Стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра
консультация на тему
Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_obucheniya_detey_s_ras_skubrieva_s.v.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия обучения детей с РАС.
Учитель – дефектолог МБОУ
«Излучинская ОСШУИОП №1»
Скубриева Светлана Владимировна
Начиная разговор о стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Я хотела бы обратить ваше внимание на актуальные проблемы и перспективы развития системы образования детей с РАС, которые были озвучены на Всероссийской научно-практической конференции «Аутизм. Стратегии помощи детям с РАС в системе образования». Данная конференция проходила в Москве 29 и 30 мая 2017 года, но проблемы, озвученные на данной конференции актуальны для нас и сейчас.
В результате работы научно - практической конференции были выработаны следующие рекомендации:
- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:
•разработать и реализовать в регионах межведомственные планы действий
по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи
детям с расстройствами аутистического спектра.
•создать региональные ресурсные центры по организации комплексного
сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и осуществлению
методической поддержки организациям, занимающихся оказанием комплексной
помощи детям с расстройствами аутистического спектра;
•обеспечить деятельность Служб ранней помощи, осуществляющих ранее
выявление и комплексную помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе семьям, имеющим в своем составе лиц с расстройствами аутистического спектра;
• создавать условия для развития вариативных форм образования и психолого-
педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;
•обеспечить создание и внедрение системы взаимодействия образовательных
организаций, реализующих адаптированные образовательные программы
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, и некоммерческих
организаций, оказывающих помощь семьям детей с расстройствами аутистического
спектра;
•привлекать общественные организации, оказывающие помощь семьям детей
с расстройствами аутистического спектра, для проведения в образовательных
организациях просветительских занятий по формированию правильного понимания
инвалидности, проведения совместных мероприятий, в том числе нацеленных на
формирование адекватного восприятия лиц с расстройствами аутистического
спектра.
Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре регламентировано нормативно-правовыми документами:
- международного уровня: Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция ООН по правам ребенка (1989 г.), Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.), Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
- российского уровня: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изменениями от 30.06.2007 г.), Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
В ХМАО – Югре разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие полномочия и обязанности органов государственной власти автономного округа, подведомственных им учреждений и организаций по обеспечению условий для полноценной интеграции инвалидов, ликвидации проявлений дискриминации по признаку инвалидности, структуру, минимальный объем и порядок оказания им мер социальной поддержки, социальных услуг:
- Стратегия социально-экономического развития ХМАО – Югры до 2020 года,
- Закон ХМАО – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре»,
- Приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры № 1291 от 25.08.2016 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре на 2016-2018 годы».
Разработаны нормативные документы, регламентирующие обучение, воспитание, комплексную помощь детям с расстройствами аутистического спектра в ХМАО – Югре:
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 23.06.2017 г. №1037 «О реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1853 от 14.12.2017 г. о проектной инициативе «Создание и внедрение модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Региональным ресурсным центром образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития Бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутским государственным педагогическим университетом» разработана «Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В методических рекомендациях рассматриваются концептуальные и теоретико-методологические аспекты организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, представлены характеристики особых образовательных потребностей, варианты адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, модели образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
На территории Нижневартовского района создана рабочая подгруппа по реализации Концепции комплексного сопровождения детей в возрасте от 3 до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В ходе работы, которой разрабатываются и реализуются индивидуальные реабилитационно-образовательные маршруты детей с РАС.
Говоря о специальных образовательных условиях обучения детей с РАС, я хочу порекомендовать специалистам ознакомиться со следующими практическими статьями: «Пакет специальных образовательных условий обучения детей с РАС в условиях общего образования» и «Особенности обучения детей с РАС».
Данные материалы будут полезны специалистам при построении коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
Советы, которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...
Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...
«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
laquo;Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...