Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
опыты и эксперименты на тему

Силаева Инга Владимировна

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений применять различные способы использования информации при изучении окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл silaeva.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

636516, Россия, Томская область, Верхнекетский район,

пос. Степановка, пер. Аптечный, дом 5

тел./факс: (8-382) 58-25-1-66;

Е-mail: stepanovca@mail.ru

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Силаева И.В., учитель начальных классов

2017г.

ВВЕДЕНИЕ

    Предмет «Окружающий мир» рассматривается как часть системы начального образования, а значит, он призван решать не только частные, но и общие задачи.     Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений применять различные способы использования информации при изучении окружающего мира.

     Учебный материал по окружающему миру должен быть отобран таким образом, чтобы  способствовать  формированию у младших школьников всех групп универсальных учебных действий.

   Важной особенностью принятого ФГОС НОО является усиление практической направленности образования, использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни.

   Освоение содержания курса «Окружающий мир» невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр. Решение основных задач современного образования невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

    Поэтому в начальной школе крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе, в условиях школы и дома. Именно опыты, которые проводятся в домашних условиях, должны сыграть огромную роль в развитии познавательного интереса ребёнка к окружающему миру. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

   Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически изучить и практически обосновать эффективность организации опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир», позволяющую развить познавательный интерес у младших школьников.

     В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:

–выявить роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательного интереса;

–проследить динамику развития познавательного интереса школьников в образовательном процессе как результата их работы по проведению опытов и наблюдений.

   Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, педагогического опыта – наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, обобщение независимых характеристик.

Базой исследования явилась МБОУ «Степановская СОШ»  Верхнекетского района.


Теоретические аспекты организации опытно-экспериментальной работы, как средства развития познавательного интереса

    «Окружающий мир» – это курс, который формирует основы мировоззрения младших школьников и предоставляет самые широкие возможности для развития их личности.   Изучая данный курс, младшие школьники получают знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Ученики приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

П   ри изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления младших школьников с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации младших школьников.

    Познавательные процессы как составная часть входят в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

    Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

    Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по развитию интеллектуальных способностей.

    Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

    Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

   К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

   На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. И форсировать этот процесс не следует, пока для него не созданы соответствующие предпосылки.

    Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.

   В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. К 3-4 классам начинают дифференцироваться учебные интересы.

    Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

   Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

   Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость для нас приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

    Существуют практические работы, в которых учащимся, как правило, разделённым на группы по несколько человек, предлагается самим провести некоторые опыты. Тут возникает сложность: не всегда в школьном кабинете есть достаточное количество приборов и оборудования для проведения таких работ. Да и от ограничения по времени никуда не денешься. А если у одной из групп что-то не получается, тогда они начинают просить о помощи учителя, отвлекая других от выполнения работы.

    А что будет, если учитель предложит ученикам выполнить опыт или провести наблюдение вне школы, то есть дома или на улице. Опыты, задаваемые на дом, должны не требовать применения каких-либо приборов и существенных материальных затрат. Это должны быть опыты с водой, воздухом, с предметами, которые есть в каждом доме. Кто-то может усомниться в научной ценности таких опытов, конечно, она там минимальна. Но разве плохо, если ребенок сам может проверить открытый за много лет до него закон или явление? Для человечества пользы никакой, но какова она для ребенка! Опыт – задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление.

   Что необходимо ребенку, чтобы провести опыт дома? В первую очередь, наверное, это достаточно подробное описание опыта, с указанием необходимых предметов, где в доступной для ребенка форме сказано, что надо делать, на что обратить внимание.    Следовательно, если учитель предлагает ученикам проделать что-либо дома, то он обязан дать им подробный инструктаж, ознакомить с техникой безопасности.

      Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения естествознанию; одно словесное обучение неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. Однако если учащиеся будут проделывать различные опыты и наблюдать за демонстрацией опытов, выполняемых учителем, но не будут слышать продуманных ярких рассказов преподавателя, не будут читать учебника и знакомиться с литературой, то такую работу учителя еще нельзя назвать удовлетворительной.

    Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:

учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в окружающем мире, с ролью эксперимента в исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);

у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, делать выводы и т.п.

