Мой ребёнок первоклассник - материал для родительского собрания
консультация (1 класс)

Олейник Марина Вячеславовна

Материал написан для родительского собрания. Адресован тем родителям, чьи дети пошли в первый класс. Описывается в нём о том, с какими трудностями им придётся столкнуться и как выходить из проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

Когда человеку исполняется 7 лет, он должен пойти в школу.

Первоклассник. Как много ожиданий и тревог! В интернете и других источниках можно прочитать очень много статей о том, что должны знать родители первоклассников о подготовке ребёнка к школе, о первых днях пребывания в школе, об уроках, взаимоотношениях, заданиях и т.д. Но я не встретила ни одной статьи, посвящённой родителям первоклассников. Только им. Их чувствам, переживаниям, настроениям, мыслям и поступкам. Это потому, что считается – они люди взрослые, поэтому и так всё знают и понимают. А вот и нет.

Для самих родителей их ребёнок-первоклассник – большой стресс. И тому есть серьёзные причины… Поделюсь с вами наблюдениями и выводами, которые мы, учителя, сделали за долгие годы работы. Для родителей - это всё равно, что оказаться по ту сторону зеркала. Здесь вы, уважаемые мамы и папы, увидите себя «со стороны». Может быть вам станет понятнее, почему говорят, что учителя и родители находятся по разные стороны баррикад.

Итак, ваш ребёнок идёт в 1 класс. Это повод для волнения и самого маленького человека, считающего себя взрослым, и для его родных, и для учительницы.

Школа (класс) – это объединение трёх единств: семья, первоклассник и учительница. Каждый по-своему видит эту новую жизнь, исходя из своего опыта. Никто не задумывается, что это объединение случайное. Вспомните, пожалуйста, как вы, мамы, выбирали себе спутника жизни, как вы, папы, выбирали себе жену. Бабушки и дедушки! А вы помните, как ваш взрослый ребёнок привёл домой нового человека и сказал: «Я люблю её (его), и вы полюбите». И сколько времени вы все притирались, чтобы жить ладно да складно? А тут волею судьбы под одной крышей собралось большое количество людей, которые до этого момента даже и не знали о существовании друг друга.

А чужой человек, о котором вы знаете только, как её зовут, станет и для вашего ребёнка, и для вас направляющей и руководящей. А вы-то совсем об этом не думали. Как! Для вас, взрослых людей, которые «сами с усами», кроме мамы, свекрови и тёщи ещё один указатель и руководитель!!! Хорошо, если первые встречи расположат членов семьи первоклассника к учительнице. А если нет? Что же мы ждём друг от друга?

Учителя знают содержание государственных документов. В одних говорится, что ответственность за воспитание детей до 18 лет несут родители. Из книг по возрастной психологии, педагогики и медицины известно, что количество клеток головного мозга накапливается к 3-ём годам (с этим и жить дальше), а характер формируется к 5 годам. В 7 лет в школу приходит человек со сформированными чертами характера, которые будут проявляться в зависимости от возраста и накопления нового жизненного опыта. Что-то кардинально изменить не получится, можно только скорректировать. Учителя имеют право надеяться, что семья выполняет свой гражданский долг и приводит в школу человека, знакомого с правилами поведения в обществе, адаптивного к социуму, в котором он живёт, знающему, что такое хорошо и что такое плохо для своего возраста. А если помечтать, то, может быть, эти дети будут добрыми, любознательными, трудолюбивыми, внимательными … А если нет? …

А родители о чём мечтают?! Учительница должна быть хорошей – какой?

25-30 родителей разные люди. Для каждого из них понятие «хороший учитель» своё. А она одна. И такая, какая есть. И вот встречаются учительница и дети. А они не только разные, но и своеобразные. За последние годы много говорят о проблемах детей, как последствие проблем со здоровьем родителей. И в классе вместе дети: гиперактивные, заторможенные, боящиеся любого громкого звука, говорливые, «всезнайки», носители хронических болезней, которые должны быть под особым контролем. С каждым из них учительница должна найти свой индивидуальный язык общения, чтобы расположить ребёнка к себе, чтобы он начал доверять, понимать и прислушиваться к рекомендациям и требованиям. 2-3 десятилетия назад психика детей была крепче. Если у ребёнка наблюдались проблемы по каким-либо причинам, что для них были школы, в которых учителя работали по особым программам, и помогали им медики-специалисты.

