Программа диагностики ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возраста
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Богомолова Янина Юрьевна

 

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа диагностики ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог МБОУ №200 Богомолова Я. Ю., высшая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богомолова Я. Ю. Программа диагностики ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - 33стр.

Данная программа направлена на диагностику динамики ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности на этапе младшего школьного возраста осуществляется в соответствии с основными принципами компетентностного подхода, ориентирующего результаты образования на достижение сформированности у детей ключевых компетенций на познавательном, чувственном и действенном уровнях.

Предназначается воспитателям, педагогам-психологам, педагогам начальных общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.

Содержание:

 

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Процедура диагностики:

3.1. Первый блок. Групповая и индивидуальная диагностика детей.

3.2. Второй блок. Диагностика воспитателей, педагогов.

3.3. Третий блок. Диагностика родителей.

    1. Итоговая интерпретация результатов.

    2. Приложение 1. Сводная таблица результатов.

    3. Приложение 2. Бланк групповой диагностики.

    4. Приложение 3. Бланк для диагностики воспитателей, педагогов.

    5. Приложение 4. Сводная таблица результатов.

    6. Приложение 5. Диагностическая ситуация «Невыдуманная история».

    7. Список литературы.

1. Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Одной из главных причин тому является абсолютная деидеологизация общества, что приводит к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей связана со следующими положениями:

  1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника и старшего дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Психологи установили, что именно младший школьный и старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном и старшем дошкольном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Диагностика динамики ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности на этапе младшего школьного возраста осуществляется в соответствии с основными принципами компетентностного подхода, ориентирующего результаты образования на достижение сформированности у детей ключевых компетенций на познавательном, чувственном и действенном уровнях. Понятие компетентности включает в себя способности человека интегрировать внутренние внешние ресурсы для достижения успеха и разрешения проблем. Мы исходили из того, что духовно-нравственное самоопределение воспитанников подразумевает процесс и результат освоения и построения личностью собственной системы ценностей, образа «Я» на основе осознания и оценки своего отношения к Родине, семье, школе, классу, группе, соотечественникам, членам своей семьи, членам коллектива образовательного учреждения, одноклассникам, товарищам, к самому себе как представителю своего Отечества, народа, семьи, образовательного учреждения, класса, группы. Такая система ценностей основана на знаниях норм и правил поведения и определяет стремление к их выполнению, основанное на глубинных переживаниях ребенком по поводу своего поведения и поведения других людей.

Основными критериями диагностики динамики духовно-нравственного самоопределения младших школьников являются: 1) знания о конкретных нормах и правилах поведения в учебной и других видах деятельности; 2) умение реагировать (раскрывать свое отношение согласия или несогласия, выражаемое в действиях или бездействии) на события действительности с позиции значимых (для основных сфер духовно-нравственного самоопределения личности, осуществляемого в соответствии с направлениями образовательно-воспитательной деятельности учреждений общего образования) представлений высокой степени обобщенности.

Духовно-нравственное самоопределение ребенка в МАОУ НОШ №200 осуществляется в соответствии с задачами, определенными ФГОС НОО 2 поколения и учетом специфики образовательного учреждения в следующих основных сферах: нравственно-этической, гражданско-патриотической, правовой, трудовой, экологической и сферы рефлексии.

Духовно-нравственное самоопределение на когнитивном уровне проявляется в мыследеятельности учащихся:

1) нравственно-этической – как характеризующейся:

- способностью представлять в своем сознании этические нормы и правила, в первую очередь - нормы взаимоотношений между сверстниками, полами, поколениями и этносами, носителями разных убеждений, представителями разных социально-экономических слоев и социальных групп;

- способностью к пониманию жизненных проблем других людей;

2) гражданско-патриотической – как характеризующейся:

- готовностью сочетать в своем сознании элементы национального самосознания и понимания ценности других культур;

3) правовой – как характеризующейся:

- развитием представлений об основных правовых нормах, служащих базой для формирования правосознания личности;

4) трудовой – как характеризующейся:

- пониманием необходимости и важности учебного труда;

5) экологической – как характеризующейся:

- формированием основ способности понимать ценность природы как источника духовных и физических сил человека;

6) рефлексивной, обеспечивающей готовность личности управлять собой – как характеризующейся:

- развитием основ навыков рефлексии и, вследствие этого, - основ адекватной самооценки;

- развитием основ понимания необходимости самостоятельного планирования собственной деятельности.

