Причины неуспеваемости школьника.Решаем проблему вместе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Мелехина Ольга Петровна

Беседа с родителями начальных классов о том, как помочь неуспевающему ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti._pomoshch_sobstvennym_detyam.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКА. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ ВМЕСТЕ.

Как редко ребенок бывает таким,

как нам хочется...

Януш Корчак

 Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное - что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их?

Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья- то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других - агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы... И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название - школьные трудности.

Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка. Неспособность и неуспеваемость это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребенка. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться, но и сохраняют его физическое, психическое и социальное здоровье.

В последние годы педагоги, медицинские работники, психологи, ученые все чаще говорят о трудностях обучения в школе. Каждый третий ребенок не верит в свои силы, не имеет шансов успешно закончить школу и получить достойную специальность, профессию. И проблема эта не только педагогическая, но и медицинская, и психологическая, и, прежде всего, социальная.

В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. Да,  программы, методики, рассчитанные на среднего ученика, усугубляют проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям. А между тем, неуспеваемость школьника - скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества.

А искать корни проблемы надо в прошлом - в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом папа и мама считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен), либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники), либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.

        Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости? Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольство ребенком. Отсюда и жалобы: их ребенок ленится, рассеянный, не хочет учиться, упрямиться, капризничает, проявляет черты характера, которых раньше не замечали.

Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития.

  Еще одна причина проблем в обучении -  семейные проблемы. Итог - беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие. В таких условиях даже те ребята, у которых сохранен нормальный интеллект, оказываются неготовыми к обучению в школе. Для этих детей характерны:

1.общая ослабленность, отставание в росте и физическом развитии;

2.предрасположенность к частым заболеваниям, особенно хроническим;

3.явные нарушения сна: дети плохо засыпают, вскрикивают во сне, просыпаются в страхе;

4.замедленное развитие моторных, речевых функций, познавательной деятельности.

Конечно, с такими детьми тяжело. Но все равно есть только один путь: это терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело, недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Постарайтесь больше общаться, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните. Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение. Не забывайте похвалить его за малейший успех в любом деле (не обязательно в учебе) и поддержать в нем уверенность в своих силах. И не бойтесь пойти за советом к врачу-психоневрологу или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение помогут вам обеспечить ребенку посильные для него условия обучения; а это крайне важно.

      Итак, итог: что же внутри семьи может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению?

Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребенка в себе.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку - наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие; но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.

Неприятие детей. Рассказываем маме о тактике общения с дочкой и советуем поцеловать ее на ночь, приласкать. А в ответ неожиданное: «Не могу я ее поцеловать. Она как волчонок, физически чувствую ее неприятие». В основе такой ситуации - глубокий, уже давний конфликт, который мать не смогла или не захотела снять, смягчить. И это постоянное напряжение в отношениях матери и дочери, это противостояние в дальнейшем привело сначала к школьному стрессу, а потом к неврозу. Если мама не возьмет на себя инициативу в исправлении ситуации, чего ждет она от ребенка?

Негибкость родителей. Представьте себе семью, где властвует строгость, требовательность, где любая оплошность ставится в укор, вызывает всеобщее осуждение, где нет альтернативы и никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права высказать свое мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые

трудности ему будет, скорее всего, не по силам. В подростковом возрасте запущенная ситуация приведет к бунту.

Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв - и потребованы дневник и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней - и опять ребенок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы - свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится - хорошо, не выучится - сам виноват». А у сына или дочки задержка речевого развития, и грозит им второй год в классе. Кратковременные головомойки абсолютно ни к чему не приведут, ситуация неуспеха в обучении чем дальше, тем больше усугубляется.

Одной из серьезных причин трудностей обучения в школе является задержка психического развития. В результате неблагоприятного воздействия вредящих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций. И причина очень часто не медицинская, а социальная: неблагополучие среды, в которой воспитывается ребенок; дефицит материнской ласки, внимания, тепла; недостатки ухода за малышом в младенчестве (ребенок сытый, сухой, а остальное, как считают молодые мамы, неважно); эмоциональная заброшенность (это бывает в семьях, где мама сразу вышла на работу, а ребенка поручили няне - незнакомой, чужой для него женщине). Все эти факторы тем сильнее действуют, чем младше ребенок; оттого так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в круглосуточных яслях и детских садах. В раннем возрасте последствия такого воспитания будут не столь заметны, как в школе.

Группа детей, имеющих задержанное психическое развитие, чрезвычайно разнородна. Однако есть общее, что характерно для всех: к моменту поступления в школу у них, как правило, не происходит формирования «школьно значимых» функций. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты двигательные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, желание играть, стремление только к удовольствиям, не развита познавательная активность. На уроках они пассивны или, наоборот, излишне беспокойны, совершенно не могут сосредоточиться на задании; все, о чем говорится в классе, словно бы проходит мимо них. Чтобы помочь таким детям, требуется целый комплекс мероприятий: назначение курса лечения, организация помощи логопеда, индивидуальные занятия в посильном для них темпе. Главное условие при этом: не переходить к изучению нового материала, пока не будет усвоен прежний, постоянно возвращаться к пройденному, поощряя за малейший успех, вселяя уверенность в своих силах.

Положение таких детей, действительно, очень трудное. Ощущение, что они хуже всех, гнет постоянного неуспеха, который они ощущают едва ли не с первых школьных дней, подавляет их умственную активность (и так невысокую), создает условия для неправильного формирования личности. Без своевременной квалифицированной помощи такой ученик отстает все больше и больше: не понимает объяснений учителя, не может найти контакта с детьми, которые смеются над его ответами, дразнят, не хотят с ним дружить. У ребенка совершенно пропадает интерес к учебе, он становится грубым, упрямым, нервным - и, в конце концов, начинает ненавидеть школу. Не находя признания в классе, начинает искать это признание среди друзей, которым не нужны его хорошие отметки.

Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

Первое. Не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения.  Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.

Второе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат.

Третье. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения.

Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него.

Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 мин. Не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны.

Шестое. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.

Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня.

Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружайте его в эти дни. Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, даже если вы сами работаете, что-то придумайте. Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

Проанализируйте своё отношение к ребёнку, ответив на вопросы:

1.Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?

2.Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»?

3.Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»?

4.Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»?

5.Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6.Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?

7.Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»?

8.Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?

Сделайте вывод по тесту-опроснику: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные.  

Пересмотрите своё отношение к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...

"Неуспеваемость мл.школьников: причины и способы решения проблем"

Мы возлагаем слишком большие   надежды на способности своих детей.Надо стараться выяснить не кто знает   больше, а кто знает лучше....

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Причины нежелания детей учиться, причины школьной неуспеваемости младших школьников, способы решения появившихся проблем...

Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем.

Каковы причины школьной неуспеваемости.Чем могут помочь родители, если всё же появились школьные трудности?...

"Ваш ребёнок - третьеклассник. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Родительское собрание в 3 классе. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"...