Иногда в школах открывали классы коррекции, в которых было небольшое количество детей, а учительница работала почти индивидуально с каждым ребёнком. А ещё в последнее время появилось большое количество детей, которых почти не было в школах лет 30 назад и ещё раньше. Я говорю о левшах, о детях с запущенными проблемами в логопедии, с дисфлексией и дисграфией. Если раньше присутствие в классе одного левши было маленьким событием, потому что все остальные были правшами, то сегодня в классах несколько ребят, пишущих и работающих левой рукой, а «скрытых» левшей ещё больше. Специалисты открыто говорят: «переученный левша это не правша». Они имеют в виду, что восприятие левши иное, чем у правши. А посмотрите, сколько неудобств, сначала практических, а потом эмоциональных, создает отсутствие школьных вещей для левшей, как они мучаются, приспосабливаясь к работе инструментами для правшей. И это тоже, но пока для ребёнка на бессознательном уровне, накладывает свой отпечаток на настроение, поведение и успеваемость первоклассника. И с этим тоже учительница должна справляться.

Есть ещё один очень важный момент во взаимоотношениях родители-учительница. Из-за отсутствия всесторонней государственной помощи детям с логопедическими проблемами, в класс приходит большое количество малышей с неправильным произношением звуков и фонетической глухотой. У учителей начальных классов голос «поставлен», как у артистов. Они спокойно и чётко произносят звуки, разговаривая на уроке или во внеурочное время. Методика преподавания требует неоднократного повторения названия букв, звуков, которые они обозначают, слогов и слов. Но эти дети «не слышат» этих звуков, повторяют вслух или про себя звуки неправильно и закрепляют, сначала звуковые, а потом и графические, ошибки. Отсюда проблемы и неудовлетворительные отметки по русскому языку. Просьбы учителей к родителям о срочной необходимой помощи логопеда часто остаются без внимания, так как родителям «некогда» тратить дополнительное время на посещение врача и тренировочные упражнения дома. И у родителей виновата учительница, которая «не может» научить первоклассника правильно писать.

Новым явлением нашей жизни стали дисграфия и дисфлексия у учеников начальной школы. Этому тоже есть причины: ранее увлечение компьютерными играми, телевизором, гаджетами. Но самое главное – отсутствие раннего общения родных и детей. Причина – всем некогда. А также, на первое место у взрослых встали внешние доказательства социального благополучия, ради которых тратятся время, силы, нервы. На ребёнка уже не остаётся. Ушло из нашего быта домашнее чтение, когда родители при каждом удобном моменте читали хорошие добрые книжки. Ученики 1-го класса не могут сказать и нескольких слов по изображённой иллюстрации (они с детства больше молчали, играя с техникой), не знают, из каких произведений (сказок) иллюстрации в букваре (взрослые им их не читали и не обсуждали), не могут составить 1-2 предложения для продолжения данного сюжета (речь не развита). И в этих проблемах виновата учительница…

Вопрос поведения – ещё один камень преткновения.

Поведение – это умение вести себя в обществе так, чтобы всем вокруг было комфортно, спокойно, приятно. В каждой стране, в каждой культуре свои нормы. Такие же нормы поведения и в мини сообществах – школе, классе. Дети «несут» в это сообщество годами сформированные манеры поведения, принятые в семье. Часто взрослые не отдают себе отчёта в том, что их скрытая за бронированной дверью жизнь становится понятной любому учителю с многолетней практикой буквально через несколько недель. Первоклассники привычно повторяют слова и поступки своих родных и близких. А взрослые считают себя всегда правыми, а других нет. Но если они могут иногда уйти от конфликта, то у ребёнка ещё нет такого опыта.                                                                                Дети, как их родители, начинают «качать права» в классе по отношению к другим детям. Но таких «качающих» в классе несколько, поэтому начинаются конфликты. Учительница разговаривает с ребятами, выясняет, объясняет. Конфликт исчерпан, но не изменён взгляд человека на другого человека и на ситуации, связанные с ним. Через некоторое время при других обстоятельствах снова возникает конфликт. Обращение к родителям или бабушкам с дедушками большого эффекта не дают, так как ребёнок, наблюдая поведение своих родных, очень быстро понимает, что разговор родителей с учительницей или с ними в присутствии учительницы – это одно, а «домашние» характеристики тех же самых обстоятельств – это совсем другое. И тогда у простых и прямолинейных ребят формируется тактика во время «разборки» больше молчать и делать вид, а вот у человека с «двойным дном» - вести себя в классе и школе, как он хочет, но в присутствии мамы – это несчастное, незаслуженно обиженное всеми (и учительницей) существо, которое глядит вокруг себя широко открытыми глазами, полными слёз, жалующееся на всё и вся. А если ещё и последует вопрос: «Мамочка, ты мне не веришь?». Полный нокаут. Ну и кому поверит мама? Виновата учительница, что не может разобраться в людях и обстоятельствах…

