Причины школьных трудностей
статья

Елена Андреевна Плотникова

Материал для ролителей о пяти основных причинах школьных трудностей, а также рекомендации, как можно действовать в той или иной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_shkolnyh_trudnostey.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

5 основных групп, в которые можно объединить причины школьных трудностей.

1 группа – «истинно школьные трудности» .

Основные причины возникающих трудностей:

- сложное содержание учебного материала (ребенку сложно усваивать материал по данной программе)

- большое количество детей в классе (ребенок не получает необходимого ему внимания в нужном количестве)

- публичность оценки и ответов (ребенок стесняется отвечать при всем классе, ведь его ответ будут оценивать при всех и дети могут засмеяться)

- режимные и дисциплинарные требования (ребенок не привык соблюдать определенные правила и ему сложно вести себя в соответствии с правилами)

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- Если ребенок не понимает материал – старайтесь объяснять ему материал дополнительно, возможно следует записать ребенка на дополнительные занятия или нанять репетитора.

- Объясните ребенку, что выражать внимание можно многими способами (пусть среди них будут и способы учительницы); объясните ребенку, что отсутствие словесной похвалы еще не означает отсутствия внимания к самому ребенку и то, что его не замечают (возможно к нему не обращаются именно потому что у него все хорошо); попросите учительницу хотя бы раз в день отмечать вашего ребенка в работе в классе

- Расскажите ребенку историю про ваши публичные выступления; поговорите с ним о возможных последствиях его выступлении; спросите, как класс и учительница относиться к другим выступающим детям, выражайте свою уверенность в силах ребенка, хвалите даже за незначительные улучшения и победы;

- составьте с ребенком список режимных требований в школе; обсудите ЗАЧЕМ нужно соблюдать данные требования; введите режим дня дома; поручите ребенку самому выполнять несложную работу по дому;

 Если у вашего ребенка присутствуют все виды трудностей и по независящим от Вас причинам изменить что-либо невозможно, тогда следует задуматься о переводе ребенка в другую школу!

2 группа – особенности педагогического процесса.

Основные причины возникающих трудностей:

- несоответствие школьного режима и темпа учебной деятельности санитарно-гигиеническим нормам (слишком длинные уроки, переполненные классы, отсутствие места для игр и т.д.);

- усложняющийся характер учебных нагрузок (если ребенок не усвоил что-то в самом начале, проблемы разрастаются, как снежный ком);

- Преобладание негативных оценок и их влияние на взаимоотношения с учителем (в 1 классе еще не ставят отметок, но процесс оценивания уже идет. Часто дети не могут отделить результат, который оценивается учителем, от себя и считают. Что учитель считает «слабым» их самих, а не их работу);

- культивирование оценок (часто, желая, чтобы ребенок хорошо учился, родители забывают, что отметка всего лишь формализованная (и часто необъективная) оценка знаний и умений ребенка. Далеко не все дети могут хорошо учиться! При этом хорошие не оценки не говорят о глубоких знаниях!)

- Конфликты в семье из-за неудач в учебе (часто родители и близкие так хотят, чтобы ребенок хорошо учился, что не замечают, что отметки становятся причиной ссор в семье, а разговоры об учебе превращаются в поиски виноватых в неуспеваемости. Ребенок становится беззащитен перед ситуацией – он не может учиться лучше, но и плохо учиться не может – ведь он причина ссор и конфликтов в семье!)

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- создавайте ребенку условия для отдыха (в том числе активного отдыха)

- если ребенок что-то пропустил в школьной программе обязательно наверстайте упущенное (либо позанимайтесь с ребенком сами, либо договоритесь и дополнительных занятиях с учителем)

- объясните ребенку то, что его работа это не есть он сам, что учитель оценивает не его. А его работу (пусть и не всегда понятно отражает это в словах),

- сами оценивайте ТОЛЬКО поступки и результаты действий ребенка, а не его самого;

- не спрашивайте на пороге школы ребенка про оценки – пусть он сам вам про них расскажет;

- интересуйтесь новыми знаниями и впечатлениями ребенка, а не отметками

- старайтесь не ссориться при ребенке;

- поддерживайте в доме эмоционально теплую атмосферу;

- позвольте ребенку почувствовать себя любимым и значимым

3 группа – нарушение учебной деятельности.

