Первоклассник. Новый этап в жизни ребенка
статья (1 класс)

Юшкова Ольга Сергеевна

В этой статье я рассказала о том, с чем столкнется первоклассник и его родители при начале обучения.  Что необходимо учитывать и как пройти адаптацию благополучно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_pervoklassnik.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Первоклассник. Новый этап в жизни ребенка.

Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка. Он интересен, но одновременно и труден как для самого ребенка, так и для родителей. У ребенка меняется круг общения, статус, возрастают предъявляемые требования к ребенку, появляются новые обязанности, конечно все это усиливает кризис 7 лет, в период которого происходит дальнейшее становление важных психических образований, что создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. 

Адаптация ребенка к школе – сложный путь, в процессе которого ребенок приспосабливается физически и психологически к новому этапу в своей жизни. У ребенка меняется ведущая деятельность с игровой на учебную. Так же в детском саду материал для изучения был зрительный, а в школе дети воспринимают на слух. (Помочь развить словесно-логическое мышление могут аудиосказки).

Первоклассник сталкивается в непривычными для себя условиями: ему нужно научиться общаться и взаимодействовать с одноклассниками, необходимо выполнять множество новых правил и задач, слушать учителя и многое запоминать. Поэтому ребенку требуются дополнительные силы.  Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.

Выделяют три вида адаптации:

1) психологическую (связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния),

2) социальную (связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями),

3) физиологическую (новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе).

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников. Обычно привыкание к школе происходит в течение сентября — октября. Но это всегда индивидуально.

У разных детей адаптация проходит не одинаково:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе!

Рекомендации родителям, которые, помогут облегчить процесс адаптации ребенка к школе:

На физиологическом уровне:

  • Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью. Хорошо, если вы заранее пойдете с ребенком в школу и посидите в коридоре во время урока, от звонка до звонка, чтобы ребенок почувствовал то время, которое длится урок. В перемену он может увидеть досуг детей, узнать где будет столовая, где туалет. Познакомить ребенка с его учителем. Это поможет ребенку обрести понимание, что такое школа. Готовить ребенка к школе нужно с конца лета, подстраиваясь под школьный режим.
  • Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
  • Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.
  • Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой, переодеваться.

На  психологическом и социальном уровнях:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Похвала понижает тревожность, повышает уверенность в том, что сделанное им – правильно, т.о. ему легче понять, что от него требуется. Так же учите его ставить и достигать цели.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.
  • Высокие требования, предъявляемые родителями повышают тревожность у ребенка. Оценивайте силы своего ребенка и его способности.
  • Выбирая учебное заведение учитывайте возможности ребенка.

Школа запоминается ребенку на всю жизнь!

 Постарайтесь помочь запомнить ребенку позитивные моменты школьной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка... и вашей семьи

Ваш ребенок поступил в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, ...

Первый класс - новый этап в жизни ребенка.

Статья об особенностях протекания адаптации к школьному обучению....

Родительское собрание в 1 классе. Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».

Родительское собрание о психологической адаптации первоклассника к обучению в школе...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи

Данная статья предназначена для родителей первоклассников...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

Сценарий родительского собрания в первом классе + памятка родителям первоклассника...