Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
рабочая программа по теме

Малышко Наталья Борисовна

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskogo_vospitaniya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

социального обслуживания системы социальной защиты населения

Старооскольского городского округа

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Программа  патриотического воспитания воспитанников младшей группы «СРЦдН»

Воспитатель: Малышко Наталья Борисовна

Старый Оскол

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма - многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Программа патриотического воспитания воспитанников «СРЦдН» определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у воспитанников.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Цели и задачи программы

Цель: воспитание у детей  патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к родному городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

—развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со  взрослыми и сверстниками.

Основные направления реализации программы

В ходе реализации данной программы по патриотическому воспитанию воспитанники должны знать: что такое патриотизм, нравственные законы социальной жизни, права ребёнка как гражданина и человека, символику российской государственности, традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России

При составлении программы учитывались следующие принципы:

научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности;

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что им свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в Центре. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Диапазон объектов, с которыми нужно ознакомить воспитанников большой — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Знакомство с историческим прошлым России – также  очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу  младшего школьного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Прогнозируемый результат воспитания

1. Формирование  чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.             Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.

2.Формирование уважения и чувства долга по отношению к окружающей природе.

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

 Результативность реализации программы патриотического воспитания измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников к выполнению своего гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.

Перспективный тематический план занятий  по  патриотическому воспитанию воспитанников младшей группы

 «СРЦдН»

№ п/п

Месяц

Тема

Мероприятия и

форма проведения,

Количество часов

1.

Сентябрь

"Район и город (деревня и т.п.), в котором я живу"


     1) Развивающие занятия:

"Район и город, в котором я живу" -2

2) Рисование на тему "Мой город";

Изготовление аппликации из природного         материала "Герб Старого Оскола"

3) Экскурсия  по городу;

4) Сюжетно-ролевая игра "Почта".

4

2.

Октябрь

"Наше государство — Российская Федерация"


Беседа о государстве — "Российская Федерация"

Развивающее занятие: Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Развивающее занятие: Знакомство с различными городами России.

Литературно – музыкальная композиция: «Моя Россия».

4

3.

Ноябрь

"Наша Родина – Россия»


1) Беседы о Родине - "Наша Родина – Россия», «Великие люди России».

2) Народные игры.

Тема "Наша Родина —   Россия".

 3) Рисование на тему "Моя Родина"

 Чтение русских народных сказок.

4) Утренник: «Обычаи и традиции русского  народа»

4

4.

Декабрь

"Новый год у ворот"


Беседа о встрече Нового года в России и других странах. Развивающее занятие.

Беседа о праздниках. Развивающее занятие

Беседа о Новогодних символах. Развивающее занятие

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка". Оформление группы к празднику.

      Акция "Подкормим птиц".

Участие в Новогоднем празднике.

5

5.

Январь

"Законы, по которым мы живем"


1)Беседы о Конституции РФ, знакомство с основами права -2

2)Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино"

(беседа о справедливости сказочного государства).

Выставка поделок "Руками детей ".

            3)Устный журнал:

 «Ваши права и обязанности, дети!»

4

6.

Февраль

"Наши защитники"


1)Беседа о защитниках Родины и о характере богатырей Руси. Спортивные развлечения.

2)Беседа о службе в армии. Тема "Сильны и    могучи богатыри славной Руси"

  3)Слушание в записи былин об Илье Муромце,  Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

  Объяснение смысла пословиц о храбрости

4)Изучение стихов посвященных празднику

« День  Защитника Отечества». Просмотр видеофильмов о Защитниках Отечества.


4

7.

Март

«Я – гражданин России»


1)Развивающее занятие: Знакомство  с понятием "гражданин, «патриот».  Слушание песен о Родине

2)Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Изучение карты России.

3)Беседа о семье - ячейке общества, хранительнице национальных традиций. счастье семьи - счастье и благополучие народа

4) Беседа о семейных национальных праздниках

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Урок Мужества «Герои Советского союза – наши земляки».

5

8.

Апрель

"Наши космонавты"


1)Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

2)Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Рисование на данную тему.

3)Сюжетно-ролевая игра "Космонавты". Изготовление атрибутов.

4)Спортивное развлечение "Мы — космонавты".

4

9.

Май

"Этот День Победы"


1)Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Изучение художественной литературы по теме.

2)Оформление стенда "Этот День Победы". Изготовление праздничных открыток.

3)Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Слушание и пение фронтовых песен.

4)Просмотр видеофильма о Великой Отечественной войне.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Программа элективного курса по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа элективного курса по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой методическую разработку, которую можно использовать в качестве пособия для орган...

«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к книге, чтению»

У чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.Как же сделать так, чтобы ...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...