Основные причины возникающих трудностей:

 - Неправильное отношение первоклассника к учению (ребенок не имел ясных представлений о том, что такое учеба, не был готов к сложностям и трудностям, связанных с процессом обучения)

- трудности усвоения нового материала (в возрасте 6-7 лет мыслительные операции школьника еще только формируются, а память не всегда способна удерживать большие объемы информации, поэтому школьники могут плохо усваивать материал, не понимать простых вещей)

- неправильно сформированные навыки и способы учебной работы (не всегда ребенок, имеющий хорошую память будет успешным в школе, необходимо учить ребенка логически мыслить и работать с материалом)

- неумение трудиться (сложности в организации себя и своих действий, умение высиживать необходимое количество времени за уроками, способность учиться. Когда хочется поиграть в куклы или футбол – все эти умения не всегда сразу формируются у школьника, зато очень помогают в дальнейшей учебе)

- отсутствие познавательных и учебных мотивов (часто встречается при сильной ориентированности семьи на оценку) (в 1 классе важно заинтересовать ребенка, провести параллели с его повседневной жизнью, дать ему на опыте попробовать все знания, которые ему передаются, ведь детям еще сложно представить, как могут им пригодиться знания через 10-15 лет)

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- проговорите с ребенком о содержании учебной деятельности;

- проиграйте с ребенком разные учебные ситуации, которые требуют разных способов реагирования;

- не торопите ребенка, если он не понимает объясняемый ему материал, попробуйте объяснить на наглядных примерах, используйте более простой язык для объяснения материала, опирайтесь на то, что ребенок уже точно знает и умеет)

- развивайте мыслительные способности ребенка; учите ребенка работать с материалом; выработайте алгоритм решения разных учебных задач;

- развивайте целеустремленность ребенка, его инициативность; поощряйте его самостоятельность в решении задач; развивайте его произвольность – следите за самостоятельным доведением любых дел до конца;

- заинтересуйте ребенка в учебном материале; задавайте вопросы, связанные с его знаниями – пусть подсказывает вам верные ответы или «учит» Вас чему-нибудь сам; проводите параллели между изучаемым в школе и проживаемым опытом

4 группа – трудности взаимоотношений со взрослыми и детьми.

Основные причины возникающих трудностей:

- неподходящий ребенку стиль педагогического воспитания (каждый педагог имеет свои особенности и приемы взаимодействия с классом, часто случается, что дети не готовы к тем или иным приемам, используемым педагогом в работе)

- нарушения в общении с одноклассниками (часто оказывается, что дети в первом классе не умеют общаться друг с другом, что приводит к ссорам в классе, вероятной изоляции некоторых учеников, к повышению тревожности)

- несоответствие семейных и школьных норм (часто бывает, что ребенку дома не ставятся ограничения и в его жизни мало правил и обязанностей, попадая в школу, ребенок не понимает, почему ого поведение должно соответствовать правилам из-за чего начинаются проблемы)

- непродуктивный стиль семейного воспитания (родители часто, желая ребенку лучшего, могут не рассчитать свои силы и «переборщить» с тем или иным методом воспитания, тем самым не оказывая положительного воздействия на ребенка, а наоборот – сложности в семье так или иначе отразятся на учебе (в частности это относится к попустительскому стилю, противоречивости в отношениях, гиперопеке или же жесткому контролю со стороны родителей)

- особенности семейной атмосферы (дети, приходя в школу, приносят с собой в нее атмосферу семьи – если она спокойная, то и ребенок спокоен, если в семье есть трения, конфликты, ссоры или тревога, то и ребенок придет в школу тревожным и напряженным, не готовым усваивать материал).

