Как развить внимание ребёнка?
консультация (1 класс)

Маркова Эльвира Григорьевна

Лекторий для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley_razvitie_vnimaniya.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей.

Развитие внимания

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

2. Выявление проблем развития внимания.

3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: лекция.

Без развитого внимания не может быть хороших знаний. На практике сталкиваемся с тем, что  даже при списывании текста  дети допускают ошибки: «не видят» большую букву в начале предложения, «забывают» ставить точку в конце предложения. Причина этому – несформированность внимания.

Внимание – этот способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, например, на громкий звук, яркий свет;  произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия, сосредоточение на объекте в силу интереса, значимости для человека.

 Нас интересует произвольное внимание.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

          Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. 

При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
  5. На вопросы часто отвечает  не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  1. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  2. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
  3. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки черезмерной двигательной активности (1,2,9,10)
  • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
  • Импульсивности (4,5,11,14)

Наличие 8 и более симптомов – признаки синдрома дефицита внимания

 Совет: в  воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

1.Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

2.Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Наша главная задача помочь детям. Внимание можно и нужно развивать.  

Упражнения для развития внимания.

1. «Успевай-ка». Взрослый называет цифры, а ребенок, услышав условленную  цифру например, 8,  говорит «Стоп». Можно усложнить правила: «Стоп» говорить, если перед числом 8 назвали 7.

2. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

3. Корректурная проба (тест Бурдона). Таблица букв, написанных в различном порядке. Надо быстро вычеркивать только определенные буквы.

4. Найти «спрятавшиеся» слова.

Упражнения:

А) на развитие концентрации внимания

Находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”

Б) на увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов – справа, слева, зрительные диктанты,  запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

В) для тренировки распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

Г) на развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Рекомендация родителям: Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

В основе внимания лежит интерес.  Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.

Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

Постоянно тренируйте его внимание. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

Развивая внимание ребёнка, не фиксируйте его неудачи, а отмечайте достигнутые им успехи.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить внимание

Памятка для родителей...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"

Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку развить внимание"

Что такое внимание, его виды и приёмы развития....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку развить внимание"

Раскрывается что такое внимание, виды и приемы для развития внимания...

Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....

Заботливым родителям: как развить внимание у ребенка

В материале представлены игры и упражнения, которые могут использовать взрослые для развития внимания у детей...