Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"
методическая разработка

Пономаренко Людмила Николаевна

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39.19 КБ
Office presentation icon prez-iya_vnimanie_i_pamyat.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

«Волшебная шкатулка».

Как помочь ребёнку развить внимание и память.

Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания у детей с ДЦП.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с ДЦП

«Глаза его читали, но мысли были далеко», - так писал А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Действительно, без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: «Я – всегда в состоянии управлять своим вниманием»

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
    Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию
объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.
Однако необходимо учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредото-чиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование:

- избирательности,

- устойчивости,

- концентрации,

- переключения,

- распределения внимания.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ДЦП:

  • неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ДЦП неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности. для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания;
  • сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;
  • снижение объема внимания: ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
  • сниженная избирательность внимания: ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
  • сниженное распределение внимания: ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле;
  • трудности переключаемости внимания с одного вида или найденного способа деятельности на другой;
  • ослабленное внимание к словесной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько. что они полностью забывают задание учителя.
  • повышенная отвлекаемость.
  • трудности организации произвольного внимания;

Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Как помочь ребёнку развить внимание

1.Для поддержания устойчивости и концентрации внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

2. Задача педагога – помочь ребенку сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание, используя «опорные сигналы», который дает толчок дальнейшему развитию мысли.

Для концентрации внимания можно использовать памятки:

Например, «Как работать с книгой», «как читать газету», «как составить план» и т.д.

-отвлекаемость на внешние раздражители (птички за окном, дождь, снег, скрип и т.д.).

Чтобы сосредоточить их внимание на уроке можно применять специальные игры. (д/и «Чудесный мешочек», это старая игра, но проиграть её можно по-новому. «Чудесный мешочек» предлагает несколько мотиваций: помочь Незнайке, разделить предметы на то, что сделано руками и то, что выросло на огороде).

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.

Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

В ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме коррекции видов памяти у младших школьников с ДЦП было выявлено:

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

У некоторых детей механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Более полно запоминаются яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей. Их воспроизведение и узнавание возможно и по истечении некоторого времени.

Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. Значительную трудность, а порой невозможность узнавания и запоминания представляют бесцветные изображения. Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти.

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Часто слуховое восприятие у детей с ДЦП нарушено. Например, ребенку говорят: «Коса» — и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия предмета приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности. Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации.

-непроизвольная память является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте.

У детей с ДЦП отмечаются определенные недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.

Установлено, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности. Так, наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный.

Начиная с младшего школьного возраста произвольная память, основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приемами, все больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения.

Произвольное запоминание предполагает сознательные усилия по поиску «узелков на память», т.е. специальных способов запоминания предъявляемой информации. Детям с ДЦП свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается:

-преобладание образной памяти над словесной, кратковременной памяти над долговременной;

-снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

- большая сохранность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным;

-преобладание механического запоминания над словесно-логическим;

-  быстрое забывание и низкая скорость запоминания.

Все это необходимо учитывать педагогу в своей деятельности.

Как помочь ребёнку развить внимание и память

Педагогические приёмы для коррекции недостатков внимания и памяти

- учитывать все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекающие внимание ребёнка;
- речь учителя должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченным к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение;
- использование интересного наглядного материала в начале урока;
- усвоение нового осуществляется на основе известного, т.е. накопленного в памяти;
- все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять;
- предъявление основного и вспомогательного материала должно происходить в оптимальных условиях;
- класс должен быть хорошо освещен: иллюстрации должны быть достаточно чёткими и крупными;
- не вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся непосредственно к теме данного урока;
- наглядный материал должен сопровождаться подробными словесными комментариями;
- целесообразно время о времени переключать детей на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением, но в то же время, в связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой.

                   Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора:

- достаточное для запоминания яркое впечатление,

- повторение,

- возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так.

Если нужно выучить стихотворение:

-сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете;

- затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения — этим вы включите логическое мышление;

- повторите стихи несколько раз;

-при проверке школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации — слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений — через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия — ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей — огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.

Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого ребенка можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов:

- обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради);

- научите класть нужные вещи на видное место,

- внимательно проверять портфель.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые — это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

-прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что ребёнок слушает — смотрит вам в глаза, не отвлекается на предметы, не отворачивается, не выбегает из комнаты;

-никогда не кричите вдогонку — это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;

-говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас ребёнок, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;

-не повышайте голос и не говорите раздражённым тоном — негативные эмоции «выключают» сознание, и ребёнок, скорее всего, ничего не запомнит;

-после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что ему будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Коррекция недостатков развития внимания и памяти осуществляется как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности, с использованием игр, специальных заданий и упражнений.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ.

