План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

 

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект

родительского собрания

в 4 классе

тема

«Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Дата проведения:21.01.2011г.

План выступления

1.Вступление. Причины возникновения трудностей обучения письму и чтению.

2.Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Рекомендации родителям.

3. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендации родителям.

4.Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Рекомендации родителям.

I

Уважаемые, родители, на сегодняшнем родительском собрании я хотела бы поговорить на тему «  Трудности обучения письму и чтению и их причины».

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Навыки письма и чтения должны быть осмысленны для ребёнка, должны быть вызваны естественной потребностью, надобностью, включены в жизненную, необходимую для ребёнка задачу. Часто и педагоги, и родители считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться  хорошо читать и писать.

От того, как относятся взрослые к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно- психической сферы школьника. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения трудностей от генетической предрасположенности до социальной деривации. При анализе причин трудностей обучения и чтению, как правило, выделяются и внешние и внутренние причины. Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимые для организации эффективной помощи ребёнку.

Таблица

Факторы

Внешние

Смешанные

Внутренние

-экологические

-социальные

-экономические

-стресс

-интенсификация                             учебного процесса

-неадекватность методик и требований

-первичная неграмотность

-особые группы риска:

-часто болеющие

-медлительные дети

-гиперактивные дети

-леворукие дети

-дети из социально

неблагополучных семей

-генетические

-нарушения   развития

-нарушения нейросенсорного развития

-дисфункции мозга

-возрастная несформированность

Экологические условия жизни ребёнка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма  и чтения, но оказывают на рост, здоровье и развитие ребёнка, что, в свою очередь, отчётливо сказываются на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

Социокультурные условия жизни и развития ребёнка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности.

К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организации учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями.

К внутренним факторам  возникновения школьных проблем относятся функциональное развитие ребёнка, его психофизические особенности, нарушения в развитии определённых систем.

II

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, - леворукие. Появились даже классы из специально отобранных леворуких детей. В нашем классе 4 ученика пишут левой рукой. В отношении к леворуким и леворукость существуют две противоположные точки: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно – восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы:

  1. в одной леворукость рассматривается как результат действия среды, влияния внутренних и внешних условий развития ребёнка до рождения и после рождения;
  2.  в другой – как результат генетической обусловленности.

По проведенному мною опросу у леворуких детей нашего класса генетическая леворукость, т.е.  некоторые члены их семей работают левой рукой.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не даёт основания делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Необходимо подчеркнуть – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причём те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение. Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно – пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности.

Для таких детей характерны:

  1. трудность дифференцировки близких по конфигурации букв;
  2. перестановка букв;
  3. трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
  4. пропуски, замены.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий  леворуким  детям.

1.Необходимо создать психологически комфортный климат, настроить ребёнка на выполнение домашнего задания.

2.Не заставляйте ребёнка писать  безотрывно.

3.Чтение ребёнка должно быть медленным, можно использовать линейки – окошки, которые позволяют выделять читаемое слово.

4.Рекомендуется проговаривание при письме.

5.Не стоит ребёнка торопить при выполнении домашнего задания, ограничивать во времени.

В ситуации, когда он нервничает, волнуется, спешит нарушения письма и чтения будут более выраженными.

Ещё раз подчеркну, что ни в письме, нив чтении у леворуких детей нет каких – либо  «особых» проблем, свойственных только им.

III

Особое внимание следует уделить школьным трудностям медлительных детей, которые долгое время остаются без особого внимания. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не только, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо - плохо». Это особенность ребёнка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения. Медленного ребёнка нельзя заставить писать и читать быстрее. Окрик, раздражение, недовольство взрослых ещё больше замедляют выполнение задания, не дают сосредоточиться. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребёнка ограничение времени на отдых. Эти ограничения типичны, поскольку ребёнок многое не успевает сделать на занятиях, приходится навёрстывать дома. Нередко домашние занятия превышают по продолжительности все нормы во много раз. В результате ребёнок недосыпает, не гуляет. Это снижает работоспособность, повышает утомляемость. Ещё одна особенность  медлительных детей - трудность переключения на новый вид деятельности.

Родителям таких детей хотелось бы дать некоторые советы:

1.Необходимо создать дома такие условия, чтобы ребёнок не воспринимал свою медлительность, как недостаток. Иначе, он будет нервничать, суетится. Воспринимайте его особенность спокойно и без раздражения.

2.Ограничения времени на отдых отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребёнка. Снижается работоспособность, повышается утомляемость. Необходимо обеспечить ему достаточное время на сон и отдых.

3.Не стоит ребёнка торопить при выполнении домашнего задания. Рекомендуется проговаривание при письме.

4.Для медлительного ребёнка все школьные нагрузки утомительны, поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продлёнка не для него. Необходимо правильно рассчитать количество занятий ребёнка в кружках и секциях вне школы. Не стоит его перегружать.

IV

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьёзных школьных проблем. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, - «не хочет» или «не может» ребёнок вести себя так, как требуют взрослые? Именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребёнку.

Гиперактивный ребёнок не хочет, а не может изменить своё поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность предлагаю рассмотреть следующие описания симптомов.

Симптомы невнимательности

Недостаточно внимателен к деталям;

С трудом удерживает внимание;

Как бы не слушает говорящего;

Не может довести дело до конца;

Теряет предметы;

Отвлекается на внешние раздражители;

Всё забывает

Симптомы гиперактивности:

Дрыгает руками или ногами, крутится;

Не может усидеть на месте, когда это требуется;

Чрезмерно разговорчив;

Носится и лезет куда – либо, когда это не разрешается;

С трудом может тихо играть;

Всегда «заведён», «как будто внутри мотор»

Симптомы импульсивности:

Вываливает ответы;

Чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

Прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родителей. Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Для гиперактивных детей характерно резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий. При чтении им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отметить: чем больше ребёнок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Удовольствие, удовлетворение является важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на неё стимулирующее влияние.

Рекомендации родителям

1.Не допускайте  (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

2.Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что ребёнок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним.

3.Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность ребёнка при выполнении домашнего задания.

4.Говорите с ребёнком спокойно, без раздражения. Речь должна быть чёткой, неторопливой. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает с вас.

5.Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

6.При выполнении графических заданий следите за правильной посадкой, положение ручки и тетради.

Подводя итог нашего разговора, хотелось бы сказать: чаще хвалите ребёнка, а не осуждайте, подбадривайте, а не подчёркивайте неудачи, вселяйте надежду, а не твердите, что изменение ситуации невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий:

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий:...