Разработка родительского собрания на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе"
материал (1 класс)

Анна Валериевна Пияковская

Момент поступления ребенка в школу очень волнителен для родителей. Теперь у детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом любящие родители находились рядом со своими детьми, помогали во всём и поддерживали. А для этого предстоит научиться вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_1-go_klassa_v_shkole.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Адаптация детей 1-го класса в школе»

ПЛАН

1. Новые обязанности — первые трудности.

2. Режим дня.

3. Внеурочная деятельность ученика.

Новые обязанности — первые трудности.

Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»

Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

          Я работаю в начальной школе больше 10 лет, и меня всегда волновал вопрос, насколько детям в школе комфортно? Особенно, если, учитывать, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра  и она остается невероятно значимой.

У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.

Сегодня я хотела бы предложить пообщаться с Вами  - родителями учеников 1-го класса. Главным итогом должно стать определение проблем адаптации ребенка в новых условиях обучения.

Завершилась первая учебная неделя для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и  возможно претензии со стороны других детей и родителей.

Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Я предлагаю вам в этом разобраться. Но сначала о самом понятии «школьная адаптация».

Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какую-то среду. Противоположностью этого понятия является дезадоптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.

Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН выделяют три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится довольно долго (от 1 до 3 недель). Возникает « школьный стресс», под которым понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех сил.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5- 6 недель. Этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложным являются первая и четвертая недели.

           Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклашки учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть следующими правилами, если они будут обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и других детей их безупречное выполнение.

Спокойный тихий разговор – как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто это нарушается! Почему-то нам взрослым хочется получить всё сразу, а если ребёнок сразу не делает – то нужно крикнуть. Крик начинается в семье – и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе.

         Позади первая учебная неделя, каждый из вас, беседуя со своим ребенком, уже знает, с какими первыми трудностями столкнулся малыш, что ему в школе нравится и возможно не нравится, с каким настроением он идет в школу и приходит домой. Я очень хочу чтобы Вы поделились своими переживаниями  первыми радостями и огорчениями (рассказы родителей).

Правила,

которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.

Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Режим дня

Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?»

Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом.

  Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать.

И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.

Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.

Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.

Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

Внеурочная деятельность ученика.

        Уважаемые родители, Вы знаете, что кроме учебной деятельности программой предусмотрена и внеурочная деятельность младшего школьника, поэтому я попрошу Вас выбрать не менее 2 из названных курсов (можно и больше) и заполнить анкету.

Анкета для родителей «Внеурочная деятельность ученика»

Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкету. Если вы хотите, чтобы какие-либо из названных курсов посещал ваш ребенок - поставьте знак "+" в соответствующей графе.

Ф. И. ребенка:________________________________________ Класс: _______

Название курса

Кол-во занятий в неделю

Ваш выбор

«Ритмика»

1

Секция «Общефизическая подготовка»

1

«Чудесная мастерская»

1

Юный исследователь

1

Чтение

1

Математика

1

Русский язык

1

Каждый день доброе дело

2

Благодарим за участие в анкетировании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Адаптация первоклассников к школе"

В данном материале представлены основные особенности адаптации учеников 1 класса. А так же предложены рекомендации и памятки для родителей по преодолению сложностей адаптации первоклассни...

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"

Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...

Родительское собрание по теме "Адаптация первоклассника к школе".

Первое  родительское  собрание по  теме "Адаптация первоклассника к  школе"....

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс

Родительское собрание  на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс...

Родительское собрание по теме: «Адаптация первоклассника к школе», 1 класс

Данный материал поможет педагогам 1 класса подготовить и провести первое родительское собрание в 1 классе....

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"

Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...