Формирование навыков грамотного письма Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 2 города Турана Максимук Ирина Алексеевна
консультация (3 класс)

Максимук Ирина Алексеевна

      Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета - одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа - это не просто система знаков, средство общения т и информации: он - хранитель  многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_gramotnogo_pisma_doklad.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: « Формирование навыков грамотного письма»

Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 2 города Турана

Максимук Ирина Алексеевна

      Течение жизни всё ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета - одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа - это не просто система знаков, средство общения т и информации: он - хранитель  многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.

Слайд 2

 Это сказки, пословицы. Это творчество Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, А. А. Ахматовой, Л. Н. Толстого. И не плохо бы уяснить нам, учителям, что же происходит сейчас, почему такая “безграмотность”, в чем опасность? Как её ликвидировать?

Язык рекламы, фильмов и клипов совсем не ориентирован на литературную норму. Начальная школа - это старт всей школьной жизни ребёнка. Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился” тем более для такого трудоёмкого, беспокойного дела, которое закладывается, цементируется в маленьком человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твёрдо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. 

      Я считаю, что основная причина появления ошибок в правописании идёт от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи(выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Слайд 3

 Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.

Правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Слайд 4

  Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.

Слайд 5

Слайд 6

  1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.

Слайд 7

 Можно использовать следующие приёмы:

     Слайд 8

а) письмо с пропусками “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трёх предложений с предварительным построением опорных схем.

Слайд 9

Учитель читает предложение и записывает на доске схему

  • Весной лес оживает. е___оие.
  • Весело щебечут птицы. ео еу ы
  • Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ееед.

Слайд 10

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в) есть приём, заставляющий думать над написанием: при изучении темы

“непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;

г) можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор её написания.

2. Слуховой фактор. 

Слайд 11

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры:

а) “найди опасное место”

Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услыщат звук, которому нельзя доверять.

б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.

3Проговаривание.

Слайд12

Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот приём используют многие учителя. И он даёт неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.

Слайд 13

Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” - писал известный учёный-методист А. В. Текучев.

Этапы словарной работы можно представить так:

1) семантизация слова

2) актуализация слова

3) использование слова в речи.

Слайд 14

Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. В. А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать “смысл слова”, правильно понимать его значение приёмов, а для этого нужны знания приёмов толкования. М. Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развёрнутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразование.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово стало “своим”, нужна большая работа.

Слайд 15 ,16

С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. толкование слова с помощью одного или нескольких приёмов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)

Слайд 17

У ребёнка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:

1. Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Например:

Верный - преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

Слайд18,19,20,21

2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

Чуткий – нечуткий

Внимательный – невнимательный.

4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать - обижать)

2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)

3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).

4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

2,6,18,7,9,1 (береза)

12,13,7,15 (клен)

16,19,10,15,1 (осина)

33,19,6,15,30 (ясень)

Б) расшифруйте слова:

18,16,9,1 (роза)

1,19,20,18,1 (астра)

20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)

4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятёрка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Даётся текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как . . . .

На солнце засверкали ягоды земляники, словно… .

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Слайд 22

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Предлагаемые кроссворды, можно использовать для фронтальной, парной, индивидуальной работы

А) “Кораблик”

По горизонтали:

1. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)

2. Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)

3. Вот …. тучи нагоняя… (север)

4. Название места, где кто- либо живёт, надпись на конверте (адрес)

5. Большие дети, берите… (билетик)

По вертикали:

1. Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овёс)

3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)

6. Честь…. . береги свято. (солдата).

7. Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)

Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов.

О развитии человека судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, т. е. говорит и пишет. Основа связной речи – предложение. Не может быть упражнений по языку без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе. Начиная учиться, ребёнок уже использует в своей речи все основные типы предложений. Учитываем ли мы особенности детской речи при организации и проведении уроков русского языка?

Традиционно в учебниках для начальных классов по русскому языку синтаксическая система предоставлена недостаточно. Для анализа, причём только для формального анализа – членение на главные и второстепенные члены предложения, - берутся только простые предложения.

Но в речи ребёнка имеют место и сложение предложения. Так, может быть, не обходить их стороной, а широко привлекать в качестве дидактического материала, например, для таких упражнений как редактирование. Так мы расширяем представление детей о синтаксической системе русского языка.

Ошибки на нарушение порядка слов в простом предложении относятся к числу наиболее распространённых в речи учащимися начальных классов. Причины подобных ошибок многообразны. Главные из них состоят в психологических особенностях “протекания” речевой деятельности у младших школьников.

Слайд 25

Практика показывает, что элементарные сведения о порядке слов можно сообщить учащимся по ходу знакомства с простым предложением. Эту работу лучше всего начинать уже в первом классе. В этот период дети обобщают и систематизируют все сведения о предложении. Новые учебники по русскому языку для начальной школы ориентируют учителя на достаточно подробное знакомство детей с признаками предложения:

  • наша речь состоит из предложения;
  • предложение состоит из слов;
  • слова в предложении связаны между собой;
  • предложение выражает законченную мысль;
  • каждое предложение произносится с особой интонацией.

Практика показывает, что эти сведения необходимо дополнить маленьким наблюдением из области культуры речи: слова в предложении расположены в определённом порядке.

Орфографическая деятельность будет успешной, если она направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического опыта. Под пробуждением мы понимаем возбуждение у учеников интереса к письменной речи, создание условий для осознания своего правописного опыта, возбуждение потребности вести наблюдение за своим орфографическим пробуждением.

Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.

Слайд 26, 27,28,29.

Мотивационно-ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учётом потребностей в грамотном письме школьников.

Содержательно-операционный компонент создаёт базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.

Обобщённые типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи, представлены в таблице.

Условиями успешного решения орфографических задач являются:

- высокий уровень фонетико-графических знаний и умений, умений формо- и словообразования;

- усвоение способов обнаружения и проверки орфограмм;

- обогащение словарного запаса за счёт словообразовательных упражнений.

Фонетико-графические умения вырабатываются на ежеурочных минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного.

Умения в области лексики и состава слова (умение определять семантику слова и корня, устанавливать смысловые связи между родственными словами, определять общность их корневых значений) формируется на основе специальных лексико-словообразовательных упражнений.

Таким образом, процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.

Хорошая поддержка учебного процесса - компьютер. По окончании изучения любой темы можно проверить сформированность навыков работы у детей тестированием. Компьютерное тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут.

Слайд 31

Задание

Подбери все проверочные слова к слову

М…лчаливый-………

молча, молчать, примолк, молчун

Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)

П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра

И тесты могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на любом году обучения, не умаляя достоинств традиционных форм контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания

Описанине опыта работы по теме: "Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания "...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Система упражнений для формирования навыка грамотного письма под диктовку. 3 класс. Программа "Школа России"

Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России". Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р...