Рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы
статья

Кузьмина Наталья Сергеевна

Для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы

Выдающийся шахматист Хосе Рауль Капабланка как-то сказал: «Шахматы для умственной работы значат то же, что и спорт для физического совершенствования человеческой натуры». Шахматы как игра в основном сложились около VI в. н. э. в Индии и Арабском Халифате и до сей поры остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки,  ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить более стратегически (то есть предвидеть результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при неудаче. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее.

Шахматы закаляют характер, вырабатывают умение предвидеть последствия предполагаемых действий, воспитывают бережное отношение к красоте.

Шахматы могут подарить радость творческого общения и возможность одному у другого перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках.

Шахматы воспитывают милосердие и демократичность. В них не получает преимущества тот, кто лучше экипирован, здесь все в равных условиях. И для тех, кто полностью здоров, и для тех, у кого возможности организма ограничены, шахматы могут сделать жизнь интересней.

С какого возраста рекомендуется начинать обучение? На этот счёт нет строгих рекомендаций, но все выдающиеся шахматисты начинали рано. Хосе Рауль Капабланка научился играть в пять лет, наблюдая за отцом. Роберт Фишер своим выдающимся мастерством обязан старшей сестре, которая сама обучила шестилетнего брата премудростям шахматной игры. Гарри Каспаров начал в пять, а в десять уже вошёл в сборную Азербайджана. Отец Анатолия Карпова открыл сыну шахматный мир, когда тому исполнилось пять лет. Судя по всему, для первого знакомства с шахматами наиболее оптимален пяти-шестилетний возраст. У ребёнка уже сформированы основные психологические функции и важные жизненные навыки, он научился оценивать окружающий мир, стал более самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет. С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции.

Ребенка нужно, прежде всего, увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим заниматься или недостаточно таланта, лучше отдать ребёнка в шахматную студию. Обучаясь игре в коллективе, он учится жить в социуме, подчиняясь его законам.

Если нет возможности водить ребёнка в шахматную студию, то придётся обучать его самостоятельно. Позаимствуйте методики в книгах лучших инструкторов. Автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям. Особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий. Успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк. Игорь популяризирует свои методы через Интернет, и у него есть книги по обучению даже двухлетних крох. Основная идея заключается в том, что малышу лучше начинать обучение игре тридцатью двумя фигурами, а не шестьюдесятью четырьмя. Поэтому он предлагает сначала учиться играть на небольших фрагментах доски. Наталья считает, что дети лучше обучаются с тренером в мини-группах, чем индивидуально. Её методика — это плавный, незаметный и очень постепенный, переход от сказки к реальной игре. Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками.

Основная педагогическая задача сводится к упражнению детей в ориентации на плоскости. Необходимо добиться свободного оперирования понятиями: левый нижний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, правый верхний угол, центральные поля, вычисление горизонталей, вертикалей, диагоналей. После этого можно познакомить детей с ориентировкой на доске с горизонтальными линиями, которые обозначаются цифрами, и вертикальными линиями, которые обозначаются буквами латинского алфавита, затем научить соотносить вертикальные линии «улицы» и горизонтальные «дома». Опыт показывает, что дети через два-три занятия легко ориентируются и могут свободно находить любое поле на доске. Для лучшего обучения можно использовать дидактические игры «Найди горизонталь (вертикаль)», «Угадай адрес фигуры», «Шахматное лото», «Спасатели спешат на помощь», «Кто быстрее найдет поле», «Нарисуй шахматную доску», «Морской бой» и др.

