Родительское собрание+буклет + презентация "Агрессия детей: её причины и предупреждение"
консультация (2 класс)

Ворокосова Ольга Игоревна

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки.

-Здравствуйте, уважаемые родители, спасибо что пришли. Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам).

Упражнение “Ассоциации”

– Что способствует агрессии? (ответы родителей)

– Какие возможные причины? (ответы родителей)

Давайте узнаем, что скрывается под понятием – агрессия? (слайд 4). 
Современная обстановка, сложившаяся в наше время в обществе, увеличивает рост различных отклонений в личном развитии и поведении людей. Особое внимание вызывают отчужденность, тревожность, внутренняя опустошенность детей и появление у них жестокости и агрессивности. С повышением агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество конфликтных ситуаций между детьми, между детьми и взрослыми, а также правонарушений. 
Кроме этого, выявлено нарастание у детей и подростков садистского отношения к “братьям меньшим” – это проекция отношения к самому человеку.

На агрессивное поведение влияет комплекс факторов: ( слайд 5).

  • Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
  • Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
  • Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)  слайд 8).

Основной “группой риска” остаются подростки. Почему?

Мини-лекция:

Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.

Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. 
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей. 
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. 

 – Назовите отрицательные качества агрессивного непослушного ребенка.  (слайд 9).
По кругу родители называют качества, черты характера. Потом психолог показывает 

(слайд 10). 

– Что говорят по этому поводу дети – (Злые, кричат, громко ругаются, дерутся, бьют слабых и то, что попадется под руку, люди, которые испытывают отрицательные эмоции и не могут быть положительными людьми) (слайд 11).

Психолог: Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

7. Тестовые задания

Психологами  разработаны  критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком. (слайд 12).

Критерии  агрессивности

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой. 
2. Часто спорит, ругается с взрослыми. 
3. Часто отказывается выполнять правила. 
4. Часто специально раздражает людей. 
5. Часто винит других в своих ошибках. 
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 
7. Часто завистлив, мстителен. 
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Упражнение “Проверь своего ребенка”

Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется  специальная  анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. 
Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества, которые встречаются у их детей, 0 баллов, если не встречаются.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) (слайд 13, 14).

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 
6. Иногда он так настаивает на чем-то,  что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно. 
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все  наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив. 
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 
16. Легко ссорится, вступает в драку. 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

(слайд 15) проецируются результаты тестирования:

– Подсчитайте количество баллов в сумме по  анкете:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов. 
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

– А  теперь сравните с тем, что у нас получилось в  результате исследования.

 (Приводятся  данные  диагностики  по  методике  Басса-Дарки)   (слайд 16). Обсуждение.

-Психолог:  Как  же помочь    агрессивному ребёнку?  (слайд 17).

-С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы “подключаетесь” к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. 
Особенно важно при этом 
признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы “выхода” агрессивных импульсов. 
Некоторые дети под воздействием “умных” взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство (“Драться нехорошо! Не обращай внимания!”). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: “Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..” Поэтому, как поется в песне, “честь должна быть спасена мгновенно”. Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем. 
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. 
Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. 
Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

Задачи родителей и педагогов: (слайд 18).

Контроль над  собственными негативными   эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

  1. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  2. говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык  “Я-сообщений”;
  3. “активно слушать” его внутренний мир;
  4. не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
  5. Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  6. Обладать навыками саморегуляции.

9. Работа с гневом

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. -Как Вы выражаете свою злость?

 Назовите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.). 

Затем родителям раздаются памятки со способами выражения (выплескиванием) злости. (Приложение 2)

Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее.

Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: “Ты – негодник. От тебя одни проблемы”. Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

10. Упражнения, помогающие снять напряжение

 

Упражнение  “Кулачок”

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

11. Обратная связь (подведение итогов работы)

Чтение стихотворения “Родителям…”

(Решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

– Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – 
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – 
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать – 
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Упражнение-прощание “Я поняла сегодня…” (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

( слайд 19).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Агрессия детей: ее причины и предупреждение "

Слайд 2

Недовольство  Раздражение  Злость  Гнев  Ненависть  Ярость

Слайд 3

Словарь Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Слайд 4

Факторы, влияющие на агрессивное поведение : Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Слайд 5

Возможные причины: Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) Неблагополучие семьи Гиперопека или равнодушие со стороны родителей Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера) Недовольство собственной внешностью

Слайд 6

Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает) Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость) Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Слайд 7

Стратегии воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Слайд 8

Агрессивный ребенок – какой он?

Слайд 9

Портрет агрессивного ребенка Агрессивный ребенок , как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых , потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта , неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других . Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Слайд 10

Каких людей ты считаешь агрессивными? Злые , кричат, громко ругаются, дерутся, бьют слабых и то, что попадется под руку, люди , которые испытывают отрицательные эмоции и не могут быть положительными людьми

Слайд 11

Критерии агрессивности Часто теряет контроль над собой; Часто спорит, ругается со взрослыми; Часто отказывается выполнять правила; Часто специально раздражает людей; Часто винит других в своих ошибках; Часто сердится и отказывается сделать что-либо; Часто завислив, мстителен; Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Слайд 12

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Слайд 13

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Слайд 14

Анкета 15-20 баллов – высокая агрессивность. 7-14 баллов – средняя агрессивность. 1-6 баллов – низкая агрессивность.

Слайд 15

Результаты исследования агрессивности

Слайд 16

Как вести себя с агрессивным подростком? ♦ Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах. ♦ Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим. ♦ Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести. ♦ Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Слайд 17

Задачи родителей и педагогов: Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся. говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»; «активно слушать» его внутренний мир; не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения. Обладать навыками саморегуляции.

Слайд 18

ТЕРПЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ И ЕЩЁ РАЗ ТЕРПЕНИЯ!!!



Предварительный просмотр:

«ЗОЛОТЫЕ»

правила воспитания

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Как предупредить детскую агрессивность

1.   Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.   

3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

Самое главное – предоставить детям как можно больше возможностей, для того чтобы с пользой и интересом тратить избыток энергии. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в любую трудную минуту жизни он может прийти к вам и получить поддержку. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас! Делайте это чаще!!

  • От души радуйтесь вашему сыну или дочке!
  • Разговаривая с ребенком, чаще называйте его по имени
  • Говорите со своим ребенком спокойно, заботливым, ободряющим тоном
  • Когда ребенок что-то говорит вам, старайтесь слушать его внимательно, смотрите в глаза и никогда не перебивайте, пока он не закончит
  • Играйте с ребенком, умейте превратиться на время в маленькую девочку или маленького мальчишку. Ваше чадо будет в восторге от подобных игр с мамой и папой.
  • Четко и ясно говорите ребенку то, что вы хотите ему сказать. Ему необходимо объяснять все просто.

В помощь

 родителям


Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Мысленно вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются, представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока еще не поздно!

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.

Закон 1. Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Презентация к родительскому собранию в начальной школе....

презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...

Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...

Родительский всеобуч "Агрессия у детей - причины и способы предупреждения"

Разговор о проблеме детской агрессии не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьюте...

Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение».

Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение»....

Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происхо...