Духовно-нравственное самоопределение на мотивационно-эмоциональном и деятельностном уровнях включает в себя проявление мыследеятельности в эмоционально-чувственных реакциях и поведении:

1) нравственно-этические – как характеризующие а) – на чувственном уровне их развития; б) – на действенном уровне их развития):

а) - способности испытывать нравственно опосредованные чувства;

- способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- развитие стремления (как основы готовности) эмоционально реагировать на негативные в отношении нравственно-этических норм проявления в детском обществе;

б) - наличие нравственно-этического опыта взаимодействия учащегося младшего школьного возраста со сверстниками и взрослыми (опыта, служащего основой для формирования навыков поведения в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и этическими правилами взаимоотношений между полами, поколениями и этносами, носителями разных убеждений, представителями разных социально-экономических слоев и социальных групп);

- умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- готовность к оказанию помощи человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- готовность отвергать негативные в отношении нравственно-этических норм проявления в детском обществе;

2) гражданско-патриотические – как характеризующие:

а) - готовностью сочетать в своем восприятии элементы патриотических чувств (в том числе - положительное отношение и интерес к своей Родине) и уважительного (толерантного) отношения к ценностям других культур;

б) - готовностью действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие - других культур;

- способностью к межличностному и межкультурному диалогу и взаимодействию (включая основы умений и навыков конструктивного общения, в первую очередь - навыков адекватно выражать свои мысли, чувства, навыков понимать мысли и чувства других людей, навыков сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми);

3) правовые – как характеризующие:

а) - способностью уважительно относиться к правам и свободам других людей;

б) - опытом законопослушного поведения;

4) трудовые – как характеризующие:

а) - позитивным эмоциональным восприятием своего участия в труде;

- уважительным отношением к труду других людей;

- стремлением к добросовестной конкуренции в различных видах деятельности (учебной, спортивной и др.);

б) - готовностью к регулярному участию в учебном труде;

- культурой и дисциплиной учебного труда;

5) экологические – как характеризующие:

а) - уважительным отношением к объектам живой и неживой природы;

б) - умениями оценивать состояние окружающей среды и возможные последствия деятельности человека для нее;

- навыком сознательного соблюдения норм поведения в природе;

6) рефлексивностью, обеспечивающей готовность личности управлять собой – как характеризующей:

а) - стремления к управлению своими жизненными планами;

- стремления к самосовершенствованию;

б) - умения формулировать свои интересы, предпочтения и ожидания;

- навыки планирования собственной деятельности;

- навыки самоорганизации и самоконтроля (своей учебной деятельности, саморазвития, использования своего свободного времени и др.), в том числе - формирование основ способности предвидеть последствия своего поведения.

 

2. Цели и задачи проведения диагностики

Цель: определить индивидуальные особенности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности ребенка

Задачи:

  • определить уровни развития ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности ребенка на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности ребенка;

  • обеспечение наглядного представления информации об уровне сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности ребенка;

  • систематизация информации об уровне сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределния личности ребенка.

3. Процедура диагностики

Данная диагностика состоит из трех блоков

1 блок – индивидуальная и групповая диагностика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (проводит педагог-психолог).

2 блок – диагностика сформированности нравственного уровня развития и воспитания младших школьников и старших дошкольников (оценку проводит учитель).

3 блок –диагностика сформированности духовно-нравственного самоопределения учащихся на эмоциональном (чувственном) уровне развития (оценку проводят родители).

 

 

3.1. 1 блок диагностики

Данный блок диагностики включает 2 части диагностики детей: групповая и индивидуальная. Групповая диагностика проводится с целым классом (если диагностируются дети младшего школьного возраста) или с группой детей по 6-8 человек (если диагностируются дети старшего дошкольного возраста).

 

Тестовые задания:

1часть: групповая диагностика.

Материалы: для диагностики вам будут необходимы бланки (см. приложение 2), простой карандаш.

 

  1. Диагностика нравственно-этической сферы.

1) Оценка понимания нравственно-этических норм взаимоотношений между людьми.

Инструкция: сейчас я буду зачитывать вам разные ситуации из жизни мальчика или девочки. Поставьте знак «+» , если поступать так как поступают мальчик (девочка) можно и знак «-«,если поступать так не допустимо ни в коем случае:

 

  1. Мальчик (девочка) не почистил (а) зубы

  2. Мальчик (девочка) не предложил (а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса (группе)

  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  4. Мальчик (девочка) не помог (ла) маме убраться в квартире.

  5. Мальчик (девочка) уронил (а) книгу.

  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил (а) суп и насорил (а) на стол.

  7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами

  8. Мальчик (девочка) вымыл (а) дома пол.

  9. Мальчик (девочка) разговаривал (а) на уроке во время объяснения учителя.

  10. Мальчик (девочка) не угостил (а) друга (подругу) яблоком.

  11. Мальчик (девочка) бросил (а) на землю фантик от конфет.

  12. Мальчик (девочка) взял (а) у друга подруги) книгу и порвал (а) её.

  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

  14. Мальчик (девочка) не уступил (а) место в автобусе пожилому человеку.

  15. Мальчик (девочка) купил (а) в магазине продукты.

  16. Мальчик (девочка) не спросил (а) разрешения пойти погулять.

  17. Мальчик (девочка) испортил (а) мамину вещь и спрятал (а) её.

  18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил (а) свет.

 

Оценка результатов. Правильный ответ: поставлен знак «-« на вопросы 2,4,7,10,12,14,17 – максимум 7 правильных ответов. Соответственно правильным ответам начисляются баллы, которые заносятся в сводную таблицу результатов.

6-7 правильных ответов – 2 балла

4-5 правильных ответов – 1 балл

0-3 правильных ответа - 0 баллов.

 

 

 

 

  1. Диагностика рефлексивной сферы.

 

  1. Оценка сформированности образа «Я .

Материалы: бланк с четырьмя нарисованными вертикальными шкалами с делениями от -10 до +10 (центр обозначен «0»). 1 шкала подписана добрый - злой; 2 – хороший – плохой; 3 – умный – глупый; 4 – смелый – трусливый.

 

Инструкция: На этих шкалах – все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу – самые злые, посередине – средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место кругом красного цвета. Теперь отметь себя на другой шкале и т.д. (каждая шкала предварительно проговаривается).

Оценка результатов:

  • преимущественно положительное представление о себе – 2 балла;

  • нейтральное представление о себе – 1 балл;

  • преимущественно негативное представление о себе - 0 балл.

 

2 часть. Индивидуальная диагностика.

Проводится в форме беседы.

 

  1. Гражданско - патриотическая сфера.

  1. Беседа «Моя Родина» проводится по вопросам:

Как называется наша страна? Расскажи, что ты знаешь о своей стране.

Как называется город, в котором ты живешь?

В каких городах нашей страны ты ещё бывал? О каких городах ты слышал?

Знаешь ли ты, что в России живут люди разных национальностей? Какие национальности (расы) ты знаешь? В какие игры ты поиграл бы с детьми других национальностей?

Расскажи, что ты знаешь об истории своей страны. Как в ней жили люди раньше? Откуда ты это узнал?

 

Оценка результатов:

2 балла – ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает названия своей страны и своего города. Имеет представления о других городах нашей страны, может назвать как минимум ещё два города. Может назвать некоторые имена и фамилии известных личностей нашей страны. Называет минимум две национальности, проживающие на территории нашей страны.

1 балл – ребенок полными представлениями отвечает на поставленные вопросы. Знает название своей страны и своего города. Имеет представление о других городах нашей страны, может назвать 1-2 других города. Затрудняется назвать известных людей нашей страны или города. Называет 1-2 национальности, проживающие на территории нашей страны.

0 баллов – ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не знает названия города в котором проживает, и не может назвать других городов нашей страны. Не имеет представления о людях других национальностей, проживающих в нашей стране. Не может назвать имена известных людей нашей страны.

  1. Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

Педагог рассказывает ребенку ситуацию и показывает картинку: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все дружно играли. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали её обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись на девочкой, потому что она не была похожа на всех остальных детей».

Далее ребенку задаются вопросы:
Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

Как ты думаешь, почему одни дети стали обижать девочку-негритянку, а другие начали её защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней дружить?

2 балла – ребенок положительно выражается о ребенке другой расы. Готов войти с этим ребенком в контакт, помочь ему.

1 балл – ребенок выбирает тех ребят, которые выражают положительное отношение к ребенку другой расы, но свой выбор объяснить не может.

0 баллов – ребенок отрицательно высказывается о ребенке другой расы. Не хочет общаться с ним.

  1. Правовая сфера

Оценка различения прав и обязанностей граждан России.

Ребенку задается вопрос:

К обязанностям гражданина России относятся: …..и……

Варианты ответов:

а) свободно жить и трудиться;

б) соблюдать установленные в обществе правила поведения;

в) распоряжаться своим свободным временем и отдыхать;

г) защищать свою родину.

Оценка результатов: правильные ответы : б) и г).

2 балла – ребенок имеет представления о правах и обязанностях гражданина России. Может различить права от обязанностей. Верно определяет все обязанности.

1 балл – ребенок имеет представления о правах и обязанностях гражданина России. Верно определяет лишь одну обязанность.

0 баллов – ребенок не может объяснить что такое права и обязанности гражданина России. Путает и не различает права и обязанности гражданина России. Не дает ни одного верного ответа.

 

  1. Сфера трудовой деятельности.

Оценка объяснений необходимости самостоятельного учебного труда.

Укажи, кто из ребят прав в данной ситуации и почему:

Коля и Петя готовили домашнее задание, задача не получалась. Коля предложил: «Давай позвоним Маше, она отличница, уже все сделала, даст нам списать». Петя ответил: «Будем решать сами, пока не решим. А у Маши можно спросить только, на основе каких знаний и теоретических подходов она решила задачу».

Варианты ответов:

А) прав Коля. Объяснение: они уже долго решали, все равно не получается. Лучше взять решение Маши, пока списывают, заодно и научатся.

Б) прав Петя. Объяснение: надо самостоятельно решать, если спишешь, ничего не поймешь и в следующей раз опять не решишь.

Оценка результатов: правильный ответ: Б).

2 балла – правильный ответ с объяснением.

1 балл – правильный ответ без объяснения.

0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.

 

  1. Экологическая сфера.

Определение уровня отношения детей к миру природы.

Данная беседа проводится по следующим вопросам:

  • Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? В случае если у ребенка нет домашних животных, педагог спрашивает: «Если бы у тебя были домашние животные, например, кошка или собака?»

  • Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли красивые растения?

  • Как мы можем помочь зимующим птицам?

  • Как мы можем помочь взрослым заботиться об окружающей нас природе?

Оценка результатов:

2 балла – Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.

1 балл – ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

0 баллов – ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

 

По ходу диагностики все результаты заносятся в сводную таблицу результатов (см. приложение 1). Итоги подводятся по общему количеству правильных ответов.

11-14 баллов - высокий уровень

6-10 баллов - средний уровень

0-5 балла - низкий уровень.

Соответственно каждому уровня начисляется определенный балл, который заносится в общую сводную таблицу (см. приложение 4)

Высокий уровень – 2 балла

Средний уровень – 1 балл

Низкий уровень - 0 баллов

 

 

 

3. 2 . 2 блок диагностики

В силу слабого развития саморефлексии у учащихся начальных классов и для обеспечения большей объективности получаемых результатов, на втором этапе диагностики проводится субъективный тест классного руководителя, предложенный М. И. Шиловой « Учитель о воспитанности школьников», адаптирован Н. В. Кулешовой. Оценку осуществляют воспитатели подготовительных групп или учителя младших классов.

Диагностическая карта показателей

показатель

критерии

Признаки проявляются

Ярко 3 балла

Средне 2 балла

Слабо 1 балл присутствуют или отсутствуют

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя

Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.

трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других.

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от туда даже при наличии требований

Дисциплинированность, отношение к учебе

Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других

Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших

Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

Знает и частично следует ценностям семьи

Ценности семьи не интересуют

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет заботу о них

Считает, что родители должны заботится о нем.

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также

Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим

Не признает авторитет старших членов семьи

Личностная кукультура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи

Помогает другим, если поручит учитель

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими

Честность

Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих поступках

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших

Часто не искренен, обманывает старших и сверстников

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию

Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет

Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.

По данным показателям заполняется диагностическая таблица учителя (воспитателя) (см. приложение 3). Затем суммарный показатель соотносится с уровнями духовно-нравственного развития и воспитания каждого старшего дошкольника или младшего школьника:

до 9 баллов – низкий уровень

10 - 20 баллов средний уровень

21 - 27 баллов – высокий.

Соответственно каждому уровню присваивается определенный балл, который выставляется в сводную таблицу результатов (см. приложение 4):

Низкий уровень – 0 баллов

Средний уровень – 1 балл

Высокий уровень – 2 балла.

3. 3. 3 блок диагностики

Для оценки сформированности духовно-нравственного самоопределения учащихся на эмоциональном (чувственном) уровне развития - относительно устойчивых мотивационно-ценностных ориентаций, выражаемых детьми в их эмоциональных реакциях, и действенном уровне развития - сформированных у детей основ конкретных специальных способностей, выражаемых ими в их поведении может быть использована методика тест-опросник «МСАР» (модификация теста «САР» Т.Г.Куликовой)

Данный тест предназначен для оценки как выпускников соответствующей возрастной параллели в целом (с целью контроля, а также выявления проблемных зон и разработки рекомендаций по совершенствования воспитательной деятельности образовательного учреждения), так и для оценки (с целью детального анализа и коррекции причин нарушений в поведении как проблем в духовно-нравственном самоопределении развитии) группы учащихся со школьной дезадаптацией


 

В связи с недостаточной сформированностью самосознания детей в этом возрасте в качестве основного метода в тесте реализована «экспертная» оценка, проводимая в опросниковой форме, со стороны родителей в отношении особенностей эмоциональных и поведенческих реакций детей. На основе реализации в тесте общепринятой методологии психометрии (с использованием соответствующего содержания косвенных фраз – вопросов теста, прошедших стандартизацию) при его применении обеспечивается преодоление субъективизма родительской оценки.

Данная методика обеспечивает оценку духовно-нравственного самоопределения и развития младших школьников, в соответствии с основными сферами самоопределения, представляемыми учреждением начального общего образования, по следующим критериям.

Сферы духовно-нравственного самоопределения

Критерии оценки

Номер

вопроса теста

1. Гражданско-патриотическая сфера.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека

 

Нонконформизм в эмоционально-поведенческих реакциях (как показатель развития основ эмоционального неприятия проявлений неуважительного отношения в детской среде к ценностям своей и/или других культур)

1, 7

2. Правовая сфера.

Воспитание правовой культуры

 

Способность к эмоционально пластичному, адаптивному вписыванию в социальную среду, в обстоятельства (как основа развития опыта законопослушного поведения)

2, 8

3. нравственно-этическая сфера.

Формирование представлений о нравственности и этических нормах социального взаимодействия, приобщение к системе культурных ценностей

Глубина восприимчивости эмоционального состояния других людей (как основа развития способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации)

3, 9

4. Сфера трудовой деятельнотси.

Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности

Социальная пластичность - настроенность на взаимодействие со взрослым сообществом, в том числе в социально-трудовых аспектах деятельности (как основа развития культуры и дисциплины труда)

4, 10

5. Экологическая сфера.

Экологическое воспитание, развитие экологической культуры личности

 

Реагируемость на запреты, помехи, отсрочку в удовлетворении желания на основе самообладания (как основа умения разумно ограничивать свои потребности, исходя из представления о последствиях для природы деятельности человека)

5, 11

6. Сфера рефлексивности. Воспитание организационной культуры, формирование активной жизненной позиции, инициативности

Уверенность при осуществлении обдуманного выбора, принятии взвешенного решения (как основа развития навыков самоорганизации и самоконтроля своей учебной деятельности, использования свободного времени и др.)