Когда дошкольник почувствует себя уверенно в ориентации на плоскости, можно начинать знакомство с каждой фигурой по отдельности. Некоторые шахматисты-практики предлагают начинать обучение со знакомства с королем, другие предпочитают начинать обучение с хода пешки. Опыт показывает, что лучше начинать обучение с хода пешки. Ход пешки наиболее простой, потому что пешка продвигается в одном направлении - вперед. С изучения хода пешки надо начинать еще и потому, что нельзя не считаться с такой возрастной потребностью ребенка, как повышенная эмоциональность, желание как можно быстрее активно действовать. Обучению ходам пешки помогают не только наглядный пример, но и «художественное слово». Дети очень быстро запоминают стихи: «Может, пешечка упряма, но шагает только прямо» или «Удивительный прыжок (ход коня) - поле прямо, поле вбок» и др. Вначале нужно познакомить детей с ходом пешки, при этом важно не упустить правило: первый ход каждая пешка может пойти на одно поле вперед, а может пойти через поле. Если пешки встречаются на одной вертикали, они называются «заблокированными», дальше такие пешки пойти не смогут. Затем необходимо рассказать о том, как пешка бьет: «наискосок на соседней клеточке». Следует поупражняться во взятии пешек: пешка соперника убирается, а своя пешка ставится на ее место. Пока у детей нет навыка, можно учить бить двумя руками: одной рукой убирать пешку соперника, а другой ставить свою пешку, затем нужно учить бить фигуры и пешки одной рукой. Дети должны поупражняться в игре одной пешкой сначала на одной вертикали, чтобы пешки оказались заблокированы, затем на соседних вертикалях, чтобы было возможно взятие. Затем детям дается правило превращения пешки: когда маленькая пешка дойдет до последней горизонтали, то с ней происходят «чудеса» – она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Когда дети поупражняются в игре одной пешкой, постепенно добавляются две пешки, три пешки и т. д. Пешек восемь, а ходят они одинаково, для ребенка это целая армия. Возможность иметь дело сразу с восемью пешками поддержит эмоциональный настрой ребенка. Дети должны уверенно научиться играть всеми пешками, освоить «пешечные заповеди». Если игра затягивается, можно присудить партию по материальному преимуществу: сила одной пешки - одно очко. При присуждении партии с доски убираются по одной пешке, чьи пешки остались на доске, тот и выиграл. Следует учесть один момент - присуждение проводится по пешкам, которые остались на доске, а не по сбитым пешкам, так как часто во время игры дети отвлекаются и начинают подсчитывать свои «трофеи». Необходимо напоминать детям, что сбитые пешки – это «зрители», которые не должны отвлекать основных игроков. Дальнейшее знакомство с ходами фигур идет в такой последовательности: ладья (прямые ряды клеток вычленить легче, чем косые), слон, а затем ферзь (сочетает ходы слона и ладьи). Самый сложный ход коня. Для обучения ходам коня на первых порах можно использовать шаблоны (рекомендации И. Сухина), игровые упражнения: «Помоги коню добраться до нужного поля», «Перескочи через препятствия» и др. При знакомстве с ходами фигур, необходимо также использовать художественное слово, «гигантскую шахматную доску», на которой дети смогут отрабатывать ходы фигур. Особенность знакомства с ходом короля в том, что король - самая главная фигура, которую нельзя бить, а только «брать в плен». Ход короля сам по себе не сложен, дети запоминают ход короля по словесному определению, важно, чтобы к этому моменту дети уверенно могли определить «битые поля» всех фигур. Правила, которые дети должны запомнить: король не может ходить под бой, не может бить защищенную фигуру, если соперник поставил короля под бой, то это – невозможный ход, необходимо потребовать, чтобы был сделан любой возможный ход. Другое правило, которое дети легко запоминают, прослушав сказку «Как короли поссорились»: короли не могут находиться рядом друг с другом. Далее нужно познакомть ребят с понятиями «шах», «мат», различным способам защиты от шаха и конечным результатом партии - постановкой мата неприятельскому королю. Сразу же после знакомства с ходами всех фигур можно подвести детей к самостоятельному выводу о сравнительной ценности всех фигур, поставить перед детьми вопросы: «Какая фигура самая сильная? Почему? Где фигура сильней - в центре или в углу? Почему?» Этот выбор необходим для дальнейшего более глубокого понятия хода борьбы. Каждое новое проникновение в тайны понимания игры доставляет им все больше радости познания, влечет к себе все сильней. При присуждении партий, необходимо четко определить ценность каждой фигуры. Самая маленькая единица в шахматах - пешка, которая оценивается в одно очко, затем одинаковые по силе - «легкие фигуры» – конь и слон, которые равны трём очкам, или «трём пешкам», далее - ладья, которая равна пяти очкам, и ферзь, который оценивается в девять пешек. Ферзь и ладья считаются «тяжелыми