Использование информационно – компьютерных программ при обучении детей игре в шахматы
методическая разработка

Рыбакова Полина Сергеевна

Компьютер для современного шахматиста очень необходим, ведь именно его чаще всего используют для подготовки спортсменов к соревнованиям. Для начала шахматист должен выбрать программу, по которой хотел бы заниматься. Программы бывают многоуровневые  и одноступенчатые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – компьютерных программ при обучении детей игре в шахматы

Использование информационно-компьютерных программ (ИКП) является актуальной проблемой современного подхода в процессе обучения детей шахматам. ИКП являются основным инструментом информационной деятельности человека в информационном обществе. В настоящее время 85% детей в возрасте от 7 до 17 лет пользуются компьютером и 20% из них постоянно подключены к интернету. Поэтому сегодня интерес к получению виртуальных знаний является одной из сильных мотиваций детей к обучению. (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498.)

Этап, на котором интерес к обучению обогащается повышением способности к восприятию, развитию воображения и эмоций. Сегодня каждый, кто учит детей шахматам, должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКП. Программа понятна, красива, красочна, информативна, интерактивна, экономит время тренера и спортсмена, позволяет ребенку работать в своем собственном темпе, а тренеру работать с ребенком дифференцированно и индивидуально, позволяет быстро контролировать и оценивать результаты обучения.

Цель состоит в том, чтобы заинтересовать детей шахматами, привлечь их внимание к себе, для того чтобы получить предлагаемые им знания. Поиск эффективных методов приводит к появлению новых вычислительных программ, которые эффективно используются в организации творческой, познавательной деятельности спортсменов в процессе изучения основ шахматной игры. (Тарасова, О. В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности автореф. дис.... канд. пед. наук / О.В.Тарасова. - 2005. – 21 с.)

Обучение детей игре в шахматы с использованием компьютерных программ является эффективным способом повышения интеллектуальных навыков - внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, способствует гармоничному развитию личности. Одним из очевидных преимуществ использования ИКП, является повышение их наглядности. Устное изложение материала и анализ дидактических заданий не вызывают интереса у большинства детей. Необходимо проводить курсы с компьютерной поддержкой как одну из основных форм визуального обучения. (Ташкинов А., Лалетин В., Столбова И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения //Высшее образование в России. – 2007.) – №. 1. При этом накопленный опыт убеждает, что оптимальная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 20–30 минут.

Использование информационных и компьютерных программ существенно изменило современные шахматы. А еще лет 15–20 назад шахматистам приходилось просматривать десятки, если не сотни книг, журналов, листовок и искать необходимую информацию в течение нескольких дней, чтобы подготовиться и потренироваться, но сейчас все это занимает несколько минут. Каковы основные преимущества и недостатки шахмат с использованием информационных и компьютерных программ?

Плюсы:

  • Шахматы на компьютере помогают детям получить необходимую практику в игре. Нам достаточно включить шахматы онлайн, установить, с кем мы хотим играть и продолжительность игры, и программы выберут для нас соперника.
  • Шахматные программы распределяют миллионы комбинаций в секунду, в результате чего даже человек не может дать готового решения в текущей ситуации. Поэтому сейчас все гроссмейстеры, чемпионы мира не могут представить свою тренировку без шахматных программ.

Минусы:

  Минимальная самостоятельная подготовка. Поручая программе поиск лучших вариантов (систем) дети сами ничего не делают, не анализируют, не пытаются понять скрытых возможностей позиции. Шахматная программа на это просто неспособна, а ведь именно шахматы должны помогать развивать у детей умение анализировать.

  Компьютерные шахматы не заменят прямого и человеческого разговора и взаимодействия. Нарушается одно из важнейших качеств любой детской игры - установление и поддержание контактов между оппонентами, а это сказывается отрицательно на самом развитии человека.

Методика обучения шахматистов с использованием компьютерных программ показана на примере работы с Deep Fritz. Он позволяет находить необходимые дебюты, миттельшпиль и эндшпили, точные и сложные в позиционировании, редактировать информацию о шахматной партии, играть с любым контролем времени, исправлять ошибки при анализе позиций. Используя элементы главной панели, шахматист может анализировать всю партию, тщательно изучая каждый ход, таким образом, сохраняя глубокий и точный расчет вариантов или весь анализ и оценку позиции. Отдельно следует выделить функцию позиционного анализа, которая имеет большое практическое значение. (Сокольский, А.П. Ваш первый ход /А.П. Сокольский; под. ред. Ю.Е. Штейнсапира. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 160с.)

Существует несколько видов этой функции:

1.        Фиксированный анализ-определение либо времени, отведенного на анализ, либо глубины сортировки выбора;

2.        Бесконечный анализ, пока игрок его не остановит;

3.        Мониторинг - анализ происходит во время просмотра партии, результаты анализа можно увидеть в специальном окне;

4.        Глубокий анализ позиции - ее основное отличие заключается в том, что при просмотре партии результаты анализа можно увидеть в специальном окне.

Две поисковые системы также очень популярны в мире: немецкая «ChessBase» и российская «Chess Assistant». Каждая из них содержит более шести миллионов важнейших партий, сыгранных с начала века, и постоянно обновляется, практически после каждого прошедшего турнира. Отметим, что на дискете теперь хранятся не только партии, но и целые учебники и пособия по различным шахматным темам, которыми пользуются шахматисты и тренеры.

С помощью компьютера можно записать дебюты, эндшпильные позиции, а также другой полезный материал, который пригодится на занятиях. (Симанцев М. А. «Компьютерное моделирование игровых ситуаций в шахматах»: методические указания к практическим и самостоятельным занятиям по дисциплинам «Физическое воспитание»,«Физическая культура»(для студентов всех специальностей академии)(№ 598)

Необходимо отметить еще один аспект, связанный с шахматами и компьютерами. Интернет – международная компьютерная сеть.

Интернет позволяет организовать встречи игроков, расположенных в разных уголках мира, а болельщики могут быстро получить информацию о событиях в шахматном мире. Например, партии гроссмейстерских супертурниров автоматически отправляются в сеть, и любители шахматной игры могут следить за ними в «режиме реального времени».

Подводя небольшой итог, хочется заметить, что использование информационно-компьютерных программы изменили шахматы, позволив шагнуть вперед в изучении тайн шахмат. Но человеческий фактор, психология, способность к нестандартному мышлению в принятие мер в той или иной сложившейся ситуации, будет по-прежнему играть главную роль во время шахматной партии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Применение специализированных компьютерных программ для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В данной статье рассматриваются возможности применения специальных обучающих комьютерных программ в обучении детей с РАС....