Основные правила здорового питания школьника.
статья (4 класс)

Климова Людмила Александровна

Физически здоровым считается человек, который болеет редко, без осложнений, у него хорошая иммунная система, он не нуждается в лекарствах, достаточно развит и закален, стремится к соблюдению режима. Здоровье зависит от условий жизни, соблюдения режима труда и отдыха, хорошей иммунной защиты, отсутствия вредных привычек, сбалансированного питания и других факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sberech_zdorove_rebyonka.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

             Как сберечь здоровье ребёнка

 Как говорится, что имеем, не храним, потерявши - плачем. С давних времен люди разных стран; в своих приветствиях и поздравлениях желают друг другу здоровья, понимая, как это важно для успеха в разных сферах жизни. Однако практика показывает, что у большинства из нас либо отсутствуют необходимые знания о правилах сохранения здоровья, либо не воспитана потребность их выполнять. В результате незаметно, но постоянно человек наносит непоправимый вред своему здоровью.

Какие составляющие входят в это понятие? Прежде всего, это физическое здоровье. Немаловажной является и такая составляющая, как психическое здоровье. И еще одна часть, без сохранения которой человека также нельзя считать полноценным членом общества, - это душевное здоровье.

Физически здоровым считается человек, который болеет редко, без осложнений, у него хорошая иммунная система, он не нуждается в лекарствах, достаточно развит и закален, стремится к соблюдению режима. Здоровье зависит от условий жизни, соблюдения режима труда и отдыха, хорошей иммунной защиты, отсутствия вредных привычек, сбалансированного питания и других факторов. Влияет на него и подчинение законам, связанным с суточными ритмами Земли. Желателен и учет индивидуальных особенностей «сов», «жаворонков», «голубей». Определить тип работоспособности, соответствующий индивидуальному суточному ритму, можно по тесту. (Приложение 1.1.)

Физиологи установили, что у большинства людей наивысшая активность наблюдается с 8 до 12 и с 14 до 18 ч. В середине дня работоспособность начинает снижаться, а после 18 ч происходит резкий спад работоспособности. Эти данные необходимо учитывать при составлении режима дня школьника, организации отдыха. Многие родители, стремясь с младшего школьного возраста дать как можно больше знаний ребенку, записывают его к различным репетиторам, на дополнительные курсы. Рабочий день школьника бывает до отказа наполнен умственной Деятельностью. В итоге такой интенсивный труд без полноценного отдыха приводит к переутомлению. Это, в свою очередь, снижает иммунитет, приводит к появлению соматических заболеваний.

В младшем школьном возрасте для предупреждения переутомления показан дневной сон, если это возможно организовать. Вообще, полноценный сон - это самый эффективный вид отдыха. Еще древние греки заметили, что он очищает организм, улучшает обменные процессы. Ученик начальной школы должен спать не менее 8-10 часов в сутки. Постоянное нарушение режима сна провоцирует возникновение стрессовой ситуации, способствует возникновению стойкого Переутомления, что, в свою очередь, приводит к заболеваниям внутренних органов, частым ОРЗ И ОРВИ. Спать лучше при открытой форточке, постель должна быть не очень мягкой, подушка - невысокой, т. к. это способствует хорошему кровоснабжению мозга.

Следующий фактор сохранения здоровья - это укрепление иммунной системы. На пользу организму идут физическая активность, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание и многое другое. Специалисты считают, что современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьника. Поэтому для профилактики гиподинамии просто необходимы:

• проведение зарядки;

• прогулки на свежем воздухе;

• оздоровительный бег;

• занятия зимними видами спорта - катание на лыжах, коньках:

• плавание;

• езда на велосипеде;

• командные виды спорта: волейбол, футбол и т. п.;

• туризм;

• занятия аэробикой, спортивными танцами и т. п.

Все эти меры способствуют профилактике простудных заболеваний и ритмичному сокращению сердца, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровоснабжение, создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.

Что касается закаливания, то все мы, конечно, помним песню:

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Постарайся позабыть про докторов!

И в самом деле, этот метод укрепляет защитные силы организма, повышает тонус, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Также давно подмечено, что закаленные люди лучше переносят перепады температуры, поэтому в период межсезонья реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания:

• закаливание солнцем;

• закаливание воздухом;

• закаливание водой;

• обтирание;

• полоскание горла;

• баня.

Следует отметить, что перебор в применении этих мер бесполезен, а порой и вреден для организма. Начинать закаливание над постепенно, лучше в летний период. Перед этим необходимо посоветоваться с врачом-педиатром.

Предлагаем вам некоторые рекомендации по этим видам закаливания. (Приложение 1.2.)