   Значение лабораторных занятий по окружающему миру заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении,  у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

Методика работы с опытно-экспериментальными заданиями в домашних условиях

   Так как одно из требований к домашнему опыту – простота выполнения, следовательно, их применение целесообразно проводить на начальном этапе обучения естествознанию, когда в детях еще не угасло природное любопытство. Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе.

   Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании.

   Опытно-экспериментальная деятельность может раскрыть скрытые способности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и другими знаниями. Вырабатывает самостоятельность и умение отстаивать собственное мнение, либо признавать свои ошибки. Кроме того, необходимо привить внутреннюю потребность к получению знаний.

    Опытно-экспериментальная деятельность является одним из способов познания мира. По мнению, современных педагогов, в начальной школе детям присуще наглядно-образное мышление. Поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В результате такой деятельности у ребенка формируются определенный багаж знаний. И чем разнообразнее и глубже эксперименты, там больше знает и умеет ребенок.  

   В начальной школе дети задумываются о сущности явлений, о причинах их возникновения, о различных закономерностях в природе. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. Эксперимент позволяет ребенку понять не только, как и что он делает, но и почему именно так, а не иначе. Понять, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получиться в результате. Дети эмоционально раскрываются, «открытия» вызывают у них не поддельную радость и восторг.

   С включением младших школьников в опытно-экспериментальную деятельность у учащихся появляется интерес и желание заниматься исследованиями. Результативность процесса развития исследовательских умений младших школьников зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся в процессе разработки программы эксперимента, которая подразумевает формирование у младших школьников следующих умений: умение видеть, ставить цель и планировать работу; умение принимать решение о достижении цели в опытно-экспериментальной работе; умение продумывать шаги в опытно-экспериментальной работе;

   Систематическое включение школьников в опытно-экспериментальную работу формирует у младших школьников следующие умения: умение наблюдать процесс опытно-экспериментальной работы; умение корректировать процесс опытно-экспериментальной работы; умение оценивать результаты опытно-экспериментальной работы.

    Опытно-экспериментальная работа, достаточно трудная операция. Это связано с большой трудоемкостью самих опытов и экспериментов, а также достаточно большой подготовительной работой непосредственно к самому процессу постановки опыта или эксперимента.

   А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ преподавателя.

     Практические задания по окружающему миру можно давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание, не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми.

Задача учителя в организации летних работ и наблюдений состоит главным образом в том, чтобы натолкнуть на мысль, направить, сделать намек. Все остальное добавит собственное зрение учащихся и их неиссякаемая любознательность.

    Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения опыта зависит от конкретного учителя. Обсуждение механизма выставления оценок не входит в тему данной работы, поэтому здесь мы не будем останавливаться. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться учителем. Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших в пример не  выполнившим, тут опять же все зависит от конкретного учителя, от его характера работы с каждым отдельным классом.

 

   Все ниже перечисленные опыты проверены на соответствие требованиям, предъявляемым к домашним экспериментальным заданиям.

   Одна из первых работ – наблюдение за прорастанием семян однодольных и двудольных растений. Работу ученики начинают выполнять до начала изучения темы «Семя» т.е. предварительно.

Объясняя на уроке, как выполняется работа, учитель сам закладывает на демонстрационном столе семена для прорастания. В тетрадях ученики записывают тему «Прорастание семени» и расчерчивают таблицу, где указывают: № п/п, наблюдаемое явление; дата; у гороха; у пшеницы; семена замочили; семена набухли; семена наклюнулись; появился корешок; появились первые листочки; стал расти стебель.

   Проращивание семян выполняется дома, и обсуждается на уроке при изучении строении семени. Ученики сравнивают, как происходит прорастание семян однодольных и двудольных растений, в чём состоит отличие. Делают рисунок семени со всеми частями резвившегося из него проростка. Указывают стрелками, из какой части зародыша развились органы проросшего растения. При изучении темы «Корень» следует вновь обратиться к наблюдению о строении семени, вспомнить, какой орган появляется первым при прорастании семян, из чего он развивается. Таким образом, проделанная дома работа и включённая в ход урока помогает лучшему пониманию изучаемого нового материала. Кроме того, она вызывает повышенную эмоциональную активность и желание в дальнейшем производить подобные наблюдения.

