Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»
методическая разработка на тему

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?Почему существуют проблемы адаптации?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_1-e.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

педагога-психолога Ю. Н. Леонович на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

1.  «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.

2.  Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.

3.  Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 месяцев до 1,5 лет в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Почему существуют проблемы адаптации?
Причин, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности.

Одной из самых распространенных причин является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс меньше.

Второй причиной является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии.

Третья причина – это леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.

Четвертая причина – тот или иной неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД (минимальных мозговых дисфункций). В таком случае учеба должна проходить под контролем врача.

Пятая причина – это педагогическая запущенность ребенка.

Шестая причина – это конфликты родителей и педагогов.

Седьмая причина - неправильно выбранная программа для обучения.

Восьмая причина – это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные, дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив, слишком вспыльчив и агрессивен.

Различают следующие уровни адаптации:

Высокий уровень адаптации.  Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т. д.

Средний уровень адаптации.  Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Когда родителям уместно тревожится по поводу адаптации ребенка к школе?

Абсолютно нормально, если:

1. У ребенка снижается непосредственный интерес к учебе, школьным делам. Ребенок время от времени ноет, что учиться надоело (особенно в конце недели, месяца, четверти). Но, при этом ребенок активно интересуется всем остальным.

2. Ребенок радуется, если не нужно делать домашнее задание.

3. Иногда ребенку хочется пропустить уроки и остаться дома.

4. Время от времени выражает недовольство или опасение по поводу учителя.

Опасно, если:

1. У ребенка наблюдается полное отсутствие интереса к учебе.

2. ребенок делает уроки только из-под палки.

3. Нежелание учиться выражает постоянно в форме либо открытого протеста, либо симптомами болезней – кашель, насморк, рвота, понос. Притом болезнь проходит сразу же, как разрешили остаться дома. Реже дети симулирует болезнь.

4. Ребенок очень не любит или боится учителя.

5. Не проявляет интерес ни к чему, даже к играм. Если они требуют даже небольшого напряжения.

6. Ребенок вялый и безинициативный относительно школы и уроков.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

1. Одинаково не правы и те родители, кто предоставляет первокласснику полную самостоятельность и те, кто устанавливает за ним тотальный контроль.

Если родители говорят: «Уроки задали тебе, ты и делай», то ребенок ощущает полное равнодушие к его потребностям.

Если родители достают из портфеля дневник и листают учебник со словами% «Что НАМ сегодня задали?», то ребенок очень скоро пидет к выводу, что учеба нужна взрослым и они сами все сделают и можно не беспокоится.

Лучший вариант – сесть рядом с ребенком и наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спросите. Доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что - не очень.

2. Встречая ребенка из школы старайтесь усилить положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Спрашиваете: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

3. Не перегружайте внешкольными занятиями, кружками – ему сейчас и так нелегко. Подождите некоторое время, пока убедитесь в том, что он привык к школе.

2. Не меняйте свое отношение к ребенку в один момент. Не пугайте его фразами типа: «Теперь ты взрослый, поэтому должен…». Так вы загоните ребенка в угол и усложните ситуацию. В условиях адаптации к новому коллективу, его и дома воспринимают теперь иначе, поэтому теперь нужно адаптироваться и к новому поведению дома. Для ребенка это двойной стресс.

3. Не критикуйте. Не бросайте жестких фраз о том, что у него ничего не получается, что он криво пишет или медленно читает. Это только начало, сейчас самое время поддержать ребенка и дать ему силы на новые свершения.

4. Хвалите. Боясь осуждения, дети часто не делают то, что могут. Поверьте в своего ребенка, похвалите за мелочь, и скоро он сделает во много раз больше и лучше.

5. Не сравнивайте его с другими детьми. Это может, как серьезно занизить самооценку ребенка, так и дать повод для необоснованной гордости. Сравнивайте его достижения с его же предыдущими результатами.

Помочь ребенку привыкнуть к школе – это первоочередная задача родителей. Больше говорите со своим ребенком, сделайте так, чтобы он мог доверять вам. Чаще целуйте и обнимайте.

Результаты исследования адаптации первоклассников к школе:

Адаптация к учителю:

Педагог для ребенка не только источник знаний, но и источник требований, напряжения.

Самооценка.

Дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям. Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвёртому. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи.Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку . Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Место в коллективе 

Вне коллектива - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

Уровень учебной мотивации

1. высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. Средний уровень мотивации

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Адаптация первоклассников, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"

Данное родительское собрание проводится в сентябре с родителями  первоклассников, которые обучаются по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.Это первое родительское собрание,...

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"

Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...

Родительское собрание не тему Адаптация учащихся 5 класса

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная увере...

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые с...

Разработка родительского собрания на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе"

Момент поступления ребенка в школу очень волнителен для родителей. Теперь у детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом любящие родители находились ря...

Выступление на родительском собрании по теме "Адаптация обучающихся в 1 классе"

Конспект выступления на родительском собрании по вопросам адаптации обучающихся 1 классов...

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"

Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...