Значительную роль играют привычки. Одни из них сохраняют здоровье, другие разрушают. Вот что сказал по этому поводу известный педагог К. Ушинский: «Сколько прекрасных начинаний и даже отличных людей пало под бременем дурных привычек». Этой теме посвящены материалы учебников по ОБЖ и природоведению, мы говорим о ней с детьми на классных часах, и все же приходится поднимать эти вопросы снова и снова. Это связано с тем, что в подростковом возрасте мнение взрослых в глазах ребенка обесценивается. Мнение сверстников становится более значимым. А если в этот период возникают конфликтны с родителями, то дети могут делать что-то назло, чтобы показать, что они взрослые. Поэтому важно сохранить с детьми доверительные отношения.

Массовый характер в период подростковых кризисов приобретает такая вредная привычка, как курение. Главный вред состоит в том, что табак обладает наркотическим действием, а дым, являясь скрытым убийцей, оседает в легких и всасывается в кровь. При этом в первую очередь нарушается работа сердца, головного мозга, а впоследствии и всех внутренних органов. Особенно активно курение разрушает здоровье детей, т. к. их организм очень восприимчив к различным ядам. Для отравления табачным дымом необязательно курить самому. Так называемое пассивное курение наносит такой же вред. Установлено, что у детей курящих родителей наблюдаются расстройства психики, замедляется развитие таких познавательных процессов, как память, мышление.

Еще один опасный яд - алкоголь. Он также обладает наркотическим воздействием, способен вызывать болезни внутренних органов, парализовать нервную систему и даже, при сильном отравлении, вызвать смерть. Опасность употребления алкоголя подростками состоит еще и в том, что он вызывает агрессивность. Поэтому шоком для родителей является то, что их, такой уравновешенный всегда ребенок, вдруг, оказываясь в компании сверстников, совершает правонарушения в состоянии опьянения. Задача родителей в период подростковых кризисов - показать ребенку другие пути самоутверждения. Как показывает жизнь, безделье, скука, праздность - благодатная почва для алкоголизма.

То же самое можно сказать и об употреблении наркотиков. Кроме того, эта вредная привычка вызывает чрезвычайно опасную болезнь, трудно поддающуюся лечению - наркоманию. Часто, попробовав наркотик только один раз, человек уже не может обойтись без него. Этот порок поражает все органы тела, разрушает иммунную систему, вызывает психические расстройства и полную деградацию личности.

Таким образом, ребенку нужно не просто рассказывать о воздействии табака, алкоголя, наркотиков на организм, но и быть внимательное к нему в этот период, стараться сохранить с ним доверительные отношения, научить его находить удовольствие в труде, творчестве, спорте.

Примером здорового поведения должны являться сами родители. Не стоит устраивать праздники, где алкоголь - центр события. Если в семье пьет или курит один из родителей, не надо пытаться скрывать это от сына или дочки. Будет лучше, если ребенок будет знать, что это вредная привычка, и папа или мама не могут пока от нее избавиться.

Следующим фактором сохранения здоровья является полноценное питание. Уже в третьем классе на уроках мы с детьми говорили о том, что полезно для нашего здоровья, а что нет. Младшие школьники знают основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

Таким образом, необходимо помнить, что в питании нужно соблюдать осторожность, умеренность и разнообразие. Пища должна содержать все компоненты в необходимом количестве. Сразу хочется заострить внимание на следующей проблеме. Некоторые родители идут на поводу у детей и, отказываясь от горячего завтрака или обеда в школьной столовой, дают им карманные деньги на покупки в буфете. При этом классный руководитель не в состоянии проконтролировать качество питания детей. Чтобы убедить вас в необходимости горячих завтраков и обедов, мы провели в классе такой эксперимент. Я попросила детей в течение месяца не выбрасывать упаковки от продуктов, которые они покупают в буфете или в магазине по дороге домой. Сегодня мы проанализируем состав этих продуктов.

(Родителям раздаются этикетки, упаковки, которые принесли дети. Организуется беседа.)

- Какие продукты покупают дети? (Шоколад и шоколадные батончики, печенье, газированную воду, конфеты, чупа-чупсы и т. п.)

- Как вы думаете, какие компоненты содержат эти продукты?

(В основном, углеводы.)

Правильно. Следует добавить, что в таких продуктах содержатся т. н. быстрые углеводы. Они не способны полностью усваиваться организмом и откладываются «про запас». Перенасыщение организма углеводами может привести к нарушению обмена веществ, диабету и т. п.

