Советы родителям по развитию творческих способностей детей
материал (1 класс)

Резникова Наталья Сергеевна

Советы родителям по развитию творческих способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по развитию творческих способностей младших школьников

Поощряя творческие наклонности вашего ребенка, вы поможете ему стать зрелым умственно, эмоционально и социально. Зачастую, в период взросления, фантазия ребенка зажата в тиски общественной морали, правил и слов «можно» и «нельзя». Творческая свобода имеет важное значение в развитии у детей социальных навыков, способности принимать решения, уверенности и независимости. Следующие советы помогут вам укрепить уверенность в себе вашего ребенка, научить его правильно самовыражаться, чтобы творческие возможности и фантазия вашего ребенка находились в тонусе на протяжении всей его жизни.

 

  1. Поощряйте интуицию и детскую непосредственность 

Когда вы поощряете вашего ребенка полагаться на собственную интуицию и непосредственность, то это способствует развитию его творческих способностей. Не всё должно быть логично и запланированно, позвольте вашему ребенку мыслить творчески,  проявить фантазию и действовать интуитивно и спонтанно. Если он решил ненадолго стать «супергероем», подыграйте ему и с помощью фигурки динозавра, например, изобразите нападение монстра на город, побегайте и пошумите с малышом. Если ребенку грустно или страшно, предложите ему нарисовать или изобразить цветами свои чувства в этот момент.

 

  1. Внушите ребенку чувство уверенности в себе

Научите ребенка полагаться на самого себя и быть уверенным во время принятия решений. Поощряйте в детях стремление отстоять свою точку зрения, защитить свои убеждения. Например, если кто-то из друзей сказал вашему ребенку, что он не должен красить солнце на рисунке в фиолетовый цвет, предложите вашему ребенку аргументировать своему другу выбор цвета для раскрашивания.

 

  1. Избавьте ребенка от давления ответственности  

Творческие способности нужны не для того, чтобы постоянно демонстрировать их родителям, учителям или друзьям. Не для того, чтобы определять, кто первый, кто последний, кто лучше, кто хуже. Ребенок должен быть свободен в творческом мышлении. Не оказывая давления на ребенка, вы позволите его фантазии свободно течь в любом направления. Благодаря этому границы творческих возможностей вашего ребенка значительно расширятся. Ваш ребенок не должен испытывать потребности постоянно выделяться и доказывать свое превосходство. Он должен уметь свободно мыслить и обосновывать свои мысли.

 

 

  1. Экспериментируйте

Экспериментируйте со своим ребенком, чтобы увидеть каким образом он выражает свои творческие способности. Ваш ребенок постоянно рисует? Или непрерывно танцует? Может он любит надевать вашу одежду? Проанализируйте, какой вид деятельности создаёт максимально благоприятную среду для полёта фантазии вашего ребенка и отталкивайтесь от этого в дальнейшем воспитании. Предложите ребенку незнакомые ему виды деятельности и проанализируйте его реакцию на них.

 

  1. Поощряйте фантазию вашего ребенка

В ваших силах превратить любую жизненную ситуацию в увлекательное приключение для ребенка. Это прекрасно поспособствует развитию творческих способностей малыша. Постарайтесь почаще предлагать вашему ребенку участие в деятельности, которая позволит ему мечтать, создавать и исследовать. Прогулки на природе, например, прекрасно подойдут для игры в Тарзана, Йетти или в лесного зверя; дождливый день – прекрасная возможность построить огромный замок в домашних условиях. Используйте любую возможность, чтобы зажечь искру творчества и зародить жажду приключений в вашем ребенке.

 

  1. Постройте отношения с ребенком на доверии

Доверительные отношения с ребенком важны не только для развития его творческих способностей, но и для всех аспектов его жизни. Будьте в курсе интересов и талантов вашего ребенка и всегда поощряйте его в том, что он делает. Предоставьте вашему ребенку неограниченную поддержку и будьте самым большим его поклонником.

 

  1. Поощряйте самовыражение вашего ребенка

Поощряйте стремление к самовыражению у вашего ребенка. Это можно сделать с помощью одежды, творческих игр, небольших домашних театрализованных постановок, занятий искусством. Обязательно поддерживайте ребенка, когда он проявляет интерес к чему-то, что помогает ему выразить свои мысли, чувства или личностные качества.

 

  1. Уважайте потребности вашего ребенка

Поощряйте и стимулируйте фантазию вашего ребенка с помощью необходимых вещей. Следите, чтобы у вашего ребенка всегда были в наличии карандаши и бумага, цветной картон, фломастеры и прочие пренадлежности для творческих экспериментов. Всегда уделяйте время для творческих игр с вашим ребенком, поощряйте совместные творческие игры вашего ребенка с другими детьми. Находите время, чтобы почитать ребенку книгу или рассказать интересную историю.

 

  1. Развивайте творческие способности ребенка с помощью искусства, спорта

Помогайте ребенку исследовать свои возможности для дальнейшего творческого развития. Пусть ваш ребенок посещает занятия танцами, театральным искусством, музыкой. Можно записать ребенка в спортивную секцию. Поощряйте встречи вашего ребенка с детьми, у которых схожие интересы.

 

  1. Играйте с ребенком в творческие игры

Умеет ли бабушка рисовать? Играет ли дядя на гитаре? Принимайте участие в творческих играх с ребенком, которые будут способствовать дальнейшему развитию вашего ребенка и станут для него источником вдохновения и, возможно, примером для выбора деятельности в будущем. Совместные творческие игры также укрепляют семейные узы и воспоминания о них вы будете хранить на протяжении всей жизни.

Тесты на определение одаренности.

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к той или иной области деятельности.

 Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

Меняет ли он свои интересы, наклонности?

Любит ли рисовать воображаемые предметы?

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

Любит ли фантастические истории?

Сочиняет ли рассказы или стихи?

Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

Боится ли темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считал ли это слово понятным без разъяснений?

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

Был ли удачен этот замысел?

Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

Любит ли читать книжки без иллюстраций?

Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

 Шкала результатов:

  От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

  От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

  От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

  От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

  Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных второе тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.                        

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Методика «Карта одаренности»

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

1.  Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, идей, ситуаций.

5.  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа, человека, животного и других.

8.  Интересуется механизмами и машинами.

9.  Инициативен в общении со сверстниками.

10.  Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актерской игрой.

18.  Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.  Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26.  Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.  Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.  Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и. занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.  Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78.  Быстро и легко осваивает компьютер.

79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов.

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Пед.совет Доклад Тема "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках в начальной школе".

Частное учреждение «Средняя школа в честьпрп. Сергия Радонежского»Матерова Ю.В.ДокладРазвитие творческих способностей у учащихсяна уроках в начальной школе.В концепции модернизации казахстанского обра...

советы для родителей по развитию творческих способностей младших школьников

Следующие советы помогут вам укрепить уверенность в себе вашего ребенка, научить его правильно самовыражаться, чтобы творческие возможности и фантазия вашего ребенка находились в тонусе на протяж...

Буклет для родителей "Развитие творческих способностей детей"

1. Что такое творческие способности? Развитие у детей интереса к творчеству.2. Детские творческие игры.3.Условия развития творческих способностей детей.4. Приемы развития творческих способностей.5. Со...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей»

Консультация для родителейна тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...