Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
план-конспект по теме

Зильберс Марина Майгоновна

Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.

Задачи собрания:

  •  учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.

Задачи собрания:

  •  учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: групповая.

Ход собрания

Здравствуйте уважаемые родители!

Начало кризиса младшего подростка.

Общая характеристика возраста (младший подросток)

Подростковый возраст- этап, находящийся  между детством и юностью, охватывает период 11 лет до 13-14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

Симптомы, которые являются нормой для развития:

-Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко

-Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний

-Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»

До окончания  начальной  школы остаётся совсем немного времени. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека. К этому событию большинство семей готовятся серьезно и ответственно.

           Но в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.

           В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

           Переход из начальной школы в среднюю неслучайно называют кризисным этапом в школьной жизни. Значительно возрастает нагрузка на психику ребёнка, поскольку в 5м классе происходит резкое изменение условий и требований обучения. Вместо одного основного учителя у детей теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Появляется система кабинетов, в которых поначалу многие дети путаются.         Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога.  Все это является серьезным испытанием для психики школьника.

           В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

        Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

           Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

           Очень  важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от того, насколько ребенок готов к школьному обучению в средней школе, зависит  качество всего дальнейшего учения.

           В адаптационный период вы можете заметить изменения в своем ребенке. Дети могут стать более тревожными, уязвимыми, могут появиться или усилиться различные страхи, застенчивость, робость. Или, наоборот, вдруг появляется "развязность", чрезмерная шумливость, суетливость. Часто снижается работоспособность, ухудшается память, иногда нарушается сон, аппетит. Может снизиться интерес к учебе, нередко падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками. Воспринимайте эти изменения спокойно, без паники. Подобные изменения в той или иной степени характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные явления бывают кратковременно и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

           У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. (слайд Признаки успешной адаптации)

         Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.(слайд Признаки дезадаптации).

Немного о тревожности: В 5 классе у некоторых учащихся может повыситься общая тревожность. Часто её испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

У таких школьников могут отмечаться выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер.  Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Результаты диагностики учащихся 4-…. класса

4-…. КЛАСС   Как видно из результатов выполнения тестов у большинства учащихся  затруднения вызвали выполнения заданий субтестов на Понятийную категоризацию (обобщение) и Абстрактное мышление. Задания субтеста на Понятийную категоризацию требует умения оперировать классами, отдельными объектами, т.е.способен ли ученик относить объект к той или иной категории, определять его родо-видовую принадлежность. При переходе в основную школу слабый уровень развития категоризации может вызвать сложности в освоении грамотного письма, изучении биологии, химии.

Рекомендации: этих детей следует специально учить обобщать, классифицировать, анализировать, выделять главное из второстепенного, понимать суть того, что содержится в тексте. Сначала использовать наглядные картинки (выдели лишнее, объясни почему), затем переходить к анализу текста.

Задания субтеста на Абстрактное мышление замерялась начальная стадия в формировании абстрактного мышления – умения выделять интервальные зависимости закономерности убывающих, возрастающих последовательностей и оперировать в уме выделенными отношениями (а не цифрами!), отвлекаясь от конкретных значений. Дети со слабым уровнем развития абстрактного мышления могут испытывать трудности при овладении математикой и в средних классах алгеброй, проведения вычислительных операций с числами. И первая тема в 5 классе, на которой начинают испытывать трудности -  это умножение и деление чисел на дробь (обычно примеры они еще решать могут, но задачи не идут совсем).

Рекомендации: развивать все логические операции, словарный запас, добиваться осознания учения, понимания слов и текстов, учить делать умозаключения. Заниматься математикой, решать задачи-шутки, ребусы и головоломки.

В целом, все учащиеся  4 …..класса готовы к обучению в среднем звене.

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития

-Умеют работать самостоятельно

-Умеют планировать свои действия

-Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы

Золотые правила воспитания для родителей

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.

Рекомендации родителям

  • Первое условие школьного успеха будущего пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он может столкнуться.
  • Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

В заключение нашего собрания

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: “Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит”. Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: “Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал: “Все в твоих руках”.

То же можно сказать и вам: “Все в ваших руках” Желаем удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность учащихся 4 …класса к переходу в среднее звено. 4-…. класс

Слайд 2

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем .

Слайд 3

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 4

Интеллектуальные способности учащихся 4…класса, влияющие на обучение Показатель Уровень (%) Высокий Хороший Средний Слабый Осведомлённость 4 70 17 2 Понятийное мышление: интуитивное 4 66 30 - логическое 4 48 39 9 категоризация (обобщение) - 40 30 30 Абстрактное мышление - 26 52 22

Слайд 5

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено: - Имеют достаточный уровень интеллектуального развития -Умеют работать самостоятельно -Умеют планировать свои действия -Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы

Слайд 6

Золотые правила воспитания для родителей Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример .

Слайд 7

Рекомендации родителям Первое условие школьного успеха будущего пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он может столкнуться. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Помогайте ребенку выполнять домашние задания Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.

Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения   уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной   (коррекционной) общеобразовате...

родительское собрание «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

материал предназначен для родителей четвероклассников. Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы....

Родительское собрание не тему Адаптация учащихся 5 класса

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная увере...

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 класса к ВПР»

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся к ВПР» позволит познакомить родителей с правилами проведения проверочной работы, основными направлениями по подготовке учащихся....

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...

Родительское собрание на тему: "Ваш ребёнок - будущий пятиклассник. Трудности адаптации к среднему звену школы"

Психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к средней щколе...