Сейчас в школах не просто «модно», а вышестоящие организации требуют внедрения новых образовательных программ. Современная школа «ушла» от единой государственной программы, а распространение получили разные УМК (учебно-методические комплексы) со своими авторами и учебниками. И всё бы ничего бы, если бы Многие из этих программ называют развивающими, углубляющими. Что? Основой обучения и обученности являются мышление, логика и память. Вот их-то и предполагается развивать и углублять и применять в обучении. Но развивать и углублять можно только то, что уже сформировано. А если не сформировано? Школьная программа не даёт время на формирование. Она построена на продолжение развития и углубления . Значит, формировать нужно в детском саду или дома.                                                                               И кто же будет формировать дома? Бабушки и дедушки, которые учились в советские времена и вопрос об этих нюансах даже не стоял? Или мамы и папы, которым всё время некогда, потому что на первом месте другие интересы, да и собственных знаний и опыта не хватает? Детские сады, в которых по 25-30 детей, за которыми только глаз да глаз, да и не у всех воспитателей есть соответствующая квалификация? Тогда как? А очень просто.

Есть школы, в которых идёт отбор детей – уже умеющих читать, с развитыми мышлением, памяти логикой.. В таких школах работать, как песню петь. А в остальных школах учителя работают с теми, кто пришёл. А государственные диагностические работы для всех школ и для всех детей одни и те же. Поэтому и уроки при наличии одного УМК в разных школах строятся по-разному. Но и это ещё не всё. Бабушки и дедушки сегодняшних первоклассников знают, что в советские времена государственные программы для школ тоже были не одинаковыми: для детей с ослабленным здоровьем – одна программа, для общеобразовательных школ – другая программа, для специальных физико-математических школ – третья программа. У школ, которые были созданы под патронатом конкретного большого учёного – свои индивидуальные программы, утверждённые Министерством образования. Так или иначе, дети попадали в школы и учились по программам, соответствующим их способностям и возможностям. А современные УМК (с каким бы набором учебников они не были) по уровню сложности равны программам физико-математических школ советского периода. Многие ли дети могут «взять» легко и просто такой материал?

Перенагрузки, сначала практические, а потом и эмоциональные, приводят к тому, что складываются ситуации, которые каждый учитель, каждая школа решает по-своему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Материал для родительского собрания "Первоклассники"

Шести-семи летние дети  – самые маленькие школьники. Первого сентября в их жизни совершается важное событие: они поступают в школу, как говорил Гегель «переходят в гражданское состояние». Готовы ...

Учебная мотивация первоклассников (материал для родительского собрания)

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации? (Педагог-психолог)...

«В семье ребёнок – первоклассник.Что меняется?» (родительское собрание)

Тема родительского собрания – «В семье ребёнок – первоклассник. Что меняется?» - выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительност...

«В семье ребёнок – первоклассник.Что меняется?» (родительское собрание)

Тема родительского собрания – «В семье ребёнок – первоклассник. Что меняется?» - выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительност...

Материал к родительскому собранию" Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания"

Материал полезен для родителей, которые хотели бы помочь своему ребёнку успешно усваивать учебный материал...

Материал к родительскому собранию на тему "Здоровый ребёнок"

Целью родительского собрание является познакомить родителей учеников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья младших школьников в домашних условиях и условиях школы-инт...