"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"
статья (1, 2 класс)

Машошина Елена Анатольевна

"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников

     Самостоятельность и ответственность - два понятия, неразрывно связанные между собой.

      Этимология слова "ответственность" проста и ясна. Держать ответ за исполненное, отвечать за порученное,  сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное  и нести наказание за неверно выполненное. Многие из нас хотят принимать самостоятельные решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает  самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несёт за это полную ответственность. Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию младшего школьника. Понятие ответственности зачастую путают с послушанием, аккуратностью и успехами ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое. Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

 Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать. Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.  Возрастные особенности младших школьников состоят в том, что на данном этапе развития человек приобретает базовые знания о том, как себя необходимо вести во взрослом обществе.

     Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Именно в начальной школе основательным образом формируется понятие и навыки ответственности, которые в дальнейшем будут влиять на учебу ребенка, его успехи в освоении знаниями и в повседневной жизни.

     Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.

     Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по-разному. Если мы учим ребёнка нести ответственность за принятое решение, то это не значит,  что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаём о нём заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжёл.

Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока ребёнок не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ

Школа нового поколения – школа здоровья, в которой задачи физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное значение. Здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит...

Тема: Педагогические условия воспитания ответственного поведения младших школьников.

В статье дается характеристика понятию «ответственное поведение». Дается характеристика педагогическим условиям, при которых воспитание ответственного поведения будет проходить успешно. Ра...

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника.

Материал содержит рекомендации о воспитании у детей младшего школьного возраста чувства ответсвенности....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...

«Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Гол...

Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Введение                       Ответственность в психологической литературе - волевое каче...