Подготовка к сочинению по картине
материал (4 класс)

Кобзева Ольга Александровна

Подготовка к сочинению по картине И.Левитана "Вечерний звон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_i.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

                    Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Вечерний звон»

          (картину лучше скачать из интернета, в учебнике ее совсем плохо видно)

  1. Можно дать небольшую справку о жизни и творчестве художника. Посмотреть на его портрет. Можно посмотреть видео ряд из картин Левитана (Это можно найти в интернете)
  2. Рассматривание картины

      Предлагаем детям внимательно рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием. Это очень важная часть. Именно в те минуты, когда дети всматриваются в картину, стараются понять её, произведение живописи выполняет свою главную функцию: воздействует на чувства, дает толчок воображению, развивает вкус.

  1. Анализ картины

Спросите у детей, какое впечатление произвела на них эта картина, какие чувства вызвала, чем понравилась. Далее отвечаем на вопросы:

           - В каком жанре написана эта картина? (В жанре пейзажа)

           - Вспомните, что такое пейзаж?

           - Какое время изображено на картине?

           - Что еще изобразил художник? 

 -Опишите монастырь. Какое место в картине он занимает?

           - Картина названа «Вечерний звон». А разве можно изобразить на полотне звук?                   (Давайте войдем в картину)

             -Какие звуки мы слышим?

             -  С помощью чего художник выражает отношение к увиденному? С помощью красок. Краски – это не только цвет, это основа выражения настроения, состояния, чувства. Только в цвете ощущается, как ложатся тени на землю, как прозрачна и спокойна река.

             - В чем особенность композиции? (В картине все символично: и тропинка, ведущая к реке, и монастырь в центре полотна. Большую часть занимает небо, отражающееся в реке.).

           - Какие чувства у вас выражает картина?

           - Почему картина названа “Вечерний звон”? (Вечерний звон сочетает в себе и звон колоколов, и звуки природы, и волшебную музыку души художника)

           - Какие ощущения вы испытываете, когда слышите колокольный звон? (Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, величия, благодати)

          - Какое настроение вызывает эта картина?

          4. Составление плана сочинения

      Сочинение должно содержать три части:

  1. вступление
  2. основная часть
  3. заключение

Далее следует напомнить, что пишем мы сочинение – описание. Написание такого вида сочинения должно быть подчинено схеме: Что? Какой?

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме.

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке литературного чтения мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины - ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

                    Во втором пункте нашего плана обращаем внимание на передний план картины. Всё           Перечисленное мы будем записывать в таблицу. Работа над основной частью.

                                                    Передний план

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Берег

Песчаный, узкий,

Покрыт травкой

Пристань

Небольшая, деревянная, старенькая

Приютилась

И т.д.

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

                                                        В центре картины

существительные

прилагательные

глаголы

Река

Спокойная, извилистая, завораживающая

Течет, уходит вдаль, величаво раскинулась,

И т.д

                                                                     На заднем плане картины

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Лес

зеленый

Возвышается

Деревья

Стройные, зеленые, пышные,

Заботливо укрывают храм, возвышаются над водой, отражаются в воде

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

     

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6.Какими звуками наполнена картина?

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

                                                                               Заключение

7. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Сначала собираем материал (словосочетания, предложения), потом пишем сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»

        Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...

Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."

Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...

Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

Тема: подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»Цель: Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;Выражать своё отношение к изображенному на картине;Точно ...

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Конспект  "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан  для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник  «Русский язык»...

Подготовка к сочинению по картине "Наводнение" - 5 класс

Подготовка к сочинению по картине в виде презентации с иллюстрациями...