Кроме того, в этих продуктах содержатся и пищевые добавки с кодом «Е». По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это растительные, органические и синтетические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, а добавляются в продукты для улучшения их вкусовых качеств и придания им определенных свойств (густоты, цвета, аромата и т. п.). Медики считают, что не все пищевые добавки безопасны для здоровья. Они могут вызвать аллергическую реакцию, отравления, различные заболевания пищеварительной системы. Они имеют способность накапливаться в организме, плохо выводятся из него. Предлагаем вам рассмотреть таблицу таких добавок, найти их в этикетках продуктов, которые покупали ваши дети. (Приложение 1.4.)

Приложение 1.4. Пищевые добавки

Наиболее безопасная пищевая добавка

Е-330-лимонная кислота.

Опасные пищевые добавки

Е-102, Е-110, Е-120, Е-124.

Добавки, наносящие вред здоровью

Е-220, Е-221, Е-223, Е-224 (раздражение в кишечнике).

Е-338-341, Е-450, Е-407, Е-461, Е-463, Е-465, Е-466 (расстройства пищеварения).

Е-200 (разрушает витамин В12).

Е-230, Е-231, Е-232, Е-233 (заболевания кожи).

Е-320, Е-321 (увеличение холестерина в крови).

А также Е-103, Е-104, Е-105, Е-111, Е-121, Е-122, Е-123, Е-125, Е-126, Е-127, Е-130, Е-131, Е-141, Е-142, Е-150, Е-152, Е-171, Е-173, Е-180, Е-210, Е-211, Е-212, Е-213, Е-215, Е-216, Е-222, Е-225, Е-239, Е-240, Е-241, Е-250, Е-251, Е-311, Е-467, Е-477.

Рекомендации по закаливанию

Закаливание водой. Эффект этого вида закаливания основан на механическом и термическом воздействии на кожу. Можно начинать со ступней ног. Постепенно снижать температуру воды от 18-20 °C градусов до 5-7 °C. Обливание всего тела выполняют водой 25-30 °C, постепенно доводя ее до 10-15 °C. Продолжительность процедуры - 1-2 мин. После этого тело надо насухо вытереть полотенцем. Это самый агрессивный вид закаливания, поэтому необходимо посоветоваться с врачом.

Обтирание. Выполняют полотенцем, смоченным водой комнатной температуры. Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. После этого необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Закаливание солнцем. Принимая солнечные ванны, необходимо помнить, что длительное пребывание под палящими лучами приводит к солнечным ожогам и перегреву организма. Передозировка солнечной радиации разрушает иммунную систему, что может стать причиной возникновения онкологических заболеваний. Лучше загорать утром с 9 до 12 ч и вечером с 16 до 18 ч. Продолжительность процедуры в первый день не должна превышать 10-15 мин. Постепенно ее увеличивают на 10 мин и доводят до 2 ч.

Закаливание воздухом. Это один из самых эффективных методов укрепления иммунитета. Процедуры начинают принимать при температуре 16-18 °C. Затем постепенно переходят к более низкой и доводят до 5-7 °C. В первый день продолжительность воздушных ванн не должна превышать 10-15 мин. Одна из форм такого закаливания - сон при открытой форточке.

Баня. Эффект парной бани - в сочетании горячего, насыщенного парами воздуха, горячей воды и своеобразного массажа веником. При этом расширяются поры, через которые выделяется пот, выводятся токсические вещества, улучшается обмен веществ. Специалисты советуют делать 1-2 захода в парилку по 5-10 мин при температуре не выше 70-90 °C, затем прохладный душ с температурой воды 18-25 °C. Не рекомендуется после парилки пользоваться общим бассейном для купания, т. к. еще в течение нескольких минут поры остаются открытыми и активно втягивают внутрь любые растворы, которые затем попадают в кровь и лимфу.

Полоскание горла. Этот вид закаливания показан при частых заболеваниях верхних дыхательных путей. Полоскания горла производят водой, температура которой 25-30 °C. Постепенно снижают температуру до 10 °C. Вначале достаточно 1 -2 процедур в день, а через 2-3 недели их количество доводят до 3-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Классические правила здорового питания.

Правильное питание - основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш орга...

Родительское собрание: «Правила здорового питания детей»

Одной из основных задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и применять для себя основные принципы здорового образа жизни, а...

Занятие внеурочной деятельности по теме «Правила здорового питания».

Занятие способствует формированию  у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни.  Путешествуя, дети  получают определенный объем знаний, представлений о здоров...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Информация для родителей. Основные правила здорового питания школьника.

В данной статье дана информация родителям  о правильном питании школьников....

"Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"

План -конспект урока окружающего мира: "Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"...