Главные вкладки

    Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_sochinenie.docx157.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель: Глущенко Александра Владимировна

    Класс: 4

    Предмет: риторика

    Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Весна. Большая вода» - методика И.Н. Мурашковски «Картинка без запинки», состав картины, связи и взаимодействия между объектами»

    Планируемые результаты:

    Этап урока

    Используемый инструмент, тренинг

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемый результат

    Организационный момент.

    Целеполагание.

    Сообщение темы урока.

    Игра «Да-нет»(ситуативная)

    Выдвижение гипотез и их обоснование.

    Учитель. Русская природа...

    -Что вы представляете, когда слышите «русская природа»?

    Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. На многих уроках мы с вами говорили о красоте русской природы, читали , рисовали…

    Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.

    Сегодня мы с вами познакомимся с художественным произведением, изображающим природу. Подготовимся к сочинению.

    -Как вы думаете, зачем нужно писать сочинения? Легко ли  это делать? Нужно ли вообще готовиться к написанию?

    - Что по вашему мнению нужно сделать, чтобы хорошо написать сочинение?

    А о чем это произведение вы узнаете, если сыграете со мной в игру «Да-нет»

    Она их выслала в этом направлении, чтобы они рассказали всем о ее приходе.

    Они гласят во все концы:

    "Весна идет, весна идет,

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!

    Высказывания учеников.

    Ответы детей.

    Дети задают вопросы учителю.

    Определение ближайших целей для себя каждым учащимся

    Правильное построение вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

    Дети должны отгадать слова за наименьшее количество вопросов.

    -Ребята, скажите, чем моя загадка в прозе отличается от стихотворной фразы Тютчева?

    -Почему именно воды являются первыми гонцами весны?

    -Какие чувства у вас вызывает весна? Почему?

    Весна – красивое время года. Многие поэты и писатели описывают ее в своих произведениях.

    - Кто еще может ее изобразить в своих произведениях?

    -  Сегодня мы будем внимательно рассматривать картину замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».  Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы.

    -Какой месяц весны на ней изображен? (Апрель).

    - Как вы догадались, что это апрель? Послушайте фрагмент из произведения Петра Чайковского «Апрель».

    - Посмотрите на репродукцию картины. Подходит ли музыка, которую мы прослушали, к данной репродукции?

    Воды здесь олицетворенные, они радостные, быстрые. Весна,  как будто королева, которая отправила своих слуг оповестить о ее пришествии и т.д.

    -В апреле на водоемах лед тает, кругом разливается вода.

    Дети делятся своими мыслями.

    Умение сравнивать прозу от стихотворения.

    -Композиторы, художники.

    Определение состава картины.

    Игра «Подзорная труба»

    Аналитическая деятельность

    -Посмотрите внимательно на картину.  Что вы видите на картине? Какие предметы художник изобразил на ней?

    - Давайте мысленно разобьём эту картину на части.

    - Назовите объекты, которые изобразил художник.

    Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и схематично фиксируем его на доске, обводя в круг.

    Березы, осинки, лодка, вода, ветки, дома, небо, облака, тени, берег, отражения, деревья, роща, воздух, лес, день,  и т.д.

    Установление взаимосвязей между объектами.

    Поисковая деятельность или синтез

    -Картина – это система. В системе все части должны быть…? (Можно сравнить с текстом, в котором все предложения взаимосвязаны по смыслу).

    Теперь посмотрим, ведь мы разобрали картину на части, а обратно не собрали.

    Соедините между собой два объекта и объясните их взаимосвязь. Глаголы повторять нельзя.

    -Взаимосвязаны.

    Правильно строить речевые высказывания, высказывания полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы.

    Характеристика объектов и действий.

    Разные точки зрения.

    Игра «Ожившие предметы»

    Цель:  развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

    -Представьте себя в данном месте.  Войдите в картинку, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Что почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает .Потрогайте березу, вдохните воздух. Какой запах вы чувствуете? Представьте, что вы сидите в лодке. Какие ощущения у вас? Опустите руку в воду?  

    Учитель дает несколько объектов  и попросит высказаться от их имени. Опору дает на доске: «я вижу, слышу… чувствую… удивляюсь… опасаюсь… радуюсь…».

    – На месте какого объекта им  хотелось бы оказаться.  Или – если тебе предложил бы волшебник превратиться в какой-то объект на картине – что бы ты выбрал? Почему?

    Высказывания детей. Например: От имени березки «Я чувствую, что моим жилкам поднимается вода… Я боюсь утонуть – так много воды…»

    Умение использовать все органы чувств при исследование объекта, умение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме.

    Подготовка детей к самостоятельному анализированию и сравнению объектов на картине.

    -Что занимает большую часть картины?  Почему вода занимает большую часть картины

    - Что вы можете сказать о реке? Какая вода в реке?

    - С чем ее можно сравнить?

    - Какую часть картины занимает вода? Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

    - Какое оно?

    - С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

    -Что вы можете услышать

    - Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек?

    -Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома

    -Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся.

    С зеркалом.В ней отражаются деревья, кусты

    - Нижнюю.

    -Небо.

    - Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное.

    - С белыми барашками, с легкими корабликами, с белыми комьями ваты, со льдинками.

    - Дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды и т.д.

    -Лодка, дома.

    Работа в группах.

    Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

     Каждой группе дается объект. Опишите по плану.

     У детей есть своя весенняя копилка. Учитель выдает копилку  литературных произведений. Какие-то слова или словосочетания они могут взять в них.

    1 группа: березовая роща

    2 группа: день

    3 группа: лучи солнца

    4 группа: дома, лодка

    5 группа: тени деревьев

    На большом листе дети отвечают на следующие вопросы.

    Где изображен объект? В какой части картины?        

    Как выглядит? (Какой?)        

    Какой наощупь?        

    Какой звук может издавать?        

    Как связан с другими объектами?         

    На что похоже?        

    Далее дети обмениваются впечатлениями, дополняют.

    Представление возможных изменений данного объекта во времени.

    -Шагнем по времени немного назад, на несколько дней…

    -Что вы видите?»

    - Шагнем вперед…

    Дети представляют прошлое и будущее объекта и составляют связный рассказ об этом.

    Умение выстраивать временные последовательности

    Рефлексия.

    - Чем поможет вам наш урок в написании сочинения и поможет ли?

    -Для чего мы пишем сочинение, для чего готовимся к нему. Весна меняет природу. Искусство меняет нас.

    – Что изменилось в тебе за этот урок?

    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение по картине И.Левитана "Весна - большая вода"

    Урок развития речи в 4 классе с использованием ИКТ....

    Конспект урока к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода".

    Данный конспект поможет учителю провести подготовку к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна - большая вода"....

    Опорный лист для написания сочинения по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".

    Опорный лист содержит алгоритм работы над сочинением по картине, познавательную информацию и примерные тексты сочинений....

    Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».  УМК «Школа России». 4 класс....