Методические рекомендации для родителей. "Родительское собрание"
материал (4 класс)

Вовчок Юлия Николаевна

Родительское собрание 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол родительского собрания №1.

Присутствовало: 13 человек.

Отсутствовало: 0 человек.

Повестка дня:

«Причины подросткового кризиса»

Тема: "Взрослый младший школьник"

Цели: 

формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста, обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.

Задачи: 

- дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды;

- проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

- найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

Ход собрания


Проблема

Уважаемые родители! Четвертый класс!  Этот период  – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой. Несомненно, они выросли, повзрослели, но это лишь внешняя сторона изменений. Гораздо важнее те изменения, которые происходят во внутреннем состоянии ребёнка. Зная о них, можно избежать многих недоразумений и даже конфликтных ситуаций.

Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:

1.Трудности при взаимодействии с учителями.

2.Тревожность при ответах у доски.

3.Страх перед контрольными работами.

4.Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

5.Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

  • Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться» и т.п.. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Причины подросткового кризиса

Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.

  • Более значимой становится оценка сверстников;
  • Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
  • Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
  • Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
  • У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;

Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.

У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.

В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями.

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:

  • «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
  • «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
  • «Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
  • «Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
  • «Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования
  • «Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;


Подведение итогов:

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

  • все более возрастает ценность общения со сверстниками;
  • ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
  • он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
  • развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
  • Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении.

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

Дата:                                                                               Подпись:



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания:

«Если ребенок не хочет читать…»

Задачи родительского собрания:

1. Дать родителям практические рекомендации по повышению интереса к чтению

2. Формировать понимание важности создания в семье атмосферы любви к книге

3. Дать информацию о психолого-педагогической литературе, отражающей тему собрания.

Получить статистические данные о читательских интересах учащихся и познакомить с ними родителей.

Необходимое оборудование: памятки для родителей, компьютерное сопровождение для показа презентации

Ход собрания

1 слайд        

           Трудно представить, что еще совсем недавно наш народ называли самой читающей нацией в мире. «Мой ребенок не читает», - сетуют родители даже тех детей, которых запущенными не назовешь. «А мой, если читает, то всякую чушь», - поддакивают другие. Увы, это тенденция, с которой не поспоришь. Чего греха таить: мы все стали меньше читать. Причина этого, кажется, вполне ясна: прошли те времена, когда книги были единственным развлечением и источником знаний. Сегодня информация льется нескончаемым потоком на нас из телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Хорошо это или плохо, рассуждать бессмысленно – это наша жизнь. Однако с изобретением автомобиля человечество не отказалось от велосипеда, и уж тем более не перестало ходить пешком. Как поездка в транспорте не заменит пешую прогулку, так и лучшая телепередача или компьютерная игра не заменит чтение классики.

          Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь  присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей.

2 слайд      

Исследователи отмечают:

  • дети читают только по школьной программе
  • по мере взросления интерес к чтению ослабевает
  • круг детского чтения смыкается на детективах, комиксах, триллерах

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. И потому тревога весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

О том, почему дети не любят читать и как развить у ребёнка читательский интерес мы сегодня и поговорим.

     В чём причина нежелания детей читать? Обсудите эту проблему. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения!!! (родители)

3 слайд

  • У ребёнка не достаточно развит навык чтения.
  • У ребёнка нет домашней библиотеки.
  • Не развита культура чтения, не умеет правильно подбирать литературу для чтения.
  • Родители дома не читают, нет примера для подражания.
  • У ребёнка сформировалось негативное отношение к чтению (эффект принуждения).

4 слайд

         Диаграмма техники чтения; цветопись;

Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось: поправлять его надо, пока оно ещё целое.

5 слайд

 Чтение выполняет не только информативную и развлекательную функцию, но и

  • С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребёнка.
  • Развивается воображение и расширяется кругозор.
  • На основе чтения формируется внутренний мир ребёнка. Именно художественная литература позволяет косвенным путём приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребёнка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Именно книги знакомят ребёнка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство, и готовят его к встрече с ними в реальной жизни.

6 слайд

Упражнения по развитию навыка чтения:

  • Чтение знакомого текста.
  • Чтение в установленном темпе.
  • Чтение диафильмов.
  • Сначала читает взрослый, а затем тот же отрывок читает ребёнок.
  • Индивидуальный контроль за техникой чтения.
  • Совместное заучивание стихотворений, а затем чтение их ребёнком по книге.
  • Наличие собственной библиотеки или просто полочки для книг.
  • Возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.
  • Приучайте ребёнка бережно относится к книгам.(не перегибать, иметь закладки, организация книжкиной мастерской, не пишите в книгах, не вырывайте страницы)Как к книгам относитесь вы, так и будут дети к ним относиться.
  • Научите ребёнка пользоваться библиотекой.
  • Дарите ребёнку книги. Совершайте совместные праздничные выходы в книжный магазин и вместе выбирайте новую книжку, советуйтесь с ребёнком .                  
  • Не форсируйте события –усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек. Трудная книжка выводит из терпения и злит.
  • Предлагайте ребёнку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребёнку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: ужастиками, детективами, романтическими историями. Ими он и сам заинтересуется, а вот Толстого и Чехова читать точно не захочет.             
  • Станьте для ребёнка примером. Сложно убедить ребёнка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор, компьютер и т.п.
  • Заведите ритуал вечернего чтения.(читайте по ролям, разыгрывайте сценки, обсуждайте прочитанное)
  • Формируйте читательскую активность ребёнка, но после прочтения выясните. Как ребёнок представляет тех или иных героев, как оценивает их поступки. Выскажите своё мнение, но не настаивайте на том, что ваше мнение правильное, а ребёнок не прав. Ребёнок видит динамику событий, а проанализировать их пока не может. ПОМОГИТЕ ЕМУ.
  • Ищите похожие ситуации в жизни, сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и м\фильмами, цитируйте подходящие к случаю стихи или лит.фразы. Это умение в будущем украсит и обогатит речь вашего ребёнка.