   Дети из моего класса вели наблюдения за прорастанием жёлудей. (Приложение)

Очень интересна работа по выявлению значения света для образования хлорофилла. Работа проста по технике выполнения и доступна каждому ученику. Необходимо иметь две луковицы лука и две небольшие баночки (из-под сока, детского пюре и пр.). В баночки следует налить воду и поставить в них луковицы так, чтобы они касались донцем воды. Одну банку с луковицей поставить в светлое место, другую – в тёмное. При этом желательно луковицу, стоящую в тёмном месте, покрыть ещё дополнительно колпаком из бумаги. На уроке в тетрадях ученики записывают тему, учитель показывает и разъясняет, как опыт заложить (при этом сам его закладывает). Через определённое время, когда листья у прорастающей на свету луковицы достигнут 7-10 см, учитель предлагает ученикам принести обе луковицы на урок в полиэтиленовых пакетах. На уроке обсуждаются результаты опыта. Луковицы отличаются по окраске листьев и их длине. Жёлтые листья длиннее, и ученики иногда делают вывод, что в темноте луковица растёт лучше. Следует подчеркнуть, что она растёт быстрее, но это не означает «лучше».    Учеников надо подвести к выводу о том, что для образования хлорофилла необходим свет. Предложить продолжить опыт: переместить луковицу из тёмного места на свет и понаблюдать за ней. Обсуждение результатов опыта целесообразно проводить после изучения фотосинтеза. В таком случае ученикам станет понятным большое значение света для жизни растения. Он необходим для образования не только крахмала, но и хлорофилла, как одного из условий образования органических веществ. Ученикам будет интересно узнать, что они проделали опыт К.А. Тимирязева.

  Только он проводил его с проростками кресс-салата, а они – с луковицей лука. На уроке ученики делают в тетради рисунки луковицы, проросшей на свету и в темноте.

Нетрудной для выполнения является работа «Развитие побега из почки». Это задание ученики получают предварительно (недели за две до урока на соответствующую тему).

Запись темы «Развитие побега из почки» и расчерчивание таблицы происходит на уроке. А дома дети проводят наблюдения и заполняют ее.

№ п/п

Наблюдаемое явление

Дата

Побег поставлен в воду

Почки набухли

Раскрылись чешуйки

Опали чешуйки

Почка раскрылась

   К уроку «Развитие побега из почки» ученики приносят побег и записи наблюдений в тетрадях. Обращается внимание на наличие листовых и цветочных почек, сравнивается их развитие. В конце урока ученики зарисовывают побег с почками и отмечают, какое у него расположение почек.

   Для повторительно-обобщающего урока на тему «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма» ученики могут выполнить опыт, выясняющий рост листа. Дело в том, что, изучая корень и стебель, они узнают о росте этих органов. А как растёт лист? В обобщающем уроке они рассматривают рост растения как один из признаков всех живых организмов, в том числе и растения. Объектом для изучения роста листа может служить пророщенная луковица лука. На её проросших листьях следует сделать метки на расстоянии 2-3 мм друг от друга, начиная от основания; или подрезать верхнюю часть листа и измерить длину оставшейся части. Через некоторое время (через 7-10 дней) будет заметно, что расстояние между метками увеличивается в нижней части листа, а оставшаяся часть обрезанного листа вырастает. Обсуждение на уроке результатов опыта подводит учеников к выводу, что лист растёт основанием.

    Все работы, рассмотренные выше, предлагаются для выполнения всем ученикам дома. На уроке они демонстрируют выполненную работу и рассказывают о ней. Все ученики класса с большим интересом и вниманием слушают своего товарища, и каждый хочет быть на его месте. К таким работам можно отнести наблюдение за выяснением условий прорастания семян, питанием и ростом проростков, глубиной заделки семян, испарением воды листом, и ряд других.

    В заключение можно сказать, что содержание домашней работы по окружающему миру методика её выполнения учениками очень разнообразны. При правильной организации домашней работы она способствует успешному усвоению биологических знаний, развитию различных умений по работе с учебником, практических и интеллектуальных умений, повышает интерес и творческую активность детей, развивает их самостоятельность. Включение в урок обсуждения результатов домашней работы делает как бы непрерывным процесс обучения.

