Открытое родительское собрание в 4 классе по теме "Взаимоотношения в семье, как основа взаимопонимания"
методическая разработка (4 класс)

Ананьев Максим Владимирович

Семья – колыбель духовного рождения человека.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК

ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»

                                                       

Родительское собрание

Класс: 4 класс

Форма проведения: диспут

Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания

Задачи:    

- обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания;

- формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;

- дать рекомендации;

- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.

В классе выделяются за партами три места работы для микрогрупп родителей. Эти места помечаются отличительными значками.

На левой стороне классной доски пишутся «крылатые слова» по теме собрания:

- «Детей наказывай стыдом, а не кнутом» (пословица).

- «Каковы батьки-матки, таковы и дитятки» (пословица).

- «Отец должен быть для своих детей другом, а не тираном»

(В. Джоберти – итальянский политический деятель).

Ход собрания

Вступительное слово

       - Здравствуйте, слово какое чудесное,

         Доброе, красивое, чуточку нежное.

        - Здравствуйте, скажем мы новому дню,

        Здоровья желаю всем и всему!

– Сегодня мы будем работать в микрогруппах, обмениваться мнениями, дискутировать на тему: «Отношения в семье как основа взаимопонимания».                

- Для того, чтобы мы все настроились, не стеснялись высказывать свою точку зрения, хочу начать наш разговор с заповеди Джуны Давиташвили

                                       «Я - человек»

     «Я – человек, я – такой же человек, как и все,

        Но немножечко другой.

        Я хочу понять и полюбить других.

        Надеюсь, что и другие поймут и полюбят меня.

        Я ставлю перед собой цель

        И постараюсь каждый день идти к этой цели.

        Ведь смысл жизни нельзя дать.

        Его можно найти.

        Я буду его искать, а для этого мне нужно научиться ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ, ПРОЩАТЬ и ЛЮБИТЬ».

- Слово «семья». Как много существует определений этого слова.

- Давайте и мы сегодня дадим определение понятия «Семья». Доскажите слово. В семье есть старшие и младшие. Так вот, Семья – это… (работа с доской).

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. 

- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.

Работа с китайской притчей «Ладная семья».

 Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.  И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?»   - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.»  И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»

Обсуждение с родителями притчи

– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).

– Какие взаимоотношения должны быть в семье?

– Что для этого нужно делать? Какие условия создавать?

- На эти и многие другие вопросы нам сегодня предстоит с вами ответить.

           Родительский практикум-игра «Корзина чувств».

– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы.  (Родители пишут чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают и опускают в корзину).

- Если в течении собрания вы сможете избавиться от этих чувств, вы заберете этот листочек из корзины. Если же наше родительское собрание вам не поможет разобраться с этой проблемой, мы поработаем с вами индивидуально. Знайте, ваши чувства никто раскрывать не будет.

             Слово педагога

В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научить быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Сусловой

Семья – колыбель духовного рождения человека.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.  

Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов.

Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и с врагами за выживание.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие синдром опасного обращения с детьми включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.

Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом.

Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».

Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.

 «…Катя, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.

- А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.

- А Маша пусть будет моей женой.

- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.

- Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду! – возражает мальчик».

Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок, как много цветов, как красиво ее платье…

Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.

А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.

Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях.

Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.

Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как сближает она людей, какое счастье общения заключено в ней.

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.

С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.

……………………………………………………………………………………

А ведь бывают и другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и веселые – праздники, которых ждут и о которых помнят.

Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.

Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, молодые и красивые, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.

- В современном мире важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, которая даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

       В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

         Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

          Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

          Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

             

Анкетирование

– Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.

Анкета

Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

Интересуются ли дети вашей работой?

Знаете ли Вы друзей своих детей?

Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.

Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?

Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?

Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?

Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ ставится 2 балла;

За ответ «иногда» - 1 балл;

За отрицательный ответ – 0 баллов.

20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.

10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.

9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.

- Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

            Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей.  Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь, разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

            Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Практическая работа с родителями

- Как я уже говорил сегодня, о взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведем мы разговор на нашем собрании.

- Каждая группа в течение 5-6 минут проводит коллективное чтение предложенного текста, анализирует мнения, делает обобщающие выводы, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на специально отведённом месте и готовит 1 представителя от группы для выступления, а затем, когда родительские группы коллективно обсудят, проанализируют мнения, напишут свои ответы на листах, представители от групп зачитывают свой текст и  сообщают выработанный групповой ответ, обобщающий вывод на заданные вопросы, записанный на специально отведённом месте.

  • Выступления представителей от каждой группы.

1-я группа – текст «Обнять, прижать, потормошить…» и вопросы: «Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?»

2-я группа – текст «Ремень по наследству» и вопросы: «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»

3-я группа – текст «Из биографии Саньки…» и вопрос: «Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?»

- Для выяснения результативности коллективного обсуждения проблем построения взаимоотношений в семье, предлагаю вам попробовать найти правильное решение ситуации, когда отец и мать во взаимодействии со своим ребёнком попадают в трудную ситуацию. Для этого я использую заметки из «Учительской газеты». (Раздаю родителям листы с вариантами заданий).

  1. Что делать, если…

Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях? Короче, в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?

  1. Что делать, если…

Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребёнка погулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?

  1. Что делать, если…

У ребёнка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы?

Вывод:

- Постарайтесь как можно чаще использовать в общении с детьми положительные выражения и учить их этому.

- А теперь давайте попробуем создать СИНКВЕЙН (белый стих, пятистишье) по теме нашего родительского собрания.

- Уважаемые родители и гости! Вот и закончилось наше родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ребёнок будет принят таким, каков он есть. Любите детей! Пусть памятки «10 заповедей для родителей» помогут вам в этом. (Раздаю памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.Вопросы для обсуждения:  1.     Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.2....

Родительское собрание на тему: "Отношения в семье как основа взаимопонимания"

Данное родительское собрание проходит в форме круглого стола и является очень полезным как для родителей, так и для педагогов...

Родительское собрание «Отношения в семье как основа взаимопонимания»

Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания.Задачи:    Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; формировать у родителей культуру понимания про...

Отношения в семье как основа взаимопонимания. Родительское собрание. 1 класс. Программа "Путь к успеху"

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребн...