Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности
статья (1 класс)

Красивых Татьяна Владимировна

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красивых Татьяна Владимировна,

педагог-организатор,

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение  

лицей №27 г. Улан-Удэ

E-mail: snadejdoi@inbox.ru 

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей

дошкольного и младшего школьного возраста

 в условиях преемственности».

     Дошкольный и младший школьный возраст наиболее восприимчив для духовно-нравственного, эмоционально-ценностного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному,  от детства к подростковому, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

     Законом Российской Федерации «Об образовании» определено, что «основные общеобразовательные программы начального общего образования обеспечивают реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов,  обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования  является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Таким образом, духовно-нравственное воспитание и развитие является общей задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для всего российского  образования. 

      Духовно-нравственное развитие личности в целом - сложный, многоплановый процесс. Сферу педагогической ответственности в этом процессе можно обозначить двумя положениями. Во - первых, воспитание активной гражданской позиции и чувства ответственности за свою страну является целью усилий государства.  Во-вторых, основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России являются общеобразовательные организации, которые   выстраивают партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими как семья, институты гражданского общества,  общественные организации, средства массовой информации.
    Идеологической и методологической основой разработки  программ воспитания и социализации служит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков).
В Концепции отражены:

  • Система базовых национальных ценностей.
  • Современный национальный воспитательный идеал.
  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  в единстве учебной и внеучебной деятельности.

     Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии.
  • ценности традиционных российских религий (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
  • В свою очередь базовые национальные ценности обусловливают:
  • идеологию содержания образования;
  • основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России;
  • содержание, формы и методы педагогического взаимодействия образовательных учреждений, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

   В соответствии с ценностями   в Концепции определяться и современный национальный воспитательный идеал, - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Следовательно, основная педагогическая цель Российского образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

     В связи с этим основными задачами  и направлениями духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания (духовно-нравственное воспитание).
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание).
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (воспитание ЗОЖ).
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (культурно - эстетическое воспитание).

        С 2015 года в МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ реализуется четыре ступени образования: дошкольное образование (детский сад «Дельфинчик»), начальное, основное и среднее общее образование. За этот период в лицее сложилась своя модель преемственности. Говоря о реализации  преемственности между дошкольной и начальной  ступенями образования,   следует отметить,  что она не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Поэтому мы стремимся к организации единого развивающего мира  дошкольного и начального образования.   В  начале учебного года составляется единый совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям: взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями и  работа с детьми.   Цели и задачи осуществления преемственности по духовно-нравственному воспитанию реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, методов и  форм.     

               Формы осуществления преемственности в работе с детьми

по духовно-нравственному воспитанию и развитию в МАОУ лицей №27

  • экскурсии в лицей (учебные кабинеты, спортивный зал, актовый зал, столовая, «День открытых дверей»);
  • посещение библиотеки, комнаты боевой славы и  музея лицея;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы (квест-игра «Первые ступеньки», проведение в детском саду занятий учителями начальных классов, а в лицее воспитателями детсада);
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, театрализованной деятельности (агитбригады ДЮП, ЮИД,  игровые программы к Сагаалгану,  к Дню защиты детей);
  • выставки рисунков, творческих работ, фотографий («Безопасность глазами детей», «Осенние фантазии», «Профессии наших родителей», «Родной край»);
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • реализация совместных  проектов (фестивали «Весенняя капель», «Улыбки Белого месяца», лицейская НПК «Шаг в будущее», республиканская и городская НПК «Секреты мастеров», экологический проект «Мечтаем и делаем территорию детства»);  
  • организация социально-значимых акций («Дети – детям», линейка памяти  в сквере им.60-летия Победы,  «Покормите птиц зимой»);
  •  проведение спортивных мероприятий   (районные соревнования  «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «День здоровья»,  «Зарница»);
  • совместные праздники («День знаний», «День добра и уважения», «8 марта»);
  • включение детей в сферу общественной самоорганизации (система самоуправления, организация дежурства, общественные поручения);
  • посещение дошкольниками адаптационных курсов занятий, организованных в лицее (занятия с психологом и другими специалистами, «Дошкольная академия», Клуб «Семья»).

                Обобщая вышесказанное, можно отметить, что формы духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников и младших школьников могут быть разнообразными. Их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Каждое направление воспитания имеет свои специфические особенности, которые должны быть учтены при организации образовательного процесса. Главным условиям действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. сочинений. - М., 1983. - Т. 4. - С. 385.

2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М., 2010  

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации.  Под редакцией А.Я. Данилюка. – М.,  «Просвещение». 2011