   Предлагаемые ученикам задания не требуют большой затраты времени и не перегружают их. Беседы с учениками, их родителями, показали, что затраты времени на выполнение домашней работы не занимают более 15 минут, а чаще всего на выполнение домашней работы идёт 5-10 минут. При этом отмечается, что к концу учебного года ученики с заданиями справляются быстрее. Особый интерес у школьников вызывают задания на проведение опытов и наблюдений.

Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, определяющие его характеристики, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Примеры опытов, реализуемых в домашних условиях

В МБОУ «ССОШ» преподавание предмета «Окружающий мир» осуществляется по программе «Школа России».

  В учебниках для 1-го и 4-го класса мало опытов и практических заданий. Но в учебниках и рабочих тетрадях для 2 и 3 классов предлагается достаточное количество опытов.    Перечислим ряд опытов, которые предлагаются учащимся для проведения в домашних условиях. Опыты, в основном, взяты из учебников и рабочих тетрадей О.Т. Поглазовой «Окружающий мир».

Тема: «Форма Земли»

Опыт – тень от геометрических фигур.

Напротив настольной лампы поместить плоские фигуры круга, квадрата. Если эти фигуры поворачивать, то тени будут постоянно изменяться. А если взять геометрические объёмные тела (куб, мяч) и вращать их перед лампой, то тень от мяча при вращении не изменяется, а тень от куба изменяется.

Этот опыт доказывает, что Земля имеет форму шара.

Тема: «Благоприятные условия для прорастания семян»

Опыт: Поместить семена фасоли в четыре стакана при комнатной температуре +20. В первом стакане семена погружены полностью в воду, во втором – частично, в третьем – семена сухие без влаги, в четвёртом – покрытие водой частичное, но стакан помещён за окно, где температура  +5. Через некоторое время – семена проросли только во втором стакане.

Вывод: благоприятные условия для прорастания семян: тепло, вода, воздух.

Тема: «Развитие растения из семени»

Опыт: посадить семя фасоли и периодически поливать. Наблюдения: из семени появится корешок. Он закрепляется в почве и поглощает воду. Затем появится стебель и листочки.

Тема: «Свойства воздуха»

Опыт 1: узнай, что при нагревании воздух расширяется.

Наденьте шарик на бутылку.

Поставьте бутылку в ёмкость с горячей водой.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, шарик надувается.

Опыт 2: узнай, что при охлаждении воздух сжимается.

Надуй шарики до одинакового размера. Чтобы точно сравнить размер, измерь самую широкую часть ниткой. Фломастером напиши на шариках номера.

Первый шарик положи в холодильник. Второй оставь в комнате.

Через час снова сравни размеры шариков.

Вывод: при охлаждении воздух сжимается, шарик стал меньше.

Тема: «Движение воздуха».

Опыт: пронаблюдай, куда движется тёплый и холодный воздух.

Изготовь змейку и вертушку.

Помести их над батареей.

Помести их под открытой форточкой.

Вывод: тёплый воздух движется вверх, а холодный – вниз.

Тема: «Свойства чистой воды»

Опыт 1. Посмотри через чистую воду на надпись. Повтори наблюдения, добавив в воду молоко, краску. Нарисуй, что наблюдаешь, сделай вывод о прозрачности и цвете чистой воды.

Вывод: чистая вода прозрачна, бесцветна.

Опыт 2. Попробуй воду на вкус и понюхай её. Сделай вывод.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт 3. Переливай воду в разные сосуды. Текуча ли вода? Наблюдай какую форму она принимает.

Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда.

Опыт 4. Заполни пластиковую бутылку  водой и закрой крышкой. Попробуй сдавить бутылку.

Вывод: вода обладает упругостью и почти не сжимается.

Опыт 5. Растворяй в стакане с водой соль, сахар. Наблюдай, что происходит.

Вывод: вода является растворителем.

Опыт 6. 1) Вталкивайте палочку в воду и наблюдайте, как она выталкивается изводы.

Вдвигайте пустую банку в воду дном вниз. Что произойдёт? Сделайте вывод.

Вывод: вода обладает выталкивающей силой.

Тема: «Три состояния воды. Круговорот воды в природе.»

Вода в природе бывает в разных состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.

Опыт: взять стеклянный сосуд с мокрым песком и закрыть сосуд холодной крышкой, а затем медленно подогревать.

При высокой температуре вода из песка испаряется, превращаясь в газообразную, и оседает на холодную крышку. На крышке пар превращается в капельки воды, и они  падают на песок.