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- необходимо понять, какими особенностями обладает педагог вашего ребенка; объяснить ребенку значение тех или иных мер, предпринимаемых учителем; поддерживать ребенка в его переживаниях; искать совместные выходы из проблем;

- старайтесь научить ребенка знакомиться и дружить; оставайтесь после уроков поиграть на школьной площадке; поощряйте общение ребенка с одноклассниками; \интересуйтесь друзьями и одноклассниками ребенка

- введите строгий распорядок дня; введите определенные правила и объясните их значение ребенку; поручите ребенку выполнение какого-либо домашнего дела – пусть он отвечает за что-то в вашем доме

- старайтесь сочетать в воспитании наиболее подходящие вашему ребенку воспитательные приемы; не контролируйте каждый ша ребенка; не транслируйте ребенку вашу тревогу и переживание за него; создавайте ребенку условия для разумного выбора из нескольких предложенных Вами вариантов

- не выясняйте семейные отношения при ребенке; старайтесь концентрироваться на позитиве; окружайте ребенка заботой и любовью; не транслируйте ребенку ВАШИ нереализованные желания и интересы

5 группа – индивидуальные особенности и личностные качества ребенка

Основные причины возникающих трудностей:

- индивидуальные особенности (часто дети в силу своих особенностей не могут выполнить то или иное задание, им бывает сложно влиться в коллектив сверстников или выполнить поручение учителя. К сожалению, в условиях массового обучения это может приводить к трудностям в учебе)

- самооценка (вера в себя и свои действия сильно влияет на поведение ребенка в любой школьной ситуации)

- уровень притязаний (часто дети стремятся выполнить все сразу, не думая о том, что это невозможно либо же вообще отказываются выполнять задание, т.к. бояться не справиться с ним).

- отношение к принятым в школе правилам и нормам (в школе ребенок не только умеет или не умеет выполнять правила, но и принимает или не принимает их)

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- поговорить с учительницей про особенности вашего ребенка; выработать наилучшую стратегию обучения в соответствии со способностями и особенностями ребенка; придумать систему воспитательных мер в соответствии с особенностями ребенка.  

- выражать свою веру в силы и способности ребенка; объективно оценивать его достижения и поступки; ежедневно хвалить за РЕАЛЬНЫЕ достижения, пусть они и незначительны; эффективно ругать с выяснением причины поступка и дальнейшими вариантами действий

- объяснение природы возникновения тех или иных правил; предоставление ребенку возможности проявить себя

6 группа – отклонения в развитии или состоянии здоровья детей

Основные причины возникающих трудностей:

- Физиологические нарушения развития (патология беременности, черепно-мозговые травмы, хронические заболевания, расстройства нервно-психоческой сферы, общая ослабленность организма ребенка, задержка функционального развития)

- Нарушения психического развития (психическое недоразвитие, задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция, недостаточность зрения и слуха, двигательной сферы, дисгорманичное психическое развитие)

Как помочь ребенку справиться с возникшими трудностями?

- необходима консультация специалистов о возможности обучения в массовых школах

- консультация у специалиста о необходимых условиях и правилах обучения в школе и дома, правильной организации режима дня, пространства обучения, самого процесса обучения

- необходимо поставить в известность о всем вышеперечисленном учителя и специалистов школы

- иметь возможность приходить в школу в случае экстренной необходимости

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные причины школьных трудностей с точки зрения нейропсихологии

Любая интеллектуальная деятельность требует активного функционирования обоих полушарий головного мозга.Многие школьные трудности напрямую обусловлены особенностями функционирования и развития головног...

Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.

В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников....

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

В данной статье указаны наиболее частые причины возникновения школьных трудностей учащихся начальной школы....

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обу...

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ

Асинхрония развития как причина детской неуспешности.Нарушение эмоциональной сферы и трудности коммуникации.Способы коррекции данных нарушений....