1.Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются)

2.«Загадка»

(Взрослый заранее кладет в непрозрачный пакет несколько предметов (пластиковую вилку, ложку, резиновую игрушку, соску-пустышку, ластик, карандаш и др. в зависимости от возраста) и по очереди подходит к каждому ребенку, который молча в течение 10 секунд ощупывает предметы, пытаясь отгадать, что там лежит. Затем он записывает, что, на его взгляд, лежало в пакете.

В конце урока учитель просит нескольких ребят перечислить все предметы, после чего достает из пакета то, что там находится).

КОНЦЕНТРАЦИЯ  ВНИМАНИЯ:

1) Словарный диктант; математический диктант.
2) Комментированное письмо, решение примеров.

3) Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п.
4) Корректурные задания (проводят ежедневно по 5 минут 2 месяца):
- нахождение и вычёркивание определённых букв в печатном тексте (цифры), используются любые печатные тексты, старые книги, журналы (задания усложняются, зачёркиваются другие цифры; одновременно отыскиваются две буквы);
5) Чтение текста до заданного выражения.
6) Упражнения, основанные на точном воспроизведении какого – либо образа (задание точно воспроизвести геометрический узор по клеточкам, последовательность букв, цифр).

Игра «Зеркало» (вслед за ведущим повторить его движения).

7) распределение цифр в определённом порядке (например в порядке возрастания от1 до 40 , начиная с верхнего ряда слева направо).


12


4


34


11


30


7


31


21


37


2


28


1


16


25


33


40


19


20


39


9


13


35


6


17


24

8).«Найди отличия».

9).“Репка-капуста».Репка изображается открытой ладонью вниз, капуста- открытой ладонью вверх. Ведущий называет репка или капуста, изображая их (иногда путая играющих). Задача играющих показать ,то что называют. Те , кто ошибается получает штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.

10).«Запрещенный день». Ведущий называет дни недели , а участники после каждого названного дня хлопают в ладоши один раз. Среда- «запрещенный» день и в ладоши хлопать не надо.

Сначала называются дни по порядку , затем в перемешку , увеличивая темп.

«Яблоко»

Дидактический материал: три яблока.

Описание задания: Педагог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого педагог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, педагог дарит его ребенку.

«Раскрась вторую половинку».

Оборудование:
 Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок с крупными предметами, цветные карандаши.

 Описание задания: Дети должен раскрасить вторую половину картинки с каким – либо предметом точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

1.«Каждой руке - своё дело» (левой рукой перелистывать книгу, а правой чертить геометрическую фигуру или решать несложные примеры).

2. Счёт с помехой (называют цифры от 1 до 20, одновременно записывают их на листе в обратном порядке).

3. Чтение с помехой (читают и одновременно выстукивают ритм).


ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

1.Корректурная проба.

2.Называть ребенку различные слова: стол, кровать, чашка карандаш, тетрадь, вилка и т д. Ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное  и встает при произнесении растения.

3. «А что это вы тут делаете» Ведущий начинает мимически изображать какую-то деятельность. Например он изображает игру в баскетбол. Следующий за ним игрок задает ему вопрос -а что это ты делаешь?

В ответ первый игрок, не переставая играть в баскетбол должен назвать любое другое физическое действие. Скажем -Я читаю: Тогда сразу второй (спрашивающий) игрок начинает читать. В то время как он изображает чтение, к нему обращается следующий по порядку игрок:

-А что это ты делаешь?

-Я ловлю рыбу! (не переставая изображать при этом чтение)

Проводится несколько кругов.

УВЕЛИЧЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

1.Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются)

2.Игра «Ищи безостановочно» (увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета).


 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ ПАМЯТИ

1.Работа по образцу, работа с опорой на зрительный образ (рисование, лепка,      списывание с доски, работа с конструктором, рисование узора по клеточкам).

2.Воспроизвести по памяти сюжетную картинку.

3.«Выложи из палочек»

Разложите на стол перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. (Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно).

4.«Что изменилось?»

Задание: Попросите ребенка посмотреть на картинки с изображением пяти предметов и назвать       их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите, нет ли на           ней предметов, которые были на первой? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

        Можно добавить по два предмета.

        5. «Бусы»

Задание: Попросите ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

6.  «Я - фотоаппарат»

Цель: Развитие объема зрительной памяти.

Взрослый предлагает ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию человека и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Важно помнить: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.