6, 12


 

Тест – опросник «МСАР»

Для оценки родителями

Фамилия, имя ребенка ____________________________ Возраст ______ Класс ____

Вам предлагаются пары фраз, в каждой из которых описаны противоположные по смыслу особенности ребенка. Вам необходимо в каждой паре выбрать, какая из особенностей более выражена (по сравнению с противоположной) у Вашего ребенка, после чего оценить степень выраженности этой особенности. Для этого в каждом пункте обведите кружком одну цифру, соответствующую Вашему выбору, учитывая, что выбираемые при этом цифры означают:

"1" - данная особенность выражена в чуть большей степени, чем противоположная;

"2"- данная особенность выражена в большей степени, чем противоположная;

"3"- данная особенность выражена в значительно большей степени, чем противоположная.

Выбором "0" старайтесь пользоваться как можно реже.


 

1

может совершать несвойственные, даже неприятные ему действия просто так, "за компанию"

3

2

1

0

1

2

3

не будет делать что-то "за компанию", если ему это не нравится

2

часто попадает в сложные ситуации, с трудом из них выходит

3

2

1

0

1

2

3

редко оказывается в сложных ситуациях, легко с ними справляется

3

общаясь с близкими ему людьми, практически никогда не чувствует их переживаний

3

2

1

0

1

2

3

обычно точно чувствует переживания близких ему людей или начинает переживать то же, что и они

4.

 

зачастую не знает, как себя вести при общении со взрослыми

3

2

1

0

1

2

3

умеет правильно себя вести при общении со взрослыми

5

 

игнорирует запреты или проявляет большое неудовольствие, если ему не разрешают сделать то, что он хочет

3

2

1

0

1

2

3

легко отказывается от своего намерения, если ему не разрешают сделать то, что он хочет

6.

долго не может решиться, когда нужно выбрать между несколькими возможностями

3

2

1

0

1

2

3

без колебаний выбирает между несколькими возможностями

 

7.

 

легко может нарушить принятые им нормы поведения, поддавшись влиянию друзей или других сверстников

3

2

1

0

1

2

3

никогда не нарушит принятые им нормы поведения, даже под влиянием друзей или других сверстников

8.

 

плохо ориентируется в окружающей ситуации, с трудом замечает происходящие в ней изменения

3

2

1

0

1

2

3

легко ориентируется в окружающей ситуации, быстро подмечает происходящие в ней изменения

9.

 

испытывает большие трудности в понимании настроения окружающих (грустное, радостное и т.п.)

3

2

1

0

1

2

3

чаще всего правильно понимает настроение окружающих, может даже заражаться этим настроением

10

 

ему трудно познакомиться, установить контакт с другими детьми

3

2

1

0

1

2

3

легко знакомится, устанавливает контакт с другими детьми

11

 

нетерпелив, требует побыстрее выполнить его желание

3

2

1

0

1

2

3

терпелив, может спокойно подождать, когда выполнят его желание

12

 

после осуществления выбора часто меняет решение или переживает, правильный ли выбор он сделал

3

2

1

0

1

2

3

редко меняет принятое решение и никогда не переживает, правильный ли выбор он сделал .

Оценка результатов осуществляется на основе метода полярных профилей:

По каждой сфере самоутверждения ребенок может получить положительнее либо отрицательные баллы: в левом столбике оценки дают отрицательные баллы, а в правом столбике оценки дают положительные баллы. Они суммируются и получается показатель самоопределения ребенка в той или ной сфере. Отрицательный балл свидетельствует о низком уровне самоопределения, а положительный – о высоком уровне самоопределения ребенка в данной сфере.

Итог показателя самоопределения детей класса по оценке родителей подводится на основе нахождения среднего балла (сумма баллов по каждому ученику по каждой сфере самоопределения с учетом знака, деленное на количество детей класса.)

