Работа с родителя детей ОВЗ в школе
методическая разработка

Абдуллаева Арфиня Макаровна

Работа с родителя детей ОВЗ в школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelya_detey_ovz_v_shkole.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителя детей ОВЗ в школе

Пояснительная записка

        

        По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

                Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

        Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

        Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:

  • 1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
  • 2.Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
  • 3.Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
  • 4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
  • 5.Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д), в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.
  • 6.Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.

        Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Цель работы с родителями таких детей: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

- повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей,    

- интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

- пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

- сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей;

- профилактика вредных привычек у родителей и детей.

        В основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы.

- беседа;

- индивидуальное консультирование (соц. сети);

- групповое консультирование;

- родительские собрания;

- организация совместного досуга;

- посещение учебных занятий родителями;

- индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- анкетирование

- презентации семей, опыта родительского воспитания

- диспуты, вечера вопросов и ответов

- день открытых дверей

- праздники

- конкурсы, соревнования

- экскурсии

- выпуск газет

- выставка работ детского и родительского творчества

- помощь в ремонте и оформлении школы - интерната

- благоустройство и озеленение группы, школьной территории.

        Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальным педагогом, представителями администрации образовательного учреждения, медицинскими работниками.

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

           Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.

                   Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.

                   Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Школа, дом, семья»,  которая позволяет скоординировать усилия воспитателей, классных руководителей, учителей, социального педагога, школьной медсестры  в работе с родителями.

         

1. Изучение семей воспитанников

Действия

Предполагаемый результат

Изучение семей воспитанников Составление социальных паспортов.
Исследовательские работы «История моей семьи, моего рода».
Посещение семей.
Диагностика «Рисунок семьи».

Формирование единых педагогических требований.
Создание банка данных.

Раннее выявление кризисных семей.
Своевременное выявление детей, требующих внимания.

          2. Работа с родителями

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната:
1.День открытых дверей для родителей.
2.Неделя семьи.
3.Вечера вопросов и ответов.
4.Спортивные соревнования с участием родителей воспитанников

5.Выставка поделок семейного творчества 6.Выставка семейных газет «Семь Я»
8.Проведение традиционных дел интерната:

  • День Знаний
  • День учителя
  • «Осенний Бал»
  • Акция « Мы выбираем жизнь!»
  • День матери
  • Новый год  
  • Рождество Христово «Народные традиции храня»
  • «Памяти павших будьте достойны…»
  • Акция «Посади дерево»
  • « Твори! Выдумывай! Пробуй!»
  • «Мы встречаем лето»  

9. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:

Родительский всеобуч

Открытые занятия для родителей

Индивидуальная работа с родителями

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

3. Работа с семьями

Действия

Предполагаемый результат

Работа воспитателя с семьями «Группы риска»:
а) регулярное посещение проблемных семей;
б) индивидуальные беседы с родителями;
в) совместная работа воспитателя, классного руководителя, родителей и учителей-предметников;
д) составление индивидуальных программ воспитания;
е) ведение ежедневного учета пропусков.

Работа с семьями опекаемых детей:
а) регулярное посещение семей опекаемых детей;
б) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;
в) индивидуальное собеседование с опекунами;
г) оказание помощи в организации летнего отдыха;
д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП

Составление банка данных, своевременная помощь семьям в различных ситуациях

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей

4. Сотрудничество воспитателей и родителей
в организации воспитательной работы в группах

Действия

Предполагаемый результат

1.Создание инициативной группы родителей.
2.Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для воспитанников.
3.Подготовка к Выпускному.
4.Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей.

Создание условий для развития родительских общественных групп

5. Работа с семьёй в системе дополнительного образования

Действия

Предполагаемый результат

Оказание помощи в устройстве воспитанников в кружки и спортивные секции.

Развитие творческих способностей воспитанников

6. Награждение родителей

Действия

Предполагаемый результат

Стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности.

Поддержка творческих устремлений родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Работа с родителями детей коррекционной школы

СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СЧИТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ В ШКОЛЕ...

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; - роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен...

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ...

«Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях школы».

Актуальные проблемы и особенности организации инклюзивного обучения школьников со сниженными учебными возможностями....