фигурами». Король не оценивается очками, потому что это самая главная фигура, без короля нельзя играть, его нельзя бить, ему можно поставить мат. Необходимо познакомить с одним двойным ходом, который возможен и необходим в партии - рокировка. При знакомстве с рокировкой, важно, чтобы дети научились правильно выполнять этот ход, рокировка начинается с хода короля через одну клеточку, в рокировке участвует только король и ладья, есть различные рокировки (в короткую и длинную сторону), иногда рокировка невозможна. Важно также, чтобы дети уяснили необходимость и значение рокировки - она делается, чтобы обезопасить короля. К моменту изучения постановки мата у детей впервые ярко проявляется познавательный интерес, поэтому с неослабевающим вниманием они последовательно изучают постановку мата одинокому королю двумя ладьями - «линейный мат». Завершить этот этап обучения желательно подведением детей к самостоятельному выводу о силе фигур уже на основе не только знания ходов, но и умения ставить мат той или иной фигурой. Только после того, как ребенок четко уяснить себе содержание всего изученного, познакомится с основными правилами игры, можно переходить к дальнейшему изучению шахматных азов. Практические методы варьируются - это и игровая практика, подбор позиций, учебных примеров, примеров из практики детей, решение задач, отработка техники (проведение пешки, линейный мат, мат ферзем и королем на время. Желательно, чтобы в семье у ребенка были шахматисты, так как детям легче будет овладевать азами шахматного искусства, если будет возможность попрактиковаться в игре. Опыт показывает, что в семьях, где умеют играть в шахматы и достаточно времени уделяют детям, малыши показывают значительные результаты. Все эти методические приемы помогают не только привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам, развить мотивацию к познанию, но и создать условия для развития творческого потенциала, воспитать важные личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость). Вы можете обучать шахматам в различных видах деятельности - рисовать шахматы, лепить, выполнять аппликации… и т.д), про них можно сочинять стихи, песенки, сказки, загадки. В нашей Воскресной школе есть возможность знакомить деток с компьютерными шахматными программами, поэтому уже через несколько занятий малыш может сесть за компьютер. А то, что пятилетки решают успешно задачи-одноходовки на компьютере – это уже норма. Особое внимание следует уделять «физическим минуткам», так как детям необходима смена видов деятельности. Поэтому обучая ребенка игре в шахматы, не забывайте о подвижных играх. Важно предупредить детей, что в шахматы играют медленно, чтобы можно было придумать лучший ход. Нельзя ссориться, кричать, чтобы не мешать играть и думать другим детям. Важно также учить детей умению проигрывать, так как в шахматах неизбежно бывают поражения. С первых занятий нужно объяснить, что это игра, и если потерпишь поражение, нужно с достоинством это перенести, пожать руку сопернику, так принято во всех видах спорта. Плакать и ругаться из-за проигрыша не стоит, следующий раз нужно постараться выиграть. Приучая детей пожимать руку после поражения, тем самым можно привить детям навыки спортивного поведения: «Соперника надо уважать».

Маленькие хитрости:

•        Включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.

Готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.

•        Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре.

•        Не начинайте изучать новое, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному.

•        Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.

Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «взялся — ходи». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по обучению детей ПДД

Рекомендации в помощь родителям с целью формирования у детей осознанного поведения на дорогах...

Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.

Основные советы родителям по обучению детей ПДД помогут научить детей основам ПДД....

Рекомендации для родителей по обучению детей с ОВЗ

Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмны...

Рекомендация для родителей по обучению детей «Соблюдение Правил дорожного движения»

Содержание:1.Правила поведения на тротуаре2.Правила перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу(без светофора)3.Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переход...

Использование информационно – компьютерных программ при обучении детей игре в шахматы

Компьютер для современного шахматиста очень необходим, ведь именно его чаще всего используют для подготовки спортсменов к соревнованиям. Для начала шахматист должен выбрать программу, по которой хотел...

Рекомендации родителям по обучению детей с ТМНР хозяйственно-бытовым навыкам

Цель: привлечение детей с ТМНР к хозяйственно-бытовому труду, их социализация и укрепление детско-родительских отношений....