Уровни определяются исходя из шкалы:

От минус 18 до 0 – низкий уровень самоопределения;

От 0 до плюс 9 – средний уровень;

От 10 до плюс18 – высокий уровень самоопределения.

Соответственно каждому уровню начисляются баллы, которые заносятся в общую сводную таблицу (см. приложение 4).

Высокий уровень самоопределения – 2 балла

Средний уровень самоопределения – 1 балл

Низкий уровень самоопределения – 0 баллов


 

4. Итоговая интерпретация результатов:

Все полученные данные по всем трем блокам, записанные в общую сводную таблицу результатов суммируются и получается общая сумма баллов.

5-6 баллов – высокий уровень сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности. Ребенок стремится анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Ребенок знает название своей страны и своего города, может назвать как минимум ещё два города России. Называет не только свою, но и ещё как минимум две национальности или расы. У ребенка сформировано положительное представление о себе. Самооценка адекватная. Ребенок выражает доброжелательное отношения к ребенку другой расы. Готов войти с этим ребенком в контакт, помочь ему. Также, ребенок, с высоким уровнем сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения, различает права и обязанности гражданина России. Может объяснить каждое из этих понятий. Ребенок понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, а также сохранением окружающей природы. Уважительно относится к объектам живой и неживой природы. Ребенок готов к активному участию в учебном труде, уважительно относится к труду других людей.

3-4 балла – средний уровень сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности. Ребёнок не всегда стремится анализировать нравственную сторону своих поступков. Как правило, знает этические нормы и правила. Ребенок знает название своей страны и своего города. Дополнительно может назвать 1-2 города России. Имеет представления о других национальностях и расах. Может назвать не более двух национальностей или рас. У ребенка сформировано положительное или нейтральное представление о себе. Доброжелательно относится к ребёнку другой расы, национальности. Имеет представления о правах и обязанностях гражданина России, но не всегда способен их различить. Ребенок уважительно относится к объектам живой и неживой природы. Не всегда учитывает влияние человека на окружающую природу.

0-2 балла – низкий уровень сформированности ценностного и духовно-нравственного самоопределения личности. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы при личной беседе. Имеет представление об этических нормах и правилах, но не стремится поступать соответственно этим нормам. Как правило, не анализирует нравственную сторону своих поступков. Путает название страны и города, в котором живет. Не может вспомнить названия других городов. У ребенка сформировано нейтральное или негативное представление о себе. Не желает общаться с ребенком другой расы или национальности. Не имеет представления о правах и обязанностях гражданина России, не различает их. Не всегда учитывает влияние человека на окружающую природу, а также не всегда уважительно относится к объектам живой и неживой природы.

Приложение 1

5. Сводная таблица полученных результатов (1 блок)

 

Показатели

Групповая диагностика

Индивидуальная диагностика

Итого

 

Ф. И.

«Оцени поступок»

Представления о себе

«моя Родина»

Невыдуманная история

Правовая сфера

Трудовая сфера

Экологич. сфера

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

6. Бланк для групповой диагностики

цвет

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

 

 

 

 

 

+10

 

 

 

 

0

 

 

 

 

-10

 

 

 

 

 

добрый-злой хороший-плохой умный-глупый смелый-трусливый

7. Бланк для диагностики воспитателей, педагогов (2 блок) Приложение 3

 

показатель

критерии

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Дисциплинированность, отношение к учебе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Семейная культура

Следование семейным ценностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Уважение, забота о родителях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Авторитет семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Честность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Милосердие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма по всем показателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

8. Общая сводная таблица результатов

Ф.И.

этапы

Общая сумма

1 блок

2 блок

3 блок

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

9. Диагностическая ситуация «Невыдуманная история»

 

 

Список литературы:

  1. Беседы о хорошем и плохом поведении. / Шорыгина Т. А.; М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Диагностические материалы по определению уровня общего развития детей и их дополнительного культурологического образования: Методическое пособие. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.

  3. Краткий психологический словарь./ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

  4. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №3.

  5. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

  6. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др.; М.: Просвещение, 1989.

  7. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. / Голицина Н. С., Огнева Н. Г.; Издательство: Скрипторий, 2009.

  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...