Стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра
консультация на тему

Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_obucheniya_detey_s_ras_skubrieva_s.v.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия обучения детей с РАС.

Учитель – дефектолог МБОУ

«Излучинская ОСШУИОП №1»

Скубриева Светлана Владимировна

Начиная разговор о стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Я хотела бы обратить ваше внимание на актуальные проблемы и перспективы развития системы образования детей с РАС, которые были озвучены на Всероссийской научно-практической конференции «Аутизм. Стратегии помощи детям с РАС в системе образования».  Данная конференция проходила в Москве 29 и 30 мая 2017 года, но проблемы,  озвученные на данной конференции актуальны для нас и сейчас.

В результате работы научно - практической конференции были выработаны  следующие рекомендации:

- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

•разработать и реализовать в регионах межведомственные планы действий

по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи

детям с расстройствами аутистического спектра.

•создать региональные ресурсные центры по организации комплексного

сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и осуществлению

методической поддержки организациям, занимающихся оказанием комплексной

помощи детям с расстройствами аутистического спектра;

•обеспечить деятельность Служб ранней помощи, осуществляющих ранее

выявление и комплексную помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе семьям, имеющим в своем составе лиц с расстройствами аутистического спектра;

• создавать условия для развития вариативных форм образования и психолого-

педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;

•обеспечить создание и внедрение системы взаимодействия образовательных

организаций, реализующих адаптированные образовательные программы

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, и некоммерческих

организаций, оказывающих помощь семьям детей с расстройствами аутистического

спектра;

•привлекать общественные организации, оказывающие помощь семьям детей

с расстройствами аутистического спектра, для проведения в образовательных

организациях просветительских занятий по формированию правильного понимания

инвалидности, проведения совместных мероприятий, в том числе нацеленных на

формирование адекватного восприятия лиц с расстройствами аутистического

спектра.

Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре регламентировано нормативно-правовыми документами:

- международного уровня: Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция ООН по правам ребенка (1989 г.), Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.), Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);

- российского уровня: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изменениями от 30.06.2007 г.), Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

В ХМАО – Югре разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие полномочия и обязанности органов государственной власти автономного округа, подведомственных им учреждений и организаций по обеспечению условий для полноценной интеграции инвалидов, ликвидации проявлений дискриминации по признаку инвалидности, структуру, минимальный объем и порядок оказания им мер социальной поддержки, социальных услуг:

- Стратегия социально-экономического развития ХМАО – Югры до 2020 года,

- Закон ХМАО – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре»,

- Приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры № 1291 от 25.08.2016 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре на 2016-2018 годы».

Разработаны нормативные документы, регламентирующие обучение, воспитание, комплексную помощь детям с расстройствами аутистического спектра в ХМАО – Югре:

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 23.06.2017 г. №1037 «О реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1853 от 14.12.2017 г. о проектной инициативе «Создание и внедрение модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». 

Региональным ресурсным центром  образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития Бюджетным учреждением  высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутским государственным педагогическим университетом» разработана «Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».  В методических рекомендациях рассматриваются концептуальные и теоретико-методологические аспекты организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, представлены характеристики особых образовательных потребностей, варианты адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, модели образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

На территории Нижневартовского района создана рабочая подгруппа по реализации Концепции комплексного сопровождения детей в возрасте от 3 до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В ходе работы, которой  разрабатываются и реализуются индивидуальные реабилитационно-образовательные маршруты детей с РАС.

Говоря о специальных образовательных условиях обучения детей с РАС, я хочу порекомендовать специалистам ознакомиться со следующими практическими статьями: «Пакет специальных образовательных условий обучения детей с РАС в условиях общего образования» и   «Особенности обучения детей с РАС».  

Данные материалы будут полезны специалистам при построении коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

laquo;Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...