет гранит науки» вместе с младшими школьниками (учителя начальных классов), часто не владеют НИТ и не представляют необъятных возможностей последних в плане рационализации УД и стимулирования познавательных интересов детей. Те же, кто владеет компьютером в совершенстве, часто далеки от желания облегчить детям ежедневный рутинный труд по усвоению основ знаний и формированию общеучебных умений. От незнания и недооценки объема базовой программы начального обучения у авторов курсов информатики для начального звена возникают идеи дополнить учебную нагрузку детей логикой, программированием, азами алгоритмизации... Заметим, при всей полезности этих знаний они не разгружают, а догружают школьную программу, выводя общий объем теоретической ее части на критическую отметку, за которой чрезмерная усталость детей и торможение. Между тем абстрактное мышление детей до 9—10 лет не является ведущим: «дитя мыслит образами, звуками, красками» (Кд. Ушинский), и прогресс здесь мало что изменил. другая крайность: превращение компьютерных занятий с малышами в игру до изнеможения. Не забудем, что в плане воспитания компьютер может оказать на ребенка как позитивное, так и крайне негативное влияние, и вряд ли стоит тратить драгоценные учебные часы на формирование привычки к пустому времяпровождению.

Анкетирование, проведенное среди 200 учащихся начального звена, показало, что интересы детей связаны не только с компьютерными играми. Общаясь с компьютером, детям хочется на учиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт дисками и Интернетом. При анкетировании не раз звучала фраза: «Хочу научиться работать на компьютере». Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Взрослые(экономист, кассир, инженер, менеджер) работают за компьютером. У школьника своя работа – усвоение основ наук. Почему же не научить детей экономичным и эффективным (современным) способам  работы с учебной информацией? Преподавание в начальной школе языка, математики, естествознания даже в наше информативно насыщенное время проводится часто все теми же «дедовскими» методами, даже еще хуже: чуть ли не исключительно на вербализированной основе, почти при полном отсутствии наглядности (рабочие тетради с картинками позвольте не считать наглядностью).

Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на уроках математики, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают с помощью графов задачи. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. Одновременно мы формируем у учеников навыки рационального запоминания материала, обучаем детей способам кодирования и сжимания информации в соответствии с конкретной учебной задачей. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. То что мучительно долго достигается с помощью ручки и тетради ( дети в начальной школе пишут крайне медленно), легко выполняется с помощью буфера обмена в текстовом редакторе(Микрософт ворд) .

Компьютер оказывает положительное влияние и на литературное творчество младших школьников. Участие в проектах «Моя первая записная книжка», «Сотворение мира описания-загадки, рассказы о своей семье и событиях своей внёшкольной жизни, сочинения-сказки, фантазии... да мало ли форм работы можно придумать вместе с детьми! для учителя важно научить школьников грамотной связной письменной речи. Коллективное обсуждение: что будем создавать на экране компьютера, какую книжку—малышку или выставку создадим в итоге, как оформим свои работы,- это приглашение младших школьников к самостоятельному целеполаганию и целеосуществлению.  Опытом доказано, в такую работу охотно включаются даже ученики, которые обычно не любят писать сочинения. Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, они довольны, что их компьютерное сочинение выглядит великолепно и ошибки можно исправить , не испортив внешнего вида текста.

При создании творческих игровых ситуаций важно растянуть процесс выполнения  работы хотя бы на несколько дней (а лучше  недель). Увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики  гордятся своими находками в области рационализации труда, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебная  игра выходит за рамки школы в семью. Дети по собственной начинают поиск познавательной информации уже не только в компьютере, но и в собственной домашней библиотеке и вообще в книге. Попутно ученик развивает умение набирать и редактировать текст , пользоваться различными шрифтами, абзацем , правилами цитирования , учиться оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжкая и неприятная обязанность. И если в процессе этой игры – работы ученик почувствует необходимость совершенствовать свое умение быстро печатать текст , то он сам начнет тренировать соответствующий навык с помощью клавиатурного тренажера. Мы же часто действуем с точностью до наоборот: сначала усаживаем ученика за упражнение, обозначив полезность этих действий просто на словах, а потом в течение долгого времени ждем, когда же пригодятся ученику эти навыки. Стоит ли удивляться, что дети забывают невостребованные умения и их труд пропадает зря.

Справедливо упреках школу в том, что в ее образовательной стратегии часто «отсутствует сам ребенок» Д.Г. Левитес призывает «учить ребенка тому, что ему нужно в детстве, а не навязывать «чужие» для него цели» . Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью НИТ. Но для того чтобы ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Активизация познавательных интересов младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века»

В данной статье раскрываются особенности познавательных интересов младших школьников и пути их развития на уроках в начальных классах....

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

"Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий".

Все программы развивающего обучения направлены на активизацию  учебной деятельности....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...