КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Криворучкина Елена Анатольевна.

В статье рассматриваются виды компьютерных игр и анализируется их влияние на детей дошкольного возраста, уточняется воспитывающее и развивающее значение игр. Даются рекомендации родителям по выбору компьютерных игр для детей данной возрастной категории.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                             Криворучкина Е. аспирант Смоленского государственного университета

Налётова Н.Ю.

доктор педагогических  наук, профессор

Смоленского государственного университета 

Ключевые слова: Педагогика, воспитание, компьютерные игры, дошкольный возраст.

Аннотация: В статье рассматриваются виды компьютерных игр и анализируется их влияние на детей дошкольного возраста, уточняется воспитывающее и развивающее значение игр. Даются рекомендации родителям по выбору компьютерных игр для детей данной возрастной категории.

Проблема компьютерных игр для детей тема актуальная для современной педагогики. Компьютеризация охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности людей. К теме компьютерной компетентности детей обращались многие современные исследователи и педагоги практики Ельмикеев О.Р., Гутман Илья Ефимович, Омельченко Наталия Владимировна, Петку Галина Павловна и др.

          С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы - «обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело» [2].

Как показывают исследования, по мере усовершенствования компьютерных технологий увеличивается число компьютерных  геймеров (от англ. game — «игра») в детской  дошкольной среде. В  данной статье мы сосредоточимся на взаимодействии детей с компьютером через такое явление интернет технологий как компьютерные игры.

Как известно, компьютерная игра — это программа, предназначенная для развлечения людей на компьютере, с помощью которой можно организовать так же игру с партнёрами. При этом игра сама может выступать в качестве партнёра. Компьютерная игра — это, можно сказать, способ самовыражения. Каждый убитый монстр, разгаданная загадка или пройденный уровень поднимают самооценку игрока-ребенка, и, наоборот, какая-то проблема или неразгаданный ребус способны довести до психоза даже самого спокойного игрока. Каждый, кто играет за компьютером, наверняка смог почувствовать притягательность игр, видимо, игра заложена в саму природу человека, причем она обязательно сопровождается азартом. Но теперь мы лишены этого в жизни, а все свои первобытные потребности в играх заменяем компьютерными играми. Это обстоятельство,  в некоторой степени, подтверждает тот факт, что мальчики подвержены компьютерным играм разного рода, например 3D-action («стрелялки», скоростные трассы), в десятки раз больше чем девочки [4].

Первые компьютерные игры появились очень давно, когда еще сами ПК были огромных размеров и очень медленно работали, хотя на тот момент времени даже они были чудом техники. Сегодня компьютерных игр великое множество. Компьютерные игры выполняют различные функции - обучающую, развлекающую, развивающую.  Так,  компьютерные игры могут обучать детей чтению, счету, иностранным языкам,  сенсорным эталонам (помогать различать цвет, форма, размер), рисованию, давать представления о профессиях, природе и обществе, в котором они живут.  Они могут  развивать творческие способности детей, а именно  логику, мышление, память, внимание, воображение дошкольника.

Специалисты делят компьютерные игры по разным параметрам, например, по темпу игры. Компьютерные игры бывают  скоростные и размеренные [1].

 Скоростные игры - это  игры жанра экшен ( «стрелялки»), гонки, симуляторы. Для них характерны следующие черты:    сюжет безостановочный, в некоторых много  кровавых сцен,      никакой информации не несут, держат игрока в напряжении, которое порождается азартом, нельзя остановить игру, когда хочешь, требуют повышенного внимания и напряжения глаз [3].

С педагогической точки зрения можно сделать вывод, что для детей вред от таких «напряженных» игр достаточно значителен. Во-первых,  частое переживание напряжения, не снимаемого физической разрядкой может приводить к нарушениям психического  здоровья. Во вторых, такие агрессивные игры создают дисбаланс эмоциональной  и физической нагрузки, который приводят  к травмированию  психики ребенка. Эти игры  мешают распорядку дня, ребенок, играя забывает про правильное питание,  прогулки и сон. Более того, эти игры   формируют установки не приемлемые в реальной жизни. Они учат достичь  результата любой ценой:  убивая других, умирая и возрождаясь, получая награды за убийство. Такие игры не дают  дошкольнику развития и самосовершенствования, угнетают, подавляют и разрушает инстинкты. С точки зрения  познавательных процессов игры угнетают интерес к знаниям и новому, лишают его   любопытства. А иногда  мешают ребенку  заботится об окружающих и создавать отношения со сверстниками.  

Но среди компьютерных игру существует и другой вид игр -это  размеренные игры: стратегии, головоломки, приключения. Эти игры отличаются тем, что игру можно прервать в любой момент времени,   заставляют активно работать мозг, не требуют повышенного внимания, скорости и напряжения глаз, предназначены для длительного время препровождения, развивают мышление, фантазию, развивают реакцию, тренируют способность выходить из нестандартных ситуаций, дают возможность испытать себя в роли полководцев, детектива, фермера [3]. Т.е.  эти игры можно в целом признать положительными, их можно даже рекомендовать детям, если они кратковременные (длятся о 10 минут).       

