Применение специализированных компьютерных программ для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
статья

В данной статье рассматриваются возможности применения специальных обучающих комьютерных программ в обучении детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_programmy_dlya_detey_s_ras.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Применение специализированных компьютерные программ для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является внедрение и активное использование средств информационно - коммуникационных технологий в работе образовательных, обеспечивающих становление образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности.

Компьютерные (информационные) технологии обучения-это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности.

На современном этапе развития нашего общества компьютерные технологии успешно применяются в самых разных областях человеческой деятельности, в том числе в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. Компьютер является уникальным инструментом индивидуализации и активизации процесса обучения, что особенно необходимо для работы с детьми с ООП. В рамках данной статьи мы рассмотрим специальные компьютерные программы для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

Для детей с ОВЗ, в т.ч. для детей с РАС, нужны «особые» условия обучения и воспитания. Применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка, позволяет использовать новые «обходные пути» в обучении. С помощью новых технологий и современных программ дети с ограниченными возможностями здоровья получают основные навыки в работе с компьютерным оборудованием.

Компьютерная программа, в отличие от других средств обучения, позволяет реализовать важные для образовательного процесса детей с РАС аспекты: во-первых, дифференциация, ибо нет двух одинаковых детей с РАС; во-вторых, возможность работать «со смыслами»; в-третьих, обеспечение наглядности. Использование планшетов и специального программного обеспечения — хороший метод обучения и общения для детей с РАС, которым сложно наладить контакт с окружающими, а порой даже с близкими людьми. С техникой человек, страдающий аутизмом, чувствует себя спокойнее, ему не нужно волноваться за свое поведение и бояться вопросов, на которые аутист не знает ответов.

В РФ практически нет ресурсов, ориентированных на детей, страдающих аутизмом, в свободном бесплатном доступе. В 2013 г. была создана компания АутизмСофт, разрабатывает специализированное программное обеспечение для людей с РАС, преимущественно для планшетов. Разработчики подчеркивают, что их программы созданы на основе изучения потребностей будущих пользователей. На текущий момент компания представила два программных продукта: «Аутизм коммуникатор» и «Визуальное расписание». «Аутизм коммуникатор» — приложение для детей с аутизмом, обеспечивающее невербальную коммуникацию с другими людьми посредством карточек. «Визуальное расписание» — первый планировщик на русском языке, подходящий для детей с РАС. Все события в нем дополняются яркими иллюстрациями: картинками, фотографиями и т.п. Такая форма расписания дает ясную структуру последовательности событий, снимает тревогу ребенка перед будущим, и выводит его деятельность на новый уровень.

Бесплатной альтернативой этих продуктов могут выступать многочисленные программы, созданные за рубежом. Как правило, их пишут родители детей с РАС. Например, программа по математике ABA Math была разработана отцом восьмилетнего аутичного мальчика на основе методики прикладного поведенческого анализа, разработанной известным учёным психологом Иваром Ловэасом. Эта программа помогает детям-аутистам механически заучивать арифметические действия. Для каждого примера (например, 1+2=3) программа создает ребенку различные ситуации дискретных испытаний, пока ученик не справится с заданием.

Такая же жизненная ситуация возникла перед Сарой Полито, у которой росли два мальчика, страдающих РАС, которые с раннего возраста проявили интерес к компьютеру. Мать разработала для них ряд специальных обучающих программ, которые полностью отключали мышь и клавиатуру, оставив командной только клавишу «Пробел». Дети сами могут управлять своим обучением. Программы распределены по темам. К примеру, программа Colors! посвящена изучению цвета, его различению. Дети учатся понимать, какими цветами обладают те или иные предметы, какие цвета основные, какие производные. Программа Inside Day учит ребёнка ориентироваться в окружающих его вещах и явлениях

Все программы Сары Полито оснащены очень качественными рисунками, фотографиями, gif-анимациями, звуковым сопровождением и видеофрагментами. Они сопровождаются ненавязчивой музыкой и дикторским сопровождением — но все они не русифицированы. Для малышей с аутизмом за рубежом разработано множество различных программ, использующих методы ABA терапии и высококачественные изображения. Но, как правило, они разработаны для устройств, работающих на iOS. Например, бесплатная и полезная для малышей с аутизмом программа Autism Emotion, обучающая распознавать эмоции.

Весной 2015 г. появился российский Интернет-мессенджер «Сезам» — простая и удобная программа альтернативной коммуникации для детей и взрослых с нарушениями речи или письма. Данная стартовая версия приложения доступна для устройств на базе Android. Предпочтительно использование на планшетах. Общение происходит через социальную сеть «Вконтакте». Это открывает новые возможности для знакомств, общения и социальной адаптации. Сейчас в приложении доступно около 500 черно-белых пиктограмм международного образца. В этот набор входят пиктограммы, обозначающие предметы, действия, признаки предметов, а также пиктограммы-ответы («Да», «Нет», «Спасибо», «Пожалуйста») и др. Использование черно-белых пиктограмм снижает нагрузку на зрение, существенно уменьшает время выбора нужной картинки и позволяет унифицировать изображение, что особенно важно при РАС.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе, значительно расширяет и обогащает учебно-информационное пространство и обеспечивает качество образования, органично встраивается в организацию помощи детям с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, вместе с тем стимулирует индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширяет кругозор ребенка, воспитывает творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре....

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...