«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
статья (1 класс)

Елена Николаевна Чеботарева

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

В своем выступлении я коснусь отдельных проблем обучения детей с РАС,а также поделюсь своим опытом работы с данный категорией ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 22

имени Героя Советского Союза П.Т.Пономарева"

Выступление на августовском

городском совещание

учителей начальных классов на тему:

«Особенности обучения детей с расстройствами

аутистического спектра

 в условиях общеобразовательной школы».

        

Подготовила учитель начальных классов:

Чеботарева Елена Николаевна

2019-2020 уч.год

           Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

          В своем выступлении я коснусь отдельных проблем обучения детей с РАС, а также поделюсь своим опытом работы с данный категорией ребенка. (1СЛАЙД)

В начале своего выступления, мне хотелось бы прочитать следующие строки:

Мы просто другие,

Мы живем на другой глубине.

Мы просто такие

Неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Постарайтесь нас просто понять.

          Эти слова стали неофициальным гимном всех детей с ограниченными возможностями здоровья. (2 СЛАЙД)

          В последние годы, среди детей с ОВЗ, значительно возросло количество детей с РАС. Наша школа не исключение.

          В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать-не сказано, ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах. (3 СЛАЙД)

          Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С.Никольской и Е.Р.Баевской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких детей в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

          Каждый ребенок оссобенный,это несомненно, но есть дети, о которых говорим «особенный» не для того чтоб подчеркнуть уникальность его особенностей, а для того, чтобы подчеркнуть отличающие его особые потребности.

          В 2018 году на подготовительные курсы был зачислен ребенок с РАС. Мальчик 2010 года рождения уже посещал подготовку в другой школе, но по рекомендации психиатра был направлен на повторный год подготовительных курсов.

          Прежде, чем приступить к работе, мною было изучено много литератур на эту тему (пройдены курсы повышения квалификации). Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснешься с таким ребенком, не изучишь его. Я поняла, если даже у всех детей один диагноз, но все они разные по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. И к каждому нужен свой подход.

          Поэтому мною была создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности. Семена старалась подпустить ближе к себе, похвалить его, погладить по голове. Это сделать было не сложно, ребёнок сразу подпустил к себе, относился к этому с любовью. На занятиях сидел спокойно, интереса не проявлял, но на переменах вел себя очень подвижно.

         Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребенка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития. Надо было думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) при помощи которых ребенок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному условию учебного материала.

         Свою работу с мальчиком я разделила на 5 направлений. (4 СЛАЙД)

  •  Диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей и темпов обучения.
  • Обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультация семьи
  • Посторенние занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
  • Использование игровой мотивации на всех занятиях.
  • Совместная работа педагога, психолога, логопеда, родителей.

         Для этого мною была создана такая развивающая среда, которая помогла максимально компенсировать недостатки развития.

        В классе при помощи мамы Семена был оформлен игровой уголок с различными играми. Она принесла любимые игрушки мальчика. (Семен увлекается динозаврами). Играет на переменах, увлеченно называет имя каждого динозавра.

       Также в классе есть «Уголок математики» — это счеты, палочки, геометрические фигуры. В классе также есть «Уголок развития речи» Семену нравиться вместе с другими детьми собирать слова из букв, просматривать книги. Мальчику нравиться составлять календарь погоды на каждый день. Это мы делаем на магнитной доске, уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату, время года. Определяет, какой день был вчера, какой будет завтра.

      На уроке мое место напротив ребенка, что дает возможность мальчику хорошо видеть учителя, а также есть возможность держать его за руку, погладить по голове, успокоить. Из-за применения лекарств Семен был очень вялым, на парте лежал, мог даже задремать. Поэтому с трудом запоминал материал, уставал.

       Весь первый год подготовительного курса мальчик адаптировался к школьной жизни, учился сидеть за партой, слушать учителя и выполнять задания. Ему это давалось очень сложно, взгляд был направлен сквозь тебя, не останавливался ни на чем, внимание рассеянное. Поэтому при подготовке к урокам использую игровые технологии, много наглядного материала (схемы, плакаты). Если речь идет о фруктах показываю фрукты, при возможности даю настоящие, реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка. Семен не сразу приступает к выполнению заданий, только тогда, когда повторить несколько раз. Да и то надо подождать. Нужно быть очень терпеливым. Можно весь урок ждать ответа и не дождаться.

      Чтобы ребенок работал на уроке, нужен был какой-то стимул. Кроме социального поощрения «Молодец», «Умница» и материально поощряла в виде наклеек. К концу года мальчик стал больше уставать, и мы с мамой мальчика решили на пищевые поощрения в виде конфет. Если найти контакт с ребенком, то сам педагог может быть положительным стимулом для ребенка.

      Чем мы должны заниматься с аутичным ребенком. Как уже говорилось, аутичного ребенка надо учить практически всему. Он должен научиться не только всему тому, чему учат в школе других детей, но и много другому, тому, что дети с нормальным развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смысле человеческой жизни, в социальную жизнь, усвоение роли «ученика», стереотипа школьного поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми. Для него важны все школьные предметы, но акценты в подаче учебного материала здесь во многих случаях должны быть несколько изменены. Программы обучения должны быть индивидуальными и строиться на основе его избирательных интересов и способностей. (5-8 СЛАЙДЫ)

       Стоит отметить важность семейного воспитания детей с РАС, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни ребенка. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. Семья Семена, это люди, которые все время отдают своему ребенку, интересуются делами и успехами. Читают вместе книги, следят за здоровьем ребенка, организуют его свободное время.  

       Многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь. (11-14 СЛАЙД)

       Главное-это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, поэтому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

       Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

       Большой плюс, что такого ребенка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...

Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации

      Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании....

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации

Инклюзивное образование в  школах Донецкой Народной Республики развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Какие у...