Предшкольная подготовка
материал (1 класс)

Григорова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Как  правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?

    Этот вопрос волнует педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребёнка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учёбой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

    Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки детей старшего  дошкольного возраста направлен именно на обеспечение познавательного, физического, эмоционально – эстетического и социально – этического развития детей старшего дошкольного возраста. Другими словами – способствовать общему развитию ребёнка. В сравнении с обычным детским садом специфика групп предшкольного образования связана с тем, что следующей ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому ребёнок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объёмом практических умений. Первое место, среди них занимают умения следовать правилам поведения, принятым в обществе. Поэтому результатом предшкольного образования должно быть, прежде всего, умение ориентироваться в мире человеческих отношений, выполнять правила поведения и только потом стремление проявлять определённую сумму знаний и умений по всем показателям, которые являются базовыми для перехода к новой ведущей деятельности – учебной.

   Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки включает в себя все виды деятельности, традиционно отведённые обществом для дошкольников и реализующие линии полноценного развития ребёнка. К ним относятся игровая деятельность, продуктивная (изобразительная, конструктивная), восприятие художественной литературы, двигательная активность, познавательно – исследовательская деятельность, элементарная математика, а также практическая бытовая деятельность по самообслуживанию. При этом каждый вид деятельности имеет специфические развивающе – образовательные функции.

   В математике важно не обучение механическому счёту, а формирование определённых представлений: о составе чисел, о сравнении предметов по величине, о геометрических  фигурах.

   Важна и подготовка к обучению грамоте.  Ребёнок должен владеть звукобуквенным и слоговым анализом слова, уметь воспринимать речь окружающих, задавать вопросы и  отвечать на них, говорить перед товарищами, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных мультфильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

   Помимо этого необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движений рук. С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется приём штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью шаблонов, их штриховка. С этой же целью используются книжки – раскраски.

  К концу дошкольного возраста у ребёнка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире: знакомство с животным и растительным миром, природными явлениями, первые знания по географии, сформировать представление о времени, научить разделять предметы на группы в зависимости от их назначения.

   Особое внимание уделяется воспитанию любви к родителям и родным; формированию уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю; совершенствованию навыков общения (вежливого и культурного) детей со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представления о доброте, дружбе, правдивости, справедливости и смелости.



Предварительный просмотр:

Как формировать навыки учебной деятельности дома.

Информационная подготовка ребёнка к учёбе в школе, как правило, начинается ещё задолго до самого момента поступления в первый класс. Практика показывает, что существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети заведомо уже готовы привыкнуть к новой социальной среде. У одних вхождение в предстоящие социальные условия проходит сравнительно легко, у других – тяжело. Адаптация ребёнка к новым для него условиям жизни неизбежна, но взрослые в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Подрастая, ребёнок узнаёт о том, что ему придётся пройти через период регулярного школьного обучения. Одни  родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой – пойдёшь в школу, станешь умным. Другие родители используют школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления. Высказывание типа «вот пойдёшь в школу, там  с тобой так нянчиться не станут» вообще противопоказано.  Задача родителей на ближайшее время совсем другая, надо создать у малыша готовность к тому, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.

В период подготовки ребёнка к регулярному школьному обучению, родители должны вступить с ним в тесное сотрудничество, связанное с овладением теми или иными умениями.  Для успешного обучения в школе необходимы  высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития и умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем.

Умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой.

Способности к счёту можно развивать, используя игровые приёмы. Для начала выучите с ребёнком, сколько ему лет. Пусть он научится счёту от единицы до пяти, а затем – до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени. Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалку:

Раз – два, три – четыре,

Три – четыре, раз – два,

Кто идёт? Мы идём.

Кто поёт? Мы поём.

В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке.

Помогая вам на кухне, малыш может посчитать, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ложек или тарелок лежит в мойке, которые надо помыть. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребёнок может выложить цифры, обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры, заучивая стишки про них.  Например:

  • Вот один иль единица

            Очень тонкая как спица.