 Как нам представляется,  самую большую опасность несут игры долговременные (от 1 часа до нескольких месяцев), так как заставляют ребенка просиживать за компьютером часами, а это наносит непоправимый вред здоровью и психике. Игры могут приносить пользу в том случае, если кратковременны - дело завершено, ты победитель!

С точки зрения современной науки, можно выделить несколько причин, по которым дети становятся  слишком зависимыми  от компьютерных игр.    К внешним причинам,  можно отнести паттерн-поведение (копирование поведения родителей,  которые проводят много свободного времени за компьютерными играми), неконкурентоспособность (дети, которые не выдерживают конкуренции  среди сверстников, уходит в виртуальный мир компьютерных игр, т.к. в компьютерных играх они оказываются конкурентоспособными), проблемы в семейных отношениях (семейные ссоры, скандалы, завышенные требования родителей, нехватка любви, ласки, внимания, понимания заставляют ребенка искать положительные эмоции в компьютерных играх), детская безнадзорность со стороны родителей.

Внутренние причины зависимости от компьютерных игр можно разделить на физиологические и психологические. Физиологические причины: при игре на компьютере раздражаются зоны головного мозга  отвечающие за удовольствие, а так же выделяются  гормоны удовольствия–эндорфины (Убил монстра! Победа! Приятно). Если ребенку что-то приятно, он будет делать это снова и снова, как в эксперименте с крысой. Проводились научные опыты с использованием лабораторных крыс, в которых в зону удовольствия (в сером веществе мозга есть зона удовольствия) вживляли специальный электрод. «Когда крыса нажимала на специальную педальку, эта зона раздражалась. Соответственно крысе было очень приятно, и она начинала жать на эту педальку до полного изнеможения, даже до смерти» [3, с.419].

К психологическим причинам относят страхи, застенчивость,  неуверенность в себе, закомплексованность не дают ребенку проявить себя достойно в социуме и закрывают возможности для самовыражения, а в компьютерных играх нет этих преград, есть простор для самовыражения и ребенок остается в игре как можно дольше.

Педагогическая наука допускает использование компьютерных игр  в образовательном процессе детского сада. Компьютерные иргы для дошкольников могут быть использованы для развития психических функций – логики мышления, внимания, воображения; для формирования  и автоматизации навыков счета, чтения и др.  

Говоря о негативной стороне компьютеризации в столь раннем детском возрасте отметим, что основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является  просвещение и правильное воспитание.  Родителю, воспитателю  важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер – это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального.

В качестве рекомендации родителям дошколят можно предложить следующее:

1. Компьютерная грамотность должна прививаться ребенку еще в том возрасте, когда он только начинает изучать азы компьютера.

2. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком

3. Предлагать ребенку  «правильные» компьютерные игры, которые развивают память, мышление, внимание, логику, воображение. Или предлагать ребенку игры полезные  для совершенствования навыков счета, чтения, английского языка.

4. Выбирать игры краткосрочные,  с простым интерфейсом, соответствующие  возрастным возможностям и несущие хорошую позитивную информацию, полезную  в реальной жизни (игры о животных, странах, познание космических простор, организма человека).

 5. Проводить разъяснительные  беседы, что долговременные игры в компьютер вредны для здоровья и  психики. Представлять жизнь в перспективе: чего ребенок сможет достичь  в жизни, если будет  учиться и трудиться, и чего достигнет, если будет целыми днями играть в компьютерные игры. 

6. Для совершенствоания личностного общения участвуйте в игре вместе с ребенком.

Итак,  детям дошкольного возраста  можно разрешать играть в полезные компьютерные игры, направленные на интеллектуальное развитие и образование, но педагоги и родители должны  проводить также разъяснительную работу, говорить о важности отдыха и правильного  режима дня. И самое главное  семья и коллектив должны обеспечивать ребенку реальное общение с близкими, со сверстниками, способствовать его  гармоничному духовному и физическому развитию.

Список литературы:

  1. Жукова Р. Дети и компьютер: вред и польза умной машины. [Электронный ресурс.] Режим доступа: ourboys.ru>computer
  2. Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров». [Электронный ресурс.]// Режим доступа: http://www.naritsyn.ru
  3. Калинина О. С., Шаталова Е. В. Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39.
  4. Если ребенок интересуется только компьютером…[Электронный ресурс.] // Режим доступа: mumskids.ru>Pages.aspx?pageid=28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки.

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерс...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

Методическая разработка "Влияние плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста"

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического...

Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста

В современном обществе тема межнационального общения всегда была и будет актуальной, как никогда. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Развитие науки и глобализация постепе...

"Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...