Вывод: произошёл круговорот воды. Такой круговорот воды происходит и в природе.

Опыт: возьмите два одинаковых гладких стакана. Налейте в один стакан кипятку до ¾ его высоты и тотчас накройте стакан куском пористого (не ламинированного) картона. Поставьте на картон вверх дном сухой стакан и наблюдайте. (Стенки сухого стакана запотеют).

Тема: «Состав почвы».

Опыт 1. Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились ли пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт 3. Положи на сковороду немного почвы и нагрей её. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 4. Продолжи прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов.

Опыт 5. Насыпь остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Профильтруй воду, налей немного на стекло и испари. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды. (На стекле останется белый налёт).

Вывод: в почве есть соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста.

Тема: «Свойства снега и льда».

Опыт 1. Поставь стаканы со снегом и кубиками льда в тёплое место. Наблюдай снег или лёд быстрее растает.

Вывод: в тепле быстрее растает снег, чем лёд.

Опыт 2. Положи снег и лёд на полоски цветной бумаги. Видны ли через них цветные полоски?

Вывод: снег – белый, непрозрачный; лёд – бесцветный, прозрачный.

Опыт 3. Ударь деревянным молотком по снежку и кубику льда. Сравни их твёрдость и хрупкость.

Вывод: снег – мягкий, рыхлый; лёд – твёрдый, хрупкий.

Проведи исследования.

Опыт 1. Вставь в крышку кастрюли пробку. Помести крышку в морозильную камеру. Через час сравни, что холоднее на ощупь: пробка или крышка.

Вывод: кора предохраняет деревья от мороза.

Опыт 2. Опусти в бутылку веточку комнатного растения. Сверху налей немного подсолнечного масла. В другую бутылку налей воду и масло. В третью бутылку налей только воду. Отметь уровень воды в бутылках через 3 дня и сделай вывод.

Вывод: подсолнечное масло не испаряется и, покрывая воду, не даёт ей испаряться. Лист – важный орган растения. Листовая пластинка покрыта кожицей, которая защищает лист от высыхания и повреждения. В кожице есть маленькие отверстия – устьица, через, которые лист испаряет воду.

Проверим этот вывод ещё одним опытом.

Опыт 3. Помести ветку комнатного растения в полиэтиленовый пакет и завяжи его. Что ты увидишь через некоторое время? (На внутренних стенках полиэтилена капельки воды).

Опыт 4. Помести в стеклянную банку растение и стакан с известковой водой, закрой банку. Что ты увидишь? Сделай вывод. (Известковая вода мутнеет - это говорит о том, что в банке появился углекислый газ).

Вывод: при дыхании лист поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Опыт 5. Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется. (На всякий случай проделывайте всё это над тазом, потому что при незначительном перекосе бумажки и при ещё недостаточном опыте на первых порах воду можно разлить).

Вывод: давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на неё.

Опыт 6. Добывание соли.

Приготовь «морскую» воду, растворив столовую ложку соли в одном литре воды.

Налей немного воды на блюдце и поставь в тёплое место. Наблюдай, что будет на его дне после испарения воды.

Наблюдение: Понаблюдай в солнечный день, как изменится длина и направление тени от прутика с десяти часов утра до двух часов дня. (Тень от прутика медленно поворачивалась и её длина изменялась. До полудня солнце на небе поднималось, а после полудня опускалось. Тень становилась короче. В полдень положение солнца на небе было самое высокое, а тень от прутика – самая короткая).

Задание: исследуй свойства полезных ископаемых.

Для работы тебе понадобятся: кусок гранита, немного речного песка и сухой толчёной глины, кусочки торфа и угля, поваренная соль, стакан с водой. Лупа, магнит, три стакана с воронками, кубики льда, тонкая сухая веточка.

Рассмотри под лупой и опиши цвет, размер частиц данных образцов пород. Различаются ли они по запаху, на ощупь, блеском?

Проверь, притягиваются ли к магниту эти породы.

Сравни твёрдость гранита и угля. Установи. Оставляют ли они след на бумаге.

Узнай, какие породы плавают в воде.

Исследуй, как пропускают воду песок, глина, торф. Положи вату в воронки и насыпь сверху песок, глину, торф. Под воронки поставь стаканы. Налей в воронки немного воды. Наблюдай, одинаково ли быстро пропускают воду песок, торф, глина.