  • А вот это цифра два

            Полюбуйся какова.

            Выгибает двойка шею

            Волочится хвост за нею.

  • Тройка третий из значков

            Состоит из двух крючков.

-1-

Ребёнок должен выучить не только счёт до десяти, но и в обратном порядке – от десяти до единицы. Обратный счёт можно повторять перед тем, как ребёнок укладывается спать. Учёными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается.

С привычными предметами легко освоить простейшие приёмы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружки, а пришёл папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре конфеты, а теперь осталась одна. Сколько же конфет мы съели?» Хороший тренинг счёта – поочерёдное название чисел. Ребёнку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшими должен называть числа «через одно».

Математические развлечения могут быть представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей. Они увлекательны для детей. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, например, животных, птиц, домов, кораблей, используя весь предложенный набор фигур. В этих играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Для закрепления ребёнком успехов в математике научите его, разбираться, который час. Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. Поиграйте с ребёнком в игру -  в течение дня спросите его: «Который час?». Если ребёнок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. Постепенно с практикой придёт навык определения времени по циферблату. Народная мудрость гласит: «С умом играем – знаний набираем».

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. С помощью логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения ребёнок научится мыслить. Для этого можно использовать настольные развивающие игры фабричного изготовления.  Например, игра «Весёлая логика» развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования. Игра «Сказки о животных» поможет развить память, внимание ребёнка.

Память человека – это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. В младшем дошкольном возрасте развитие памяти идёт очень быстрыми темпами. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность всех психических познавательных процессов, в том числе и памяти. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, а также классификацию и группировку предметов – можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

Если в доме скопилось немало старых журналов с картинками, не выбрасывайте их. Научите ребёнка управляться ножницами, давайте ему задание вырезать из журналов понравившиеся изображения. Потом пусть ребёнок поищет и назовёт, сколько он вырезал цветов, домов, деревьев, машин, людей.

-2-

Кроме того, можно малышу дать несколько конвертов и объяснить, что в один конверт он может складывать вырезанные изображения машин или человечков, в другой – цветы, деревья, а в третий – животных.

Наряду с общей физической развитостью к будущим первоклассникам предъявляется одно особенное требование: желательно чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу даст большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при чтении и обучении письму. Тренинг кистей и пальцев рук проводить легко. Их сила и ловкость получают автоматическую «подкачку», когда ребёнок занимается рисованием и лепкой.

Для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с мозаикой, нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие. Родителям рекомендуется также приобрести несколько разноцветных губочек, но объяснить ребёнку, что их купили не для купания, а для того, чтобы, сжимая и разжимая их, тренировать ручные мускулы. Сделать руки умелыми поможет и оригами, когда из обычного листа бумаги можно сделать вертушку, корзиночку, птичку, котика.

Сейчас детей трудно удивить оригинальностью игрушек, так как в каждом доме есть игрушки самых новейших конструкций. Однако не меньшую радость детям доставляют игрушки, сделанные собственными руками из природных материалов. А, самое главное, это снова даст «подкачку» пальцам ребёнка. Необычную куклу ребёнок может смастерить из колючих корзинок репейника. Техника её изготовления похожа на лепку из пластилина.

С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется приём штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью лекал, их штриховка, с этой же целью используются книжки – раскраски.

Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.



Предварительный просмотр:

О ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.

Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание.  Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

        личностная готовность

включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

        интеллектуальная готовность

                 предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

        социально-психологическая готовность

                         этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые

                         позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское

                         общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям

                         детской группы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Трудности адаптации первоклассников к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович).

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Психофизиологическая зрелость

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки".

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей  будущего первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка

Презентация программы дошкольной подготовки....

Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

Предшкольная подготовка

Планирование занятий по подготовке детей к школе. Используемая литература. Что необходимо иметь к школе....

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Рабочая программа по предшкольной подготовке

Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...