7 слайд

         Фильм или книга – что выбрать?»

С одной стороны, просмотр экранизации известного литературного произведения – один из способов заинтересовать ребенка книгой. С Другой, усвоение классики в виде фильмов может стать подменой чтению и легким способом пройти программу по литературе. Как найти золотую середину? Как объяснить ребенку, что фильм и книга – все-таки совершенно разные вещи?

8 слайд

          Аудиокниги – польза или вред?

Сегодня многим из нас не хватает времени на чтение, и издатели придумали отличный выход: они выпускают литературу в звуковом виде. Раньше нечто подобное можно было прослушать по радио. Сейчас модно иметь в машине диски с классическими произведениями; едешь и приобщаешься. Аудиоклассика – вариант неплохой, но есть огромный минус: ребенок не видит текста. Ведь при чтении, помимо восприятия литературы происходит подсознательное изучение языка, и это очень важно. Учителям словесности отлично известна эта закономерность: чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет. Но если ребенок читать отказывается, а постановки слушает с удовольствием – настаивать нецелесообразно. Хоть таким способом хорошая литература пробивается к нему. Возможно со временем, он начнет читать сам с не меньшим удовольствием.

9 слайд

           «Гаррипоттеромания»

Что это – феномен рекламы или действительно стоящая вещь? Последнее время книги Джоан Роулинг много критикуют, обвиняя в пропаганде оккультизма и еще бог знает в чем. Но и это достаточно поверхностное суждение. Ведь «Гарри Поттер» - книга вовсе не о волшебстве. Как и всякая хорошая приключенческая литература, это роман о характерах и взаимоотношениях людей, и нельзя сказать, что он пробуждает в юных читателях какие-то низменные чувства или агрессию. А магические существа и монстры всегда присутствовали в сказках – стоит только вспомнить Змея Горыныча, Соловья Разбойника, Циклопа… Ведь сказка – это почти всегда немного «страшилка», а иначе как достучаться до наших эмоций?

10 слайд

Ни телевизор, ни компьютер не могут заменить чтение. Так как оно было и остаётся  основным средством приобщения ребёнка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребёнка читать, сколько развить в нём любовь и интерес к чтению.Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми.

11 слайд

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Френсис Бекон

12 слайд

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;
  • в течение дня выделите для чтения время, удобное ребёнку;
  • когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаёт эффект принуждения);
  • если ребёнку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребёнку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребёнок;
  • проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;
  • отмечайте каждый, даже самый незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребёнок будет стараться порадовать вас своими успехами;
  • не следует сравнивать достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр) - постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.
  • Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте прочитать ему о том, что ему интересно.
  • Если ребёнок вошёл во вкус совместного чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на хитрость. Прервите чтение на интересном месте, сошлитесь на сильную занятость и попросите ребёнка самостоятельно прочитать рассказ, а потом вам рассказать, что там дальше произошло. Только не злоупотребляйте занятостью, а то у ребёнка возникнет подозрение, что вы его обманываете и не хотите вместе читать.
  • Не давите на ребёнка.
  • Не перегружайте его ежедневным чтением вслух. ( непрерывное чтение 10 -15 минут)
  • Чтобы чтение не вызывало у ребёнка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра любимой телепередачи. (для чтения должно быть определено конкретное время)
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения, если он уже заинтересовался.
  • Не наказывайте ребёнка чтением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ

  • Былины «Илья Муромец», «Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром», «Никита Кожемяка»
  • Загадки, считалки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки.
  • С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Тихая сказка», «Круглый год»
  • Н. Носов «Мишкина каша»
  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Ежики смеются», «Сказки»
  • С. Михалков «Друзья в походе»
  • И. Токмакова «Сонный слон»
  • Русские народные сказки
  • Шарль Перро «Красная Шапочка», «Золушка»
  • Г. А. Скребицкий «Лесное эхо»
  • В. Бианки «Кто чем поет», «Снежная книга»
  • А. Барто «Дело было в январе»
  • В. Степанов «Календарь»
  • Г. Снегирев «Дикий зверь»
  • Б. Житков «Рассказы о животных»
  • В. Дуров «Мои звери»
  • Г. Х. Андерсен «Елка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво»
  • Р. Киплинг «Слоненок», «Маугли»
  • А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Зимняя дорога», «Сказка о мертвой царевне и  семи богатырях»
  • Л. Н. Толстой «Рассказы», «Лев и собачка», «Булька»
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  • К. Паустовский «Барсучий нос», «Летние дни», «Растрепанный воробей»
  • А. Гайдар «Тимур и его команда», «Чук и Гек»
  • А. Куприн «Слон»
  • Е. Пермяк «Рассказы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к родительскому собранию.

Родительское собрание по теме "Почему дети воруют"...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый"

      Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый" разработаны с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий. Игра - путешест...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Учебно - методические рекомендации по проведению родительского собрания "Поговорим о правах ребенка"

Представлен материал для работы с родителями  по проведению тематического собрания "Поговорим о правах ребенка" в начальных классах....

методические рекомендации для родительских собраний

Как помочь ребёнку стать успешным....

Методические рекомендации для проведения родительских собраний с 1 по 4 классы начальной школы. ФГОС.

         В этих методических рекомендациях подробно расписан план проведения каждого родительского собрания  в начальной школе с 1по 4 классы. В каждом учебном год...