Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
учебно-методический материал

Спиридонова Валентина Федоровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _-_1.pptx984.94 КБ
Файл spiridonova_ovz.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Выступление на педагогическом совете. Учитель начальных классов: Спиридонова Валентина Федоровна – Тарко-Сале 2020 г.

Слайд 7

При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида. Опыт показывает, что в обучении детей с задержкой психического развития на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно участие учителя-дефектолога сокращается, и дети в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса. При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах обучения умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.

Слайд 8

Интегрированное календарно-тематическое планирование На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарно-тематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов по учебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следует распределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаются учителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования таким образом в календарно-тематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками по теме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.

Слайд 25

Психолого-медико-педагогические : школьный ПМПк, служба комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).

Слайд 26

Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума: - определяется вариант индивидуального маршрута; - составляется индивидуальный учебный план; - координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации; - определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.

Слайд 31

Ссылки на интернет-ресурсы http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925142.png http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/12-09/12216/2798960.png http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925138.png http://p1.pichost.me/i/56/1797413.png



Предварительный просмотр:

Спиридонова Валентина Федоровна

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

I. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы.

Посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:

-   выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-      создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;

-    освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ОВЗ, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении);

-   формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе.

Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.

II.    Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию (краткая характеристика)

2.1. кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники.

2.2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.

2.3. нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т .д.

2.4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

2.5. психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также  реализуют  программы  коррекционно-развивающей направленности  с учетом  возраста  и  потребности  учащихся  с  ОВЗ  и   их  родителей  (законных представителей).

2.6.    воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной куль туры.

2.7. социальные - подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти  своё  место в нём, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своё мнение, творчески мыслить.

III.    Ожидаемые результаты

По отношению к детям с ОВЗ - научить считать себя полноценными членами общества, чувствовать себя личностью в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике;

усвоение разделов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики развития;

индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

По отношению к семьям – изменение психологического климата в семье, имеющей ребенка с ОВЗ.

Уменьшение гиперопеки.

По  отношению  к  другим  участникам  образовательного  процесса  и  их  семьям  –  сформировать представление о современной общеобразовательной школе как о «школе для всех детей». Помочь понять и принять детей «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе. Внедрение инклюзивной культуры.

По отношению к учителям – формирование компетентности педагогов инклюзивного образования в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технологии организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; современные коррекционные технологии; разработка адаптированных образовательных программ и др.; повышение квалификации.

По отношению к школе – создание инклюзивной образовательной среды (ИОС). ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития и здоровья.

IV .    Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной

образовательной среды:

·       Принятие философии инклюзии.

·       Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями,

включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе, требования, предъявляемые

к родителям (семье).

·       Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно-деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем.

·       Наличие адаптированных образовательных программ.

·       Наличие УМК, дидактических материалов.

·       Повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов инклюзивного

образования, специалистов сопровождения.

·       Организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения.

·       Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.

·       Адекватное финансирование.

V. Эффекты, приобретённые образовательным учреждением на выходе из проекта:

1)      Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

2)      Пакет типовых адаптированных программ для детей с ОВЗ.

3)      Сборник методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

VI.        Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели.

1.      Создание и успешное  внедрение  модели  инклюзивного  образования  детей  с  ОВЗ  в  условиях

общеобразовательной школы.

2.      Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.

3.      Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.

4.      Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.

5.      Результаты опросов, тестирования,  анкетирования  родителей  детей с ОВЗ, родителей  детей  без ОВЗ, педагогов.

6.      Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

7.      Повышение рейтинга учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...

Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации

      Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании....

Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

На современном этапе развития общества наблюдается тенденция снижения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших направлений го...