Трудовое воспитание ребенка в семье.
консультация (1 класс)

Громова Елена Евгеньевна

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Основная задача семьи в вопросе трудового воспитания - организовать деятельность ребенка так, чтобы она оказала максимальное положительное воздействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание ребенка в семье

На сегодняшний день особенно остро стоит проблема формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей.

Полноценному воспитанию ребенка способствует  труд.  С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, сколько в его сочетании с другими видами деятельности,  в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, проявление забот о себе, об окружающих.

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий).

Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Ребенку свойственно подражать взрослым. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка  так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

  • приобщение к труду через самообслуживание;
  • постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых  поручений;
  • обучение выполнению трудовых действий;
  • формирование у ребенка уверенности в важности его работы;
  • учет склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • поощрения;
  • чередование труда и отдыха в режиме дня школьника.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.

Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.

Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться  терпения и дадите сыну или дочери довести начатое дело до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и то же,  никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.  Главное –  привлекая детей  к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а  вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии.

Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие  детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает сам процесс, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему  родители должны стремиться не просто прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Родителям не следует  видеть в труде  лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять"). Хотя в некоторых случаях такая мотивация тоже нужна. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа:  потрудился – награда; отказался – наказание. В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. Взрослые иногда рассуждают следующим образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в  труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Они подсознательно передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако  ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется "убирать грязь", вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее "белоручкой" она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель заправлена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это  она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится  о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за  детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь маме готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но в некоторых семьях с самых ранних лет начинают проводить разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчику говорят: "Что ты все в кухне толкаешься, разве это мужское дело?". В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мама, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а папа читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь в порядок в своей комнате".  Родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать свои желания,  развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к  труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать  всю систему организации работы.  Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда.  Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение.

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, о работе своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...

Консультация для родителей "Нравственно - трудовое воспитание детей в семье"

Консультация для родителей "Нравственно - трудовое воспитание детей в семье"...

статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...

«Роль родителей в трудовом воспитании ребенка»

Задачи трудового воспитания подростка в семье. Польза труда в психическом, духовном развитии человека. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам бытового труда....

Консультации для родителей на тему «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способ...

Трудовое воспитание детей в семье

О том как прививать элементарные трудовые навыки детям...