Рекомендации для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»
консультация (1 класс)

Азарова Татьяна Николаевна

Рекомендации для родителей младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Как рассказать ребенку о войне»

Приближается великий и светлый праздник – День Победы!  Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.  Дорогая  цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей.

Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

        Фильмы о Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, коцетры для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже  семь десятилетий?

         Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война и чем она отличается от остальных войн. На первый взгляд задача эта кажется простой, на  самом же деле мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

         О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая по мере взросления ребенка все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет  представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом. Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

        В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.                                        

         Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. 

Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями.

Тыл - это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта. Ребенок уверен, что сражаются на войне только солдаты и партизаны. Солдаты - люди, обученные в армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию  по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну. 

Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи, что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам,  спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом. Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, приняла участие в этой войне.

       Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны. 

          По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги. И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы. Именно поэтому говорится не о победе над «Германией», а о победе над «фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.

          Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги.  Вам придется объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей. Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории. Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств. И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которых считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты хотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

         И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости -вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная? Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, вспомнив с ребенком значение слова «отечество», предложите ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.

          В нашем городе есть краеведческий музей, где есть зал, посвященный военной тематике. Вы вместе с ребёнком можете его посетить, окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода.

          Ну и, конечно, обязательно посетите вместе с ребёнком 9 мая  торжественный парад, посвящённый Дню Победы.

         Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в нашем городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы.

         Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить сам или с Вашей помощью.

         Ну, а вечерний салют в честь победителей подытожит Ваш рассказ о войне и военном времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником....

Рекомендации для родителей. Как подготовить ребенка к уроку физической культуры на лыжах.

Катание на лыжах проходит на чистом морозном воздухе.  Это заставляет организм совершенстовать механизм адаптации к внешним условиям. Попросту тренирует организм! Что укрепляет дыхательную с...

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Рекомендации для родителей "Безопасность вашего ребенка"

Рекомендации для родителей "Безопасность вашего ребенка" Дорогие папы и мамы! Вы в ответе за своих детей, их жизнь, здоровье.  Безопасность ваших детей - в ваших руках. Собственным примером обес...

Рекомендации для родителей. Как заинтересовать ребенка чтением?

Очень часто мы сталкиваемся с проблемой,что ребенок отказывается читать книги. И в этой статье мы поговорим,как же заинтересовать ученика чтением?....

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"

Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...

Рекомендации для родителей " Что рассказать детям о России"

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и ...