1.«Я положил в мешочек»

Цель: Развитие объема слуховой памяти детей.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

В этой игре неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

2Каскад слов»

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Оборудование: список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку:

1.Огонь

2.Дом, молоко

.Конь, гриб, игла

.Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5.Крыша, пень, вода, свеча, школа

6.Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

.Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

.Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10.Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Ход игры: Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервал между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

3.«Слушай и рисуй»

Цель: Развивать слуховую память и внимание.

Задание 1. Предложите ребенку послушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье я слепил из комков снега трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

Вопросы ребенку:

1.Сколько всего снеговиков?

2.Какого они размера?

3.Какой снеговик самый большой?

4.Какие руки у первого и второго снеговика?

5.Из чего руки у третьего снеговика?

6.Что вставлено вместо носа?

7..Из чего сделаны глаза? (После того как ребенок нарисовал картинку, следует обсудить все то, что он нарисовал: и цвет, и форму, и размеры.)


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ


  1. Читают ребёнку набор слов, которые можно разделить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и.т.д.), а потом просят назвать слова, которые они запомнили.

  2. Выделить главное в тексте (создание мнемических опор).

          - чтение рассказа;

          - выделение главных мыслей по ходу чтения;
         - составление короткого рассказа, используя основные мысли.

     3. Составление плана.

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ

1.«Воспроизведи рассказ»

Ход: Детям зачитывается рассказ, затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Обращается внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, можно задавать ему вопросы.

Рассказы для запоминания

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал, ушиб ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

A) Как звали мальчика?

Б) Что с ним случилось на прогулке?

B) Кто помог мальчику?

Г) Чем закончился рассказ?

2. Когда наступит весна, снег в лесу тает не сразу, а постепенно. Вода

долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или реку, а оттуда - на

луга и на поля. Высокая вырастет трава на лугу.

A) Что происходит весной?

Б) Куда сбегает вода?

B) Какая будет трава?

2. «Опиши игрушку»

Цель: Развивать непроизвольную образную память.

Ход игры: Предложите детям в течение 1-2 мин посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать ее. После игрушку убрать. Через 30 мин предложите ребенку по памяти описать игрушку, ее свойства.

Эту игру можно проводить с разными игрушками, можно сразу с двумя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебная шкатулка» Как помочь ребёнку с ДЦП развить внимание и память

Слайд 2

Особенности внимания Внимание - это сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности. Виды внимания: Непроизвольное, Произвольное. Свойства внимания: Сосредоточенность, Устойчивость, Объем, Распределение, Переключение.

Слайд 3

Особенности внимания у детей с ДЦП Снижение объёма внимания, Трудности сосредоточения внимания (повышенная отвлекаемость), Снижение концентрации внимания (быстрая утомляемость), Снижение распределения внимания, Трудности переключения внимания (застревание на отдельных элементах), Трудности организации произвольного внимания.

Слайд 4

Как помочь учащимся развить внимание - отчетливое понимание учащимся конкретной задачи выполняемой деятельности, -возникновение косвенных интересов (устойчивый интерес к результату деятельности), -создание благоприятных условий для деятельности (исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей) -привычные условия работы, -использование памяток («Как работать с книгой?», «Как составить план?» и др.) -применение на уроках дидактических игр.

Слайд 5

Особенности памяти Память - это запечатление, сохранение и последующее узнавание (воспроизведение) того, что было в нашем опыте. Виды памяти: Двигательная, Эмоциональная, Образная, Словесно-логическая. Виды памяти по времени хранения информации: Долговременная, Кратковременная.

Слайд 6

Особенности памяти у детей с ДЦП -преобладание образной памяти над словесной, -преобладание кратковременной памяти над долговременной, -снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость, -большая сохранность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным, -низкая скорость запоминания.

Слайд 7

Тренажер внимания и памяти Учитель ГКОУ СКОШИ №31 Пономаренко Л.Н. г. Москва

Слайд 10

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на развитие внимания с элементами релаксационных упражнений.

Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях....

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"

Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...

Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку развить внимание"

Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.Оборудование: презентация, раздаточный материал-карточки....

Как помочь ребенку развить речь?

Этот материал поможет заботливым родителям. Здесь представлены знакомые игры, которые родители тоже когда то играли....

Игры и упражнения направленные на развитие внимания

В материале представлены игры  упражнения, направленные на развитие внимания 8-10 лет...

Как помочь ребенку развить внимание

Способы организации продуктивной деятельности с помощью развития внимания...

Упражнения, направленные на развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти у младших школьников с нарушением интеллекта

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и дальнейшем воспроизведении информации. Основные процессы памяти - зап...