Попытайтесь сделать фигурки животных из мокрого песка, торфа, глины. Обладают ли данные породы пластичностью?

Исследуй, влияет ли соль на таяние льда. Возьми два одинаковых кубика льда. Один из них посыпь солью. Какой из кубиков растает быстрее?

Понаблюдай образование кристалликов поваренной соли. В насыщенный раствор соли ( раствор, где соль уже не растворяется) опусти на сутки веточку. Наблюдай появление на ней соляного инея – кристалликов соли.

В настоящее время существуют современные опыты с использованием ИКТ. Примером может служить опыт «Условия прорастания семян», представленный на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В ресурсе представлены три шкалы: освещенность, температура и интенсивность полива. В этом опыте ребенок может самостоятельно выбрать условия для прорастания семян и сделать вывод, какие из них являются благоприятными.

Подбирая соответствующие режимы освещенности, температуры и полива ученик может увидеть, как они влияют на прорастание семян. Выбрав, шкалу освещенности, сравнить, что происходит с семенами при отсутствии света и при достаточной освещенности. Выбрав шкалу температуры, учащиеся определяют нужную температуру для прорастания, и могут сделать вывод, что при повышении температуры семена выходят из состояния покоя. Рассмотрев шкалу полива, школьники наблюдают, что происходит с семенем при отсутствии полива, при чрезмерном и при нормальном поливе.

Изменяя таким образом режимы освещенности, температуры и полива, ученики увидят, что при отсутствии полива с семенем ничего не происходит. При повышении температуры при нормальном поливе и освещенности, процесс прорастания происходит быстрее. При достаточном поливе и нормальной температуре, но при отсутствии освещенности процесс прорастания семян происходит быстро, однако растение развивается иначе, окраска листьев у него отсутствует.

   Таким образом, данный ресурс позволяет школьникам самостоятельно в домашних условиях моделировать различные ситуации прорастания семян. Причем эту информацию он может получить в короткие сроки, тогда как наблюдения в природе занимают значительное время. Затем ученик может сделать выводы, какие из условий являются наиболее благоприятными для растения и повторить наблюдение живых объектов с оптимально созданными условиями.

 Заключение

  Одним из основных показателей развития познавательного интереса младших школьников является опытно-экспериментальная деятельность, уровень развития которой в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения.

   В процессе изучения методики преподавания в начальной школе, методической литературы и практической деятельности в образовательном учреждении было установлено, что применение опытно-экспериментальных заданий в работе учителя положительно сказывается на процессе изучения курса «Окружающий мир» учениками начальных классов и на их общем развитии. Дети, которые проводят опыты и эксперименты, в будущем лучше анализируют суть вещей и легче устанавливают причины различных явлений и событий. В ходе практической работы дети «добывают» знания по теме урока и используют их не только в школе, но и вне её.

   В ходе работы были раскрыты и изучены теоретические аспекты организации опытно-экспериментальных средств развития познавательного интереса и их влияние на процесс обучения школьников. Также были рассмотрены требования, предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям; формы обучения опытно-экспериментального характера; главные задачи экспериментов; методика работы учителя с домашними опытно-экспериментальными заданиями; роль домашних опытов.

   В практической части данной работы представлена подборка опытов по разным темам курса «Окружающий мир». Опыты были взяты из учебников и рабочих тетрадей Плешакова «Окружающий мир». Проведение опытов побуждает школьников не просто механически заучивать, а стараться понять изучаемый материал. Знания, полученные при проведении опытов, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь. Ведь для их получения используются методы сравнения, анализа, наглядности, формируется умение делать выводы.

   Наблюдая за учащимися начальной школы МБОУ «ССОШ», которые учатся по программе «Школа России»  могу сделать вывод, что те дети, которые выполняют практические домашние задания регулярно, без труда справляются с тестовыми заданиями, которые прилагаются к учебнику «Окружающий мир». После прохождения темы проводится тестирование, где проверяются умения применять полученные знания в практической деятельности.

   Таким образом, решив задачи, которые были поставлены в начале работы, мы достигли цели нашего исследования, рассмотрели организацию опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир», позволяющую развить познавательный интерес у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...