конспект родительского собрания 1 класс "Адаптация к школе"
консультация (1 класс)

Юртайкина Ольга Александровна

Родительское собрание для родителей первоклассиков "Адаптация к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

    Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Психологические условия адаптации первоклассников к школе

СЛАЙД 7, 8, 9, 10

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом.

Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

  Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», так писал К. Д. Ушинский. Школьный психолог даст  Вам  практические советы  по адаптации первоклассников.   Но никогда не забывайте слова  В.А.Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

  1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии  других людей.
  2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
  3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
  4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
  5. Создавать  благоприятный климат в семье.
  6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
  7. Поощрять ребёнка, и  не  только за учебные успехи.

Задание для родителей

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

   Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

- Обоснуйте свой выбор.

Вывод:

 Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

В современной литературе для  родителей подробно освещены  вопросы о психологических особенностях детей, поступающих в школу, а вот вопросы функционального развития и состояния здоровья  первоклассников рассматриваются как бы вскользь.

Между тем функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.

Возраст от  6 до 7 лет  - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия  очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.

Все органы и системы  организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют   так называемые  «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка  и организм наиболее уязвим.

Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.

   (Отметьте нужное «+»)

Ребёнок очень охотно идёт в школу.

Совсем неохотно.

Очень сильно переживает учебные успехи.

Совсем не принимает.

Очень горячо делится школьными впечатлениями.

Совсем не делится.

Преобладают положительные впечатления.

Преобладают отрицательные впечатления.

Самостоятельно выполняет учебные задания.

Справляется с помощью взрослых.

Очень часто жалуется на одноклассников.

Совсем не жалуется на одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе"Ход родительского собрания СЛАЙД 11